Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Самоубийственное русское непонимание

 Какое будущее ждет русских Латвии? Удастся ли им сохраниться как общине или их судьба - потерять себя?Проблемы, затронутые автором, можно отнести ко всем русским живущим в государствах постсоветского пространства.

13.03.2007, http://rodina.lv/html

Валерий ДЬЯЧКОВ

О Западе

Думаю, что главное не в том, что русские на Западе ассоциируются с Россией, а имидж России, создаваемый западными СМИ, весьма негативен. Главное - у них своих проблем выше крыши. С конституцией, с энергетикой, с терроризмом, с Польшей, с Турцией, с Украиной, с басками, с мусульманами... Для 500-миллионной Европы проблемы нашей общины на тысяча-каком-то месте. И будут там, пока из нашего существования не появится какая-то бяка для их существования. Пока мы сидим тихо, нас там никто не видит в упор.

О России

Надежды на решение наших проблем Западом или Россией - это наив, граничащий с глупостью. В отношении же «соотечественников» все не так примитивно. Дело это только начинается и пока «считать цыплят» рано. Тут есть два направления. Первое - помощь в защите интересов русских диаспор в разных странах путем влияния на их властные структуры и международные организации. Второе - переселение бывших граждан СССР трудоспособного возраста в Россию.

Помогать же стоит только тем, кто действует сам. Пример - Абхазия и Осетия. Не будь России, их давно бы задавили. Но не будь действий самих абхазов и осетин, усилия России были бы тщетны. Помощь состоит не в том, чтобы кричать вместо молчащего, а в привлечении внимания к крику, в пояснении его причин и последствий. Пока мы голосуем за согласие неизвестно с чем, а точнее, с существующим положением вещей, никто нам неспособен помочь.

Об оккупации

Для России этой проблемы не существует. Она создана в Латвии и интересует только ее. Это не политический, а юридически-правовой вопрос. Оккупация - это международное преступление. Латвия должна обратиться в Международный суд при ООН. Всякие внесудебные дебаты - это лапша людям на уши. А нежелание обращаться в суд - тоже ответ на вопрос об оккупации.

О Латвии и латышах

Данилин пишет: «Латыши - народ небольшой, крайне озабоченный своим языком и культурой. Именно потому интеграция в их понимании - это ассимиляция русских».

Думаю, что латыши озабочены не столько языком и культурой, сколько доминированием своих прав на данной территории. Идеологию в стране определяют люди, свои жизненные невзгоды ассоциирующие с русскими. Это и 30-тысячная армия вернувшихся в Латвию эмигрантов, и еще более многочисленные потомки легионеров и репрессированных.

Эта эмоциональная идея нашла отклик в умах и душах большинства латышей. Замкнутый круг: латыши голосуют только за этнократов, этнократы еще больше «накручивают» электорат. Всякая попытка договориться воспринимается как слабость.

Все исторические события последних 50 лет воспринимаются латышами как губительные для народа. В Советском Союзе их традиционный крестьянско-хуторской уклад жизни был разрушен принудительной коллективизацией и индустриализацией. В Европейском союзе они столкнулись со сверхрациональной рыночной экономикой, не считающейся с национальными интересами. Решение ЕС превратить Латвию в страну транзита и туризма лишает латышей самодостаточности. Потому идея «латышской Латвии» представляется спасением. А главным препятствием на пути к ней они видят тех чужих, с кем сталкиваются каждый день - то есть русских. Понять эти проблемы можно. Но почему мы должны их решать?

Об общине

Политики и ученая братия термина «община» избегают, предпочитая понятия «диаспора», «меньшинство» и другие. Но если под общиной понимать общность людей с одинаковыми родным языком, пониманием духовной и материальной культуры, истории, традиций и обычаев, мировосприятием и т. п., то этот термин лучше всего отражает ситуацию в Латвии. Община - это «народ в народе». Она в отличие от диаспоры самодостаточна. Самодостаточность определяется наличием всего, что обеспечивает независимое существование и воспроизводство - собственные бизнес, система образования, средства массовой информации, учреждения культуры и досуга, наличие специалистов во всех областях.

Русскоязычная община включает русских, украинцев, белорусов и евреев, всех, для кого русский язык - родной. На 95% это русская община, то есть состоящая из этнических русских и людей, воспринимающих себя как русские. Как всякий народ она неоднородна в социальном плане, в образовательном, в историческом, в мировоззренческом. Есть предприниматели и наемные работники, есть хорошо обеспеченные и еле сводящие концы с концами, есть интеллигенция и люди, далекие от проблем культуры и политики. Есть потомки, живущих здесь веками, есть приехавшие после войны и их потомки, родившиеся и выросшие в Латвии. Кому-то греет душу идея «соотечественников», а кто-то видит в ней оскорбление. Есть и большое количество маргиналов, плюющих на все и всех и считающих, что все озабочены только тем, чтобы нагреть других.

Потому так трудно их объединить на общие действия. Потому так много различных общественных организаций. База для консолидации зависит от цели, выдвинутой как первостепенная на данный момент. Если цель - консолидация российских соотечественников, то, наверное, это РОЛ, если сохранение культуры - то Общество русской культуры. Если цель - постепенная демократизация страны, то, наверное, ОКРОЛ, если согласие в обществе и избежание конфликтов, то, наверно, «Центр согласия». Но если цель требует борьбы и открытого противостояния, то, наверное, это ЗаПЧЕЛ, если они, конечно, окончательно не откажутся от этого.

Кравцов на основе опроса лиепайчан считает, что стратегическая цель, способная объединить общину, - «обеспечение благосостояния и процветания русской общины». Приоритетные тактические - региональный статус русского языка и право выборов местных органов власти.

Иван Клементьев, представляя позицию «Центра согласия», сказал: «В основе объединения должна быть русская культура». Елена Матьякубова тоже так считает. Но добавляет, что «вторая ценность, способная объединить - это русское образование, без которого не сохранить Русский мир».

Нил Ушаков в статье «Одним не справиться» определил цель как «участие во власти русскоязычных политиков», а путь к этому - «создание единой латышско-русской межнациональной партии». «Единая латышско-русская партия может получить в Сейме чуть ли не половину голосов и вместе с этим - непоколебимые позиции в любом правительстве. А на муниципальных выборах в Риге, Даугавпилсе или Резекне - абсолютное большинство».

Думаю, с вхождением во власть не все так просто. В Эстонии аналогичная партия получила много мест и вошла в парламент и правительство. Но русских ни там, ни там не оказалось. Идеологом и создателем партии «Новое время» был Григорий Крупников. Создавал он ее под себя и «узкий круг лиц». «Узкий круг лиц» вошел во власть. А где Крупников? Ингрида Удре имела популярность, пока не выяснилось, что она православная, что она за расширение прав русскоязычных латвийцев. После этого ей накидали столько минусов, сколько никто не видывал. Ее партия во власти, а где сама Удре?

Татьяна Жданок считает, что объединение организаций русскоязычных латвийцев уже состоялось в конце 90-х годов в виде Координационного совета общественных организаций, в который вошло порядка 20 обществ. Нужно только оживить его деятельность. «Сверхзадачей» русской общины она считает противодействие насильственной ассимиляции.

Об ассимиляции

Процесс ассимиляции, интенсивно продвигавшийся в провинции путем закрытия русских школ, в городах натолкнулся на активное сопротивление. Массовые акции протеста против «реформы-2004» нацеленность на ассимиляцию остановили. Сейчас элита изменила стратегию. Осознав невозможность и опасность ассимиляции, они втихую формируют двухобщинное государство с господствующей и обслуживающей общинами. Заодно лишая русскую общину самодостаточности и способности к самовоспроизводству. Они делают с русской общиной то же, что сделали с латгальской. Результат ожидается тот же. Наши дети будут конкурировать с латгальскими за право обслуживать элиту.

Положение людей в обществе определяется рынком труда. Конкуренция на рынке труда осуществляется через знания. Люди с более высоким уровнем знаний занимают руководящие позиции, с более низким - подчиненные. Переход преподавания в русских школах на полурусский-полулатышский, именуемый билингвальным, затрудняет учебу. Без школьных знаний нет и профессиональных. В результате большая часть выпускников русских школ перестают быть конкурентами выпускникам латышских, автоматически попадая в подчинение.

Одновременно ухудшается преподавание латышского путем снижения количества часов и увеличения численности групп. Это совершенно реальный путь реализации идеи «приоритета прав латышей». Абсолютное преобладание латышских фамилий в списках принятых на бюджетные места вузов - это не только результат дискриминации, но и реальное отражение соотношения знаний. Усугубляется дело тем, что люди с низким уровнем знаний сами этого никогда не осознают. Но это хорошо видят знающие больше.

О первоочередности проблем

История, культура, забота о памятниках, язык и т. п. - все это части Русского мира, без которых он будет неполным, а община неполноценной. Проблемы равноправия и демократизации общества - это тоже проблемы сохранения Русского мира. Но что лежит в его фундаменте?

Нет сомнения, что основа всему - русское образование. Русское не только по языку, но и по духу. Без него исчезновение всего остального - только вопрос времени. Это понимают и претворяют в жизнь этнократы. Но, похоже, совсем не понимают наши элиты. Даже Матьякубова, поставила образование на второе место по значимости. И Жданок говорила не о нем, хотя была к проблеме ближе всех.

Совершенно очевидно, что первоочередной задачей русской общины является восстановление системы русского образования, возврат школ на русский язык, возобновление подготовки русских учителей.

Об образовании

Профессионального образования на русском языке практически уже нет. Школьного в районах тоже. При учебе на латышском латыши всегда будут иметь преимущество в овладении профессиями, поскольку это их родной язык. Школьное в городах еще как бы есть, хотя и в билингвальном виде. Но и его дни сочтены.

Нет, русские школы останутся. Но вслед за знаниями из русских школ выдавят и саму «русскость». Уже больше 10 лет педагогов для русских школ никто не готовит и заменять уходящих некем. В результате уже через 3- 5 лет русские школы начнут пополняться учителями-латышами. Как и чему они будут учить?

Что нет вузов, готовящих русских учителей, полбеды. Трагедия в том, что уже почти нет преподавателей, способных их готовить. Трагедия в том, что знания выпускников школ уже таковы, что они не могут стать русскими учителями. Они не просто знают меньше, чем нужно учителю, они практически уже не знают русской терминологии из географии, истории, биологии, не говоря уже о физике, химии, математике. Они не могут учиться и в российских вузах. А кто может, тот выбирает не педагогику.

Русское по уровню, языку и духу образование исчезает безвозвратно! Но заменяется оно теперь не латышским, а псевдорусским.

К чему это ведет? Ушаков прав, все сохранится: и Пушкин, и газеты, и телевидение, и любимые песни, и язык на бытовом разговорном уровне. И даже русские по названию школы. Но теряется Русское образование, а с ним и самодостаточность общины, способность к самовоспроизводству. Община превращается в зависимую от латышской и подчиненную ей. Не имея знаний, наши дети обречены быть обслугой не только в Латвии, но и в любой другой стране, включая Россию.

О трудностях объединения

Наше долготерпение и желание жить в согласии подвели нас к критической черте. Может быть, мы уже одной ногой за ней. Не думаю, что лидеры многочисленных русских организаций не понимают проблемы. Часть из них ведет двойную игру, а часть боится озвучить ее. Тех, кто первым поднимет ее, будут топтать и пинать и чужие, и свои. Первые видят покушение на идею латышской Латвии. Вторые - покушение на спокойную жизнь. Еще труднее довести истину до осознания большинством. Наиболее эффективно телевидение, но оно недоступно по цене всем организациям вместе взятым, кроме «Центра согласия». Газет половина людей не читает.

Пенсионеров интересует только пенсия, возможность писать заявления на русском и голосовать «за самых приятных». Молодежь думает, что она школу уже проскочила и проблема образования ее уже не касается. Она не понимает, что через несколько лет столкнется с ней через своих детей.

Надежды, что бизнесмены могут стать опорой русской общины, думаю, безосновательны. Крупный бизнес разговоры о правах и меньшинствах только раздражают. Они продвигают во власть своих людей и решают проблемы через них.

Простой пример: в последнее время было много публикаций о бедственном положении русской библиотеки. Ну и что? Меценатами могут быть только люди с особым складом характера. К тому же меценатство не может противостоять государственной политике. Оно способно поддержать только то, до чего у государства не доходят руки.

Бизнес вообще мало патриотичен. Он нацелен на прибыль и все рассматривает через ее призму. По идеологии бизнесу всегда ближе правые идеи, а все правые партии латышские. Усугубляет проблему все возрастающее число маргиналов, готовых к деструктивным действиям по любому поводу и без повода.

Кто нас должен и может объединить?

Восстановление русского образования касается всех групп русской общины. Соответственно эта задача может объединить усилия всех русских организаций. Но задача эта подразумевает серьезную политическую борьбу. Соответственно возглавить ее должна политическая сила (партия). В русской общине их несколько, но значимых сегодня только две. Это «Центр согласия» и ЗаПЧЕЛ.

«Центр согласия» получил наибольшую поддержку общины и его позиция хорошо известна. Они приверженцы парламентских методов и компромиссов. В «Часе» была опубликована статья о преобразовании средних русских школ в Лиепае в основные. Депутат Сейма Валерий Агешин говорит, что «Центр согласия» предпримет усилия на самом высоком уровне, чтобы помочь школам. Я представляю, как дрожит бедная Байба Ривжа и все ее министерство в ожидании запроса «Центра согласия». И как она в страхе кинется отменять решения о преобразовании...

По-моему, «Центр согласия» помогает этнократам тянуть время, необходимое им для окончательного разрушения русского образования.

ЗаПЧЕЛ сильно потеряло поддержку общины. Прежде четкие и однозначные формулировки ныне укутаны в одежды из общих фраз. Однако идеи, высказанные Жданок за круглым столом, представляются наиболее реалистичными.

Действительно, Координационный совет общественных организаций есть, созданный им Штаб защиты русских школ тоже. Эффективность их была доказана делом. Нужно только оживить их деятельность.

Но кто может это сделать? Где те молодые Данилины, что способны не только анализировать, но и действовать? Действовать не для амбиции или корысти, а ради блага своего народа.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ