Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
15.03,2007, http: www.russians.kz
Игорь Курбатов
Послание народу Нурсултана Назарбаева не несёт в себе ничего нового. За исключением «социального блока» в нём не содержится сколько-нибудь серьёзной попытки выйти за рамки сложившейся системы «управляемой демократии» азиатского образца. В Казахстане по-прежнему сохраняется главенство «правящей семьи» и вся кланово-трайбалистская система распределения собственности, консервируется также дискриминационная система межнациональных отношений с дальнейшим закреплением доминирующего положения «титульной» нации.
Таким образом, казахстанские власти дают понять, что « русский вопрос» в стране исчерпан, а нацменьшинствам в соответствии с грядущими эпохальными преобразованиями отводится роль наблюдателей на торжестве новейшей казахской демократии. Как явствует из послания, президент Назарбаев готов интегрироваться во что угодно, но не готов консолидировать собственное население на основе понятных и справедливых принципов межнациональных балансов.
Как говорится в аналитическом материале ИАЦ МГУ «Русские в Казахстане»: «Основные причины слабой интеграции русских в процесс формирования «казахстанской нации» - дискриминация в сфере языковой политики и в области допуска русских и другого нетитульного населения к государственному управлению и представительству во властных и законодательных структурах».
Но казахские власти, в общем-то, никогда и не собирались допускать «нацменов» к государственному управлению. Вся предшествующая «национальная политика» - яркий образчик декларативности и лукавства руководства Казахстана, взявшего курс на строительство мононационального государства. Вот и на этот раз президентское послание предусматривает ряд чисто манипулятивных моментов, призванных в большей степени имитировать представительство нацменьшинств в законодательных органах республики.
Чтобы сохранить видимость «многонациональности» и соблюдения политических прав нацменьшинств, в соответствии с предстоящей конституционной реформой членов нелегитимной Ассамблеи народов Казахстана (АНК) предлагается механически переместить в парламентские кресла. Там, в сенате и парламенте, где более двух третей депутатов - казахи, члены АНК по замыслам реформаторов должны представлять интересы «народов Казахстана», а точнее – 40% русскоязычного населения республики. При этом ни один «народ» никого и никуда не делегировал, - ни сном, ни духом не зная о своих «законных представителях» во власти.
Вряд ли у кого-то из солидных экспертов язык повернётся сказать, что это шаг вперёд по пути продвижения демократии, и уж тем более – назвать это механизмом, дающим возможность казахстанским этносам выражать свои национальные интересы. Тем более, когда речь идёт о типично казахстанском ноу-хау – АНК, созданной на заре утверждения казахской государственности. (Затем этот опыт «нацпредставительства» в различных модификациях был использован в других странах СНГ.)
Необходимо также пояснить, что АНК создавалась, в основном, для нейтрализации русского правозащитного движения. Тогда же, в середине 90-х гг., с её (АНК) помощью была проведена «конституционная реформа», закрепившая в республике президентскую форму правления и предоставившая президенту Назарбаеву неограниченные властные полномочия. Как правило, казахские власти используют Ассамблею как пропагандистский фетиш, символизирующий «дружбу народов». Состав АНК тщательно отбирается исполнительной властью из руководителей ею же созданных многочисленных культурных обществ и национальных центров. Основным же критерием такого отбора является лояльность будущих членов АНК к существующему режиму и их политическая «стерильность».
Как заметил по этому поводу руководитель партии «Ак жол» Алихан Байменов: «Сила национально-культурных центров (НКЦ), это есть база Ассамблеи народов Казахстана, заключалась в их невысокой степени политизации деятельности. Руководители НЦК, в основной массе своей, это подвижники, это люди, которые являются альтруистами и не ставят личные индивидуальные и политические амбиции выше интересов НКЦ».
Тем не менее, такими вот руководителями НКЦ - никому не известными «альтруистами» и «подвижниками» - должна быть заполнена квота «нацпредставительства» в высших законодательных органах Казахстана. Причём, что важно отметить, предполагается втиснуть в эту «национальную квоту», как можно больше представителей разных наций и народностей, чтобы избежать создания в стенах парламента сколько-нибудь консолидированной «русской фракции».
(«На полном серьёзе» в казахстанской прессе идет дискуссия о ротации и о том, как дать возможность посидеть в парламенте всем …130 нациям и народностям республики. Но о настоящем пропорциональном политическом представительстве во власти русских - второй по численности нации республики (данные на 01.01.06 г.: казахов 8 913,3 тыс. человек, русских - 3 979,3тыс.) – ни в официальных, ни в оппозиционных СМИ не говорится ни слова.)
Конечно, можно было бы этого и не делать, но большой удельный вес «некоренного» населения всё же вынуждает казахские власти имитировать соблюдение политических прав нацменьшинств в такой вот анекдотической интерпретации. Кроме того, готовясь к председательству в ОБСЕ, Астана заранее предпринимает шаги в части украшательства фасада «специфической» казахской демократии. В Астане уверены, что Запад, не заметив 90% голосов, поданных на прошедших выборах за президента Назарбаева, права свободы русских – это ведь не кришнаиты и не гомосексуалисты - традиционно проигнорирует.
Между тем для самого правящего режима эта тема, как никогда актуальна. Впереди грядут парламентские президентские выборы, и не факт, что русское население, как раньше, дружно повалит к избирательным урнам и станет голосовать за свою гражданскую и политическую «второсортность». Плоды «языковой политики» уже дают о себе знать, и русские в Казахстане не склонны доверять велеречивому «отцу народов» и мифам о «межнациональном согласии». Свидетельством тому является резкий всплеск миграционных настроений, связанных с началом реализации российской переселенческой программы.
В очередной раз мобилизовать русские организации на поддержку правящего режима казахским властям будет трудно. Во-первых, отпала угроза «оранжевой революции», а во-вторых, русские, как говорится в статье «Русские в Казахстане», не готовы вливаться в казахстанскую нацию «на тех условиях, которые им предлагает государство».
Надо полагать, и в кремлёвской администрации не оставят без внимания «казахский султанат», где нарушаются права русского и русскоязычного населения. Тем более что во внешнеполитическом арсенале Кремля «русский ресурс» является одним из немногих реальных рычагов влияния на ситуацию в Казахстане. Уж если Ильхам Алиев призывает азербайджанскую диаспору проявлять политическую активность и не ассимилироваться, то «послемюнхенской России» сам Бог велел быть защитницей и государством-убежищем для всех русских в СНГ.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |