Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
16.03.2007.Кремль.org
Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ:
- Общую ситуацию на Украине я мог бы обозначить словами песни: «нет у революции начала, нет у революции конца». Легко начать революцию, но очень сложно ее закончить. Революция на Украине продолжается, если под революцией понимать не оранжевые шарфики, и не экзотику на Майдане, а выход за пределы правового поля. Нужно сказать, что к концу правления Леонида Кучмы была сформирована, в основном, система власти в стране.
Она могла не нравиться, но она была сформирована, и это позволило создать украинское государство, которого никогда, на самом деле, не было. Резкий выход за пределы правового поля, который произошел в результате 'оранжевой революции', особенно противопоказан странам с малым опытом государственности. Страны с большим опытом государственности имеют глубинные, насчитывающие столетия и даже тысячелетия основы существования. А на Украине этого нет, и поэтому вместо новой власти в стране появилось безвластие или много власти, что на самом деле одно и тоже. В настоящее время Украина еще не вышла из этого состояния.
Внешние заинтересованные стороны, я имею в виду Европейский Союз, США, Россию, страны, входящие в блок ГУАМ, находятся в замешательстве: кто сейчас в Киеве принимает решения? Именно в этом заключается основная проблема. То есть, любые заявления, любые обещания как бы оказываются не подтверждены самым главным - властным ресурсом, необходимым для реализации этих заявлений и обещаний.
В одну реку войти дважды всегда сложно. Новый Майдан в том виде, в котором он был, уже невозможен, но попытки одной из групп политической элиты получить реальную власть будут продолжаться, я не исключаю того, что это будет предпринято и с помощью, что называется, 'неконституционных' методов. Хотя сейчас понять, что такое закон на Украине, очень сложно. Например, одна часть политических сил ставит под сомнение нынешний текст конституции. Другая часть политических сил ставит под сомнение право первой части ее менять. Возникает кризис легитимности. Мы хорошо помним, что нынешняя структура власти, нынешний текст конституции принимался в одном пакете с проведением третьего тура выборов. Таким образом, при отмене нынешней конституции, на чем настаивает нынешняя оппозиция во главе с президентом, ставится под вопрос легитимность и его полномочий. Кстати, словосочетание 'оппозиция во главе с президентом' звучит весьма занятно.
В стране идет все более острая борьба между различными ветвями власти, происходит перетягивание полномочий. Дело в том, что придя на революционной волне, президент Ющенко в сущности вышел за пределы того мандата, который был дан его избирателями. Если посмотреть предвыборную программу Ющенко, например, о вступлении в НАТО, что является сейчас уже какой-то 'идеей фикс' президентской ветви власти, то никаких обещаний не было. В данном случае абсолютно игнорируются антинатовские настроения в стране. Это еще больше усугубляет кризис. Если бы Ющенко действовал с учетом настроений населения, то его рейтинг не был бы таким низким. Все разговоры о том, что Ющенко по новому тексту конституции имеет очень мало прав, как у английской королевы, мягко говоря далеки от истины. Ющенко по конституции имеет прав не меньше, а в некоторых моментах и больше, чем, например, французский президент. А Ширака никто никогда не называл английской королевой. Ширак хорошо представляет, как и другие французские президенты, тот коридор возможностей, чтобы пользоваться поддержкой населения. Если бы Жак Ширак взял курс на безоглядную, в английском стиле, поддержку всех действий Соединенных Штатов на международной арене, то оказалось бы, наверное, что ему тоже не хватает полномочий внутри страны.
О президенте. Я не помню такой страны в мире, серьезной, где в той или иной форме нет президента. Есть или президент, или, в случае конституционной монархии, король. Нет ни одной страны, где безраздельно властвует парламентское большинство. Даже у, казалось бы, 'картонных королей' в Европе есть совершенно определенное право. Если они увидят, что в парламенте слишком заигрались, они могут распустить парламент и назначить новые выборы. Так что предложения об упразднении должности президента представляются мне крайностью.
О правительстве. Конечно, правительству Украины очень сложно принимать последовательные решения, учитывая постоянную борьбу с администрацией президента, постоянное дезавуирование каких-то их действий через президентские структуры. Не надо забывать, что у Ющенко осталось право назначать и снимать губернаторов. То есть, у президента есть довольно серьезное влияние на местные органы власти. Безусловно, в пылу борьбы та же Партия регионов, ее представители, в том числе и Янукович, делают заявления, которые тоже отличаются от предвыборных обязательств. И тем самым, безусловно, рискуют в своей электоральной поддержке. Но при всем этом страна все-таки живет. Происходит определенный рост ВВП. Значит, правительство действует, работает.
Однако нестабильность государственной власти на Украине становится очень неприятным явлением и для самой Украины, и для всего процесса на евразийском пространстве, я имею в виду и Европу, и Россию, и других партнеров Украины. Внутренние разборки выплескиваются в достаточно противоречивые внешнеполитические телодвижения Украины. И это уже становится тревожным фактором.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |