Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
02.03.2007. Деловая неделя, Казахстан
Андрей Саидов (Ташкент)
Зачем помощник госсекретаря США полетел в Ташкент
На этой неделе с трехдневной рабочей поездкой в Узбекистан прилетел заместитель помощника государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Эван Фейгенбаум. Это вторая попытка американской администрации нащупать почву для политического компромисса с бывшим региональным союзником по антитеррористической коалиции, отвернувшимся от Вашингтона после трагических событий 2005 года в Андижане.
США и Европа тогда подвергли резкой критике власти Узбекистана за жестокое подавление волнений в Ферганской долине и преследование оппозиции, после чего узбекское правительство приняло решение о ликвидации базы американских ВВС в Карши, заключив вскоре военно-стратегический союз с Россией. В Узбекистане были закрыты десятки представительств западных неправительственных организаций, гуманитарных фондов и СМИ, обвиненных в попытках дестабилизировать ситуацию и подорвать государственный строй. Были лишены режима наибольшего благоприятствования американские корпорации, действовавшие в добывающих отраслях. Одновременно Узбекистан предоставил компаниям России, Китая, Японии, Южной Кореи и Юго-Восточной Азии большие перспективы в разработке углеводородов и стратегического сырья. В августе 2006 года в Ташкент приезжал помощник госсекретаря Ричард Баучер, визит которого можно было расценивать, как попытку вернуть политическое влияние в Узбекистане, которое администрация Джорджа Буша уступила Москве и Пекину. После августовской встречи с Исламом Каримовым, констатировав расхождения по вопросам прав человека и демократии, Баучер все же выразил надежду на восстановление диалога и сотрудничества на основе некогда существовавших соглашений о совместной борьбе с международным терроризмом и наркотрафиком, а также в области экономики. Однако заметного потепления в отношениях США и Узбекистана с тех пор не произошло. Продолжающиеся репрессии против инакомыслящих в Узбекистане вынудили Евросоюз, не меньше США заинтересованный в сохранении экономического и политического присутствия в Центральной Азии, отложить ожидавшийся в феврале 2007 года пересмотр санкций против правительства Ислама Каримова. Ранее госдепартамент США внес Узбекистан в список стран, где нарушаются права граждан на свободное вероисповедание, что было оценено официальным Ташкентом как грубое политическое давление и вмешательство во внутренние дела суверенного государства.
На этом фоне нынешняя поездка Эвана Фейгенбаума выглядела новым предложением компромисса, но без особой надежды на позитивные результаты. Еще в октябре прошлого года, выступая в Американо-Узбекской торговой палате в Вашингтоне, Фейгенбаум начал с признания, что отношения между США и Узбекистаном ухудшились из-за весьма острых разногласий по поводу событий в Андижане в мае 2005 года и ситуации в области прав человека. "Соединенные Штаты ушли из военно-воздушной базы в южном Узбекистане по просьбе узбекского правительства после того, как призвали к проведению независимого международного расследования по поводу насилия в Андижане. Международные правозащитные организации утверждают, что в Андижане погибли сотни людей, когда узбекские силы безопасности открыли огонь по демонстрантам. Государственный секретарь Кондолиза Райс в октябре 2005 года сказала, что Соединенные Штаты не хотят делать выбор между нашими целями с точки зрения беспокойства по поводу военного доступа и нашими целями с точки зрения демократии, ибо мы видим нерасторжимую связь между нашими стратегическими целями демократизации и ведением войны с терроризмом. Со времени насилия в Андижане узбекское правительство закрыло все независимые СМИ, закрыло или подвергло гонениям многие неправительственные организации и подвергло тюремному заключению оппозиционных деятелей и активистов в области прав человека", - сказал помощник госсекретаря. Далее вновь высказал надежды, что правительство Узбекистана откажется от своего нынешнего внешне- и внутриполитического курса и сделает выбор в пользу реформ и партнерства, посулив в качестве явной выгоды ... допуск Узбекистана через Афганистан к Индийскому океану и "Тихоокеанскому кольцу".
Надо заметить, что в замыслах создания транспортного коридора через подконтрольные сейчас США территории Афганистана и Пакистана к портам Индийского океана Узбекистан еще совсем недавно выражал большую и вполне понятную заинтересованность. В период стратегического партнерства с антитеррористической коалицией узбекская пресса много писала о радужных перспективах, которые обретет страна, намеревающаяся с помощью своих союзников совершить свой "бросок на юг", сделавшись почти что "морской державой" или, по меньшей мере, главным транспортным узлом для всей Центральной Азии с ее богатыми ресурсами и развивающимся рынком. Поэтому наблюдатели не сомневаются, что именно об этом Эван Фейгенбаум приехал вести закулисные переговоры "в рабочем формате" с высшими узбекскими чиновниками в Ташкенте. Но даже если предположить, что Ислам Каримов, в год президентских выборов готовящий очередную смену демократического фасада и международного имиджа своего режима, прислушается к новым заманчивым посулам бывших союзников, понятно, что теперь он не будет спешить со встречными жестами без оглядки на сегодняшних соратников - Россию и Китай. В нынешней политической ситуации ему придется соизмерять свои геополитические амбиции и с региональными партнерами по ШОС и ЕврАзЕС. Поэтому от рабочей поездки помощника госсекретаря в Ташкент никто не ждет сенсационных результатов по ее итогам. Тем более что никуда не исчезли прежние поводы для "принципиальных разногласий", которые обе стороны в перспективе, конечно, готовы, но пока не торопятся разрешать. "Но сам намек, как говорится, понятен. И, скорее всего, "будет иметься в виду".
Накануне прилета Эвана фигенбаума, орган Кабинета министров Узбекистана, газета "Правда Востока" опубликовала статью политолога Рафика Сайфулина под заголовком "Узбекистан - Запад: в поисках новых перспектив". С одной стороны, в ней недвусмысленно выражается готовность правящей элиты страны искать диалога с Западом. "Ни для кого не секрет, что нынешнее состояние отношений между Узбекистаном и ведущими странами западного сообщества трудно назвать нормальными. По известным обстоятельствам, ставшими поводом для принятия санкций в отношении Узбекистана, связи между Узбекистаном и США существенно снизили свою динамику, что повлияло на весь комплекс отношений Узбекистана с западным сообществом. Однако все более очевидным становится тот факт, что такая ситуация не укладывается в логику формирования нового мирового порядка. Видные зарубежные и отечественные политики, дипломаты и аналитики все чаще задумываются над тем, как исправить положение, от которого в принципе никто ничего не проиграл, но и не выиграл. Другими словами, объективно назрела необходимость совместного осмысления состояния отношений между ведущей страной региона, которой является Республика Узбекистан, и признанными лидерами мирового сообщества в лице США, ЕС и Японии", - пишет политолог. С другой стороны, он ясно дает понять, что при сегодняшнем геополитическом раскладе в регионе, имея за спиной таких друзей, как Москва и Пекин, интересующихся реальными энергоносителями и стратегическим сырьем, а не "абстрактными" правами человека, власти Узбекистана больше не станут играть в "демократические игры" не по своим правилам. "Есть понимание того, что только критика и обвинения могут стать причиной недоверия и подозрительности. В противовес такому подходу необходимо совместно размышлять над поиском новых перспективных направлений сотрудничества и модернизации традиционных связей".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |