Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Все оттенки белорусской оппозиции

Отдел Белоруссии Института стран СНГ

1.  Несмотря на определенный рост протестных настроений у населения Белоруссии, особенно среди лиц молодого и среднего возраста, большая часть граждан республики относится к организованной оппозиции отрицательно. Это во многом обусловлено тем, что бывший единый кандидат в президенты от оппозиции Александр Милинкевич, продолжающий претендовать на роль общеоппозиционного вождя,  имеет устойчивую репутацию пропольского политика и антироссийского национал-радикала.

Милинкевич от лица всех оппозиционных партий постоянно подчеркивает, что целью оппозиционных политических сил является вхождение РБ в НАТО и Евросоюз, а российско-белорусское Союзное государство – личный проект Александра Лукашенко, не соответствующий национальным интересам. В настоящее время Александр Милинкевич стремится создать собственное политическое движение «За свободу», пытаясь перетянуть на свою сторону членов других оппозиционных партий и движений. Расчет делается, в первую очередь, на те оппозиционные организации, которые получают западные деньги через так называемые ресурсные центры,  находящиеся под непосредственным контролем (с согласия польских и американских спонсоров) Милинкевича и его жены Инны Кулей.

Александр Милинкевич добивается создания в рамках оппозиционного Объединения демократических сил «демократической вертикали» во главе с лидером, обладающим широкими полномочиями, с подчинением ему всех партий и объединений оппозиции, входящих в ОДС. Милинкевича в вопросе преобразования ОДС поддерживает националистическая партия Белорусский народный фронт (БНФ), а также прозападные радикальные националистические группировки, входящие в т.н.  Европейскую коалицию: Белорусская социал-демократическая партия «Народная грамада» (оставшаяся часть социал-демократов, на вошедших в БСДП «Грамада» А. Козулина), Партия свободы и прогресса, Молодой фронт. Все эти политические группы стоят на антироссийских и антирусских позициях.

2. Партия БНФ возникла в 1999 году в результате раскола Партии Белорусского народного фронта (созданной в мае 1993 г.) и общественно-политического движения Белорусский народный фронт «Адраджэнне» (основано в 1988 г.). До этого партия и движение БНФ выступали как единая общественно-политическая организация, которую возглавлял находящийся в настоящее время в добровольной эмиграции Зенон Позняк (Зянон Пазьняк). Вторая часть бывшего БНФ «Адраджэнне»  преобразовалась в  Консервативно-христианскую партию БНФ (зарегистрирована министерством юстиции РБ в 2000 г.).

Партия БНФ выступает за создание социального рыночного хозяйства, критикуя как централизованную систему управления, присущую социалистической экономической модели, так и концепцию абсолютного экономического либерализма. Программа партии БНФ  предусматривает необходимость приватизации государственной собственности, создание законодательных условий, которые бы стимулировали привлечение зарубежных инвестиций, эволюционный путь  земельной реформы через признание права частной собственности на землю и признание земли товаром. В социальной сфере программа предусматривает государственную социальную защиту тех категорий населения, которые нуждаются в такой защите. Предусматривается наделить белорусских граждан правом выбора между платной частной медициной и государственной бесплатной. Программа партии не отвергает президентскую форму правления, правда формально предлагается уменьшить полномочия президента. БНФ стоит за введение смешанной пропорционально-мажоритарной избирательной системы.

Партия БНФ выступает за отмену государственного двуязычия в Белоруссии, за ликвидацию Союза Белоруссии и России, за присоединение Белоруссии к Европейскому Союзу и НАТО, за развитие особых отношений с Украиной и Литвой, что в перспективе должно привести к созданию Балтийско-Черноморского содружества государств.

Высший орган партии - съезд, который созывается не реже одного раза в два года. Съезд избирает председателя партии, заместителей председателя, сойм и ревизионную комиссию. Сойм является руководящим органом Партии БНФ. Исполнительным органом Партии БНФ является управа, которая формируется соймом, сойм же определяет структуру и направления деятельности управы. Управа обеспечивает практическое исполнение решений съезда и сойма, координирует деятельность «суполок» (первичных организаций).

В настоящее время председателем Партии  БНФ является Валентин Вечерко (Вінцук Вячерка), заместителями председателя - Виктор  Ивашкевич, Галина Семдянова, Павел  Северинец и Юрий  Ходыко. Вечерко, по профессии преподаватель белорусского языка и литературы, - ярый противник ориентации на Россию, которую рассматривает как исконного, исторического врага Беларуси. На одной из демонстраций он публично сжег российский флаг.

3.  Высший орган КХП БНФ - съезд, который созывается не реже одного раза в два года. Съезд избирает председателя партии, заместителей председателя, сойм и ревизионную комиссию. Последний II съезд Консервативно-христианской партии БНФ состоялся в 2006 году. Председатель Консервативно-христианской партии БНФ - Зенон  Позняк. Позняк, по профессии театровед, дважды выдвигался кандидатом в президенты РБ (в 1994 и 1999 гг.), он сторонник ориентации на Запад, агрессивный русофоб. Заместители председателя Юрий  Беленький и  Сергей Попков. В связи тем, что председатель КХП БНФ Зенон Позняк с 1996 года постоянно находится за пределами Белоруссии, Юрий Беленький исполняет обязанности председателя КХП - БНФ.

Программа Консервативно-христианской партии  БНФ провозглашает главными ценностями белорусский народ, белорусский язык, белорусскую землю (национальную территорию), независимость Республики Беларусь. Большое значение придается белорусской национальной символике, идеологии антирусского национализма, национально-освободительного движения, «которое борется против российского империализма и колониализма». КХП БНФ выступает за отмену государственности русского языка, за выход Белоруссии из союзных отношений с Россией, за преобразование РБ в парламентско-президентскую республику с избранием президента парламентом, за присоединение Белоруссии к НАТО и Европейскому союзу. В отличие от Партии БНФ, КХП БНФ не участвует в оппозиционной коалиции ОДС, так как ее функционеры считают таких лидеров оппозиции как Анатолий Лебедько, Александр Козулин, Сергей Калякин «агентами российского империализма».

4. Сегодня одной из  наиболее влиятельных и организованных оппозиционных партий является  Объединенная гражданская партия (ОГП), которая определяет себя как партию «либерально-консервативной политической ориентации». ОГП была создана в 1995 году в результате объединения двух партий – Гражданской (создана в 1994 г.) и Объединенной демократической (создана в 1990 г.). Председатель партии – Анатолий Лебедько, по образованию историк, в настоящее время профессиональный  оппозиционный политик. Почетный председатель ОГП – профессор Станислав Богданкевич, доктор экономических наук, до 1995 г. был Председателем Правления Национального банка Беларуси. Заместителями председателя ОГП являются  Игорь Шинкарик, председатель «Правозащитного альянса» Людмила Грязнова, юрист Владимир Червоненко и экономист Аналитического центра «Стратегия» Ярослав Романчук.

Партия имеет организации во всех областях и в 90% районных центров Белоруссии. Наибольшего политического успеха ОГП достигла в середине 1990-х гг., когда в парламентскую фракцию ОГП «Гражданское действие» Верховного Совета 13 созыва (прекратил существование после конституционного референдума 1996 г.) входило 22 депутата. В настоящее время не имеет представительства в Национальном собрании РБ.

ОГП входит в Объединение демократических сил и представлена в Политсовете ОДС председателем  Анатолием Лебедько. Все основные мероприятия проводятся оппозиционными партиями совместно.

В свое время «решением» бывшего Верховного Совета 13-го созыва был создан т.н. Национальный исполнительный комитет (НИК, Общественное коалиционное правительство) – «теневой кабинет» оппозиции. Большинство в НИК составляют представители ОГП. Ряд белорусских экспертов сходится на том, что, в случае смены нынешней власти значительную часть нового правительства составят представители ОГП, причем именно они возглавят «экономический блок». Партией разработана Концепция экономических реформ и пакет законопроектов для ее реализации. Работа над совершенствованием Концепции и разработка законопроектов продолжается.

К идейным союзникам и партнерам ОГП  можно отнести польский «Союз Свободы» Л.Бальцеровича, партию «Союз Отечества – Литовские Консерваторы» В.Ландсбергиса, эстонскую партию «Союз Отечества» М. Лаара и украинскую партию «Реформы и Порядок» В.Пинзеника. При этом на деятельность белорусской ОГП заметно влияют Союз правых сил (РФ), Консервативная партия Великобритании, Европейский демократический союз (объединяет правоцентристские партии европейских стран), а также Международный республиканский институт Республиканской партии США.

Фактическое лидерство ОГП в оппозиционном блоке значительно сужает его перспективную поддержку со стороны населения, т.к. большинство граждан Белоруссии пока негативно воспринимает принципы экономического либерализма (преобладание частного интереса над общим), индивидуализма и социального эгоизма. В то же время, провозглашая принципы либерализма, т.е. неограниченной свободы личности, ОГП исповедует эти принципы весьма избирательно, отказывая (как и все оппозиционные партии) гражданам Белоруссии в праве свободного выбора языка общения, образования и т.д. Все это накладывает серьезные ограничения на возможность политического успеха оппозиции в ближайшей перспективе.

Объединенная гражданская партия выступает за вхождение Республики Беларусь в НАТО и Европейский союз, за упразднение государственного двуязычия в Белоруссии, за ликвидацию белорусско-российского Союза.

 В конце 2006 г. между ОГП и Александром Милинкевичем возникли принципиальные разногласия по поводу дальнейшего развития оппозиционного блока ОДС. На состоявшемся 17 марта 2007 г. заседании Политсовета ОГП были окончательно сформулированы принципы этой партии в вопросе дальнейшей судьбы ОДС. В отличие от Милинкевича и БНФ ОГП полагает, что «укрепление и развитие демократической коалиции должно происходить через жесткую координацию действий всех субъектов и закрепление персональной ответственности». Крайне важным представляется, что руководство ОГП отвергло притязания на вождизм со стороны Милинкевича. ОГП высказалось за проведение очередного конгресса «демократических сил»  21-22 апреля текущего года, на котором необходимо  принять стратегию ОДС, проект «малой конституции» и экономическую платформу. Эти документы в последующем должны будут лечь в основу предвыборной платформы оппозиции на предстоящих в 2008 году выборах в нижнюю палату белорусского парламента.

5. Партия коммунистов Белорусская (ПКБ) была образована в декабре 1991 года  спустя несколько месяцев после запрета КПСС-КПБ в результате провала августовского путча ГКЧП. Изначально ПКБ мыслилась как временная «крыша» для деятельности белорусских коммунистов на период до отмены запрета КПБ. В результате длительной юридической тяжбы белорусские коммунисты добились в феврале 1993 года отмены Верховным Советом РБ запрета на деятельность Коммунистической партии Белоруссии. Таким образом, с этого времени в республике юридически стали существовать две компартии – ПКБ и КПБ. С целью сохранения единства коммунистического движения в Белоруссии в условиях нарастающего агрессивного национализма и русофобии внеочередной съезд КПБ принял решение о передаче своих полномочий  вновь созданной ПКБ, и таким образом в Белоруссии стала действовать полновесная компартия, насчитывающая в то время 20 тысяч членов. ПКБ стала влиятельной политической силой, имела самую большую фракцию в парламенте, которую возглавлял первый секретарь ЦК ПКБ Сергей Калякин, а второй секретарь ЦК ПКБ Василий Новиков занимал пост заместителя председателя Верховного Совета Белоруссии 13-го созыва.

После прихода к власти Александра Лукашенко между руководством ПКБ и президентом стали нарастать серьезные противоречия, обусловленные планируемой конституционной реформой в РБ. Кроме того, коммунистическая фракция в Верховном Совете не смогла добиться того, чтобы белорусское законодательство было приведено парламентом в соответствие с результатами майского 1995 года референдума о государственном двуязычии в Белоруссии.

Накануне конституционного референдума 1996 года руководство ПКБ (первый секретарь ЦК Сергей Калякин и секретари ЦК Василий Новиков,  Анатолий Лашкевич и Елена Скриган) образовали политический альянс с прозападными, в том числе и радикальными, националистическими партиями и организациями – БНФ, ОГП и другими. Впервые за всю историю коммунистического движения в Белоруссии партия коммунистов стала выступать одним фронтом с силами, являющимися политическими и духовными наследниками функционеров Белорусской народной республики (БНР), фактических марионеток Германии, и прогитлеровской Белорусской центральной рады (БЦР). По сути, руководство ПКБ встало на путь политического коллаборационизма, что привело к глубокому кризису в партии и ее последующему расколу.

В ноябре 1996 года несогласные с позицией Сергея Калякина члены ПКБ вышли из этой партии и на своем съезде приняли решение о возобновлении деятельности Коммунистической партии Белоруссии (КПБ). Этот раскол тяжело отразился на авторитете и дееспособности коммунистического движения в Белоруссии. Общая численность коммунистов значительно уменьшилась. При этом численность КПБ составляет чуть более 5,5 тысяч членов, ПКБ же все более превращается из партии в антипрезидентский политический клуб. Численный состав ПКБ, насчитывающей чуть более тысячи членов, в значительной степени представлен лицами преклонного возраста, часть из которых в свое время занимала ответственные посты в КПСС, комсомольских организациях.

Руководитель Партии коммунистов Белорусской Сергей Калякин сейчас относит себя к «коммунистам европейского типа». На систематическую основу поставлены его контакты с представителями европейских коммунистических и социал-демократических партий. Однако основные усилия Калякина направлены на создание положительного имиджа в глазах представителей американских неправительственных структур. Приоритетным направлением деятельности для Калякина на текущий момент является борьба за укрепление своих позиций в ОДС. Занятие поста руководителя оппозиционной коалиции позволит ему укрепить свой авторитет, а также получить доступ к финансовым потокам, направляемым на демократизацию республики определенными силами Запада.

Сторонники белорусской оппозиции отмечают, что коммунисты имеют наиболее крепкую и разветвленную сеть первичных и региональных звеньев среди иных «демократических» сил Беларуси. Однако на текущий момент партийные ячейки партии фактически дезорганизованы вследствие отсутствия финансирования из центра. В региональных структурах ПКБ усиливается недовольство деятельностью руководства партии, «вступившего в диалог с западными капиталистами и националистами», отмечается его дистанцированность от проблем низовых организаций и их членов.

Поэтому политическую дееспособность оргструктур ПКБ не стоит переоценивать. Косвенно об их слабости свидетельствует факт внесения на  внеочередном съезде ПКБ (02.12.2006 г.) изменений в устав партии (упразднение членских взносов и периодичности проведения партийных собраний и конференций) и отказ от участия в январских 2007 года выборах в местные советы.

В ходе президентской избирательной кампании 2006 г. ПКБ наряду с праворадикальными и либеральными группированиями образовали коалицию «объединенных демократических сил». Основной мотивацией данного поведения руководства ПКБ было желание поучаствовать в распределении средств, выделенных Западом на организацию предвыборных мероприятий оппозиции, обязательным условием получения которых было обеспечение единства всех противников действующего президента Белоруссии.

 Формально ПКБ выступает за союз с Россией и официальное двуязычие в Белоруссии. Однако Партия коммунистов Белорусской уже длительное время выступает в одном политическом альянсе с антирусскими и антироссийскими партиями БНФ и ОГП, а ее лидер Сергей Калякин был руководителем избирательного штаба  Александра Милинкевича.

6. Белорусская партия женщин «Надзея» («Надежда») создана в июне 1994 г. Эта партия не может похвалиться развитой организационной сетью, ее основу  составляют партийные клубы-первичные организации, которые образуются по территориальному признаку. При наличии в области двух и более первичных организаций они могут создавать областное отделение партии.

Высшим органом Партии женщин является съезд партии, который созывается один раз в три года. Съезд избирает председателя партии женщин, заместителей председателя, председателя и членов Ревизионной комиссии, а также Совет партии. Высшим органом партии женщин между съездами является Совет партии.

Председатель БПЖ «Надзея» Елена Еськова ранее длительное время возглавляла юридический отдел оппозиционного Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, а затем работала в Белорусской партии труда, пока она не была ликвидирована решением Верховного суда РБ. Заместитель председателя партии – Валентина Матусевич (до недавнего времени председатель партии).

Основной декларируемой программной целью Белорусской партии женщин «Надзея» является «проведение в Республике Беларусь реформ, направленных на повышение жизненного уровня населения, построение демократического, социального, правого государства, обеспечивающего равноправие женщин в обществе, полное искоренение их дискриминации, правовую охрану интересов матери и ребенка, формирование высоких моральных идеалов семьи». Члены партии отрицательно относятся к проявлениям расизма, экстремизма и использованию силы для достижения политических целей. Одной из своих главных задач программа Партии женщин ставит сотрудничество и взаимодействие с профсоюзами. Партия «Надзея» активно действует в оппозиционных межпартийных структурах, включая Политсовет Объединенных демократических сил. Как и любая гендерная политическая структура БПЖ «Надзея» не может рассчитывать на поддержку широких электоральных масс.

Во внешней политике Белорусская партия женщин выступает против «шовинизма и российского империализма», за участие Белоруссии в общеевропейском процессе с перспективой вступления в Европейский союз, за многостороннее сотрудничество со странами СНГ.

7. Теоретически  роль «пророссийского» оппозиционного лидера мог бы сыграть  председатель Белорусской социал-демократической партии «Грамада» («Общество»), бывший ректор БГУ, а ныне отбывающий наказание в колонии Александр Козулин. Козулин не только является почетным профессором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и вице-президентом Петровской академии наук и искусств, но и позиционировал себя как сторонник равноправных, дружественных и честных отношений с Россией. Однако этого не случилось: Козулину помешала двойственность и экзотичность его программы, излишняя прямолинейность и нарочитый нигилизм, наконец, ему не хватило политического опыта и элементарной сноровки.

Находясь в местах лишения свободы, Александр Козулин через своего адвоката продолжает участвовать в жизни белорусской организованной оппозиции, что позволяет делать далеко идущие выводы о его политическом выборе. Очевидно, Александр Козулин сегодня считает маловажным то обстоятельство, что многие из функционеров оппозиции, с которыми он заочно сотрудничает, в период президентских выборов прошлого года активно распространяли слухи (в том числе и в России) о том, что лидер БСДП «Грамада» и кандидат в президенты – тайный, высоко оплачиваемый агент администрации главы белорусского государства Лукашенко.

4 марта 2007 года состоялся съезд БСДП «Грамада», на котором Александр Козулин был переизбран председателем этой партии. Он также как и его коллеги из ОГП считает, что конгресс ОДС необходимо провести до 26 апреля текущего года. При этом Козулин полагает, что итогом форума оппозиционной коалиции должно стать формирование так называемого «правительства народного доверия», в которое предложил  включить таких антироссийских и антирусских деятелей как Ивонка Сурвила и Владимир Колос. Сурвила является председателем т.н. «Рады БНР» (некое подобие правительства из эмигрантов), которая базируется в Канаде, а Колос - председатель радикальной националистической Рады белорусской интеллигенции.

8. Белорусская социал-демократическая Грамада Станислава Шушкевича (учреждена в 1998 г.) в соответствии со своей программой ратует за создание в Республике Беларусь гуманного демократического общества на основе многоукладности экономики и разнообразия партийных структур, за  возрождение основ белорусской духовности, утверждение общечеловеческих ценностей, национальное возрождение, отмену государственного двуязычия, а также за построение независимого, демократического, правового государства. Эта малочисленная белорусская партия  не имеет заметного политического влияния.

Своей центральной внешнеполитической задачей БСДГ считает упразднение союза с Россией. Выступает за вступление Белоруссии в Евросоюз и НАТО.

9. Открытое неприятие идеи белорусско-российского союза оппозиционной коалицией вызывает настороженное, а в большинстве случаев отрицательное отношение к этим силам значительной части белорусских граждан. Собственно, самым уязвимым местом белорусской оппозиции является ее антироссийская и антирусская (лишение, прежде всего, русского языка статуса государственного) направленность. Кроме того, слишком очевидна политическая и финансовая зависимость оппозиционных лидеров от США и ЕС, а в последнее время, и от Польши. На деятельность белорусской оппозиции со стороны определенных сил Запада  выделяются значительные денежные средства (речь идет о миллионах  долларов США). Одной из успешных областей их применения является создание большого количества сетевых Интернет-ресурсов, что, с учетом резкого роста числа белорусских пользователей, может дать оппозиции значительное увеличение числа ее сторонников.

В связи с этим, в рядах оппозиции уже давно наметилось стремление к расширению влияния в белорусском обществе путем формирования в своих недрах некой организационной структуры, которую можно было бы представить в виде «левой», социально-ориентированной силы, борющейся за социальную справедливость, народное благополучие и за установление добрососедских отношений с Россией. Последнее тем более актуально, так как, по признанию Милинкевича, оппозиционным лидерам не удалось развенчать свой антироссийский облик в глазах российской политической элиты.

Речь, по всей видимости, идет о поэтапном слиянии тех оппозиционных политических партий, которые содержат в своих наименованиях или программных документах такие понятия как социал-демократия, справедливое общество, человек труда и т.п. Таких оппозиционных партий несколько: Белорусская социал-демократическая партия «Грамада» (председатель – Александр Козулин), Белорусская партия женщин «Надзея» (председатель – Елена Еськова), Белорусская социал-демократическая Грамада (председатель – Станислав Шушкевич) и Партия коммунистов Белорусская (первый секретарь – Сергей Калякин). Из названных партий только две - БСДП «Грамада» и ПКБ - имеют достаточно развитые организационные структуры (в том числе и региональные) и партийный  актив.

Поэтому возникла необходимость создания крупной, в перспективе массовой, «левой» оппозиционной партии, которая бы пользовалась поддержкой не только в Западной Европе, но и России. В то же время, несмотря на общую антипрезидентскую направленность нынешних оппозиционных «левых» (БСДП «Грамада», ПКБ, БПЖ «Надзея», БСДГ) и определенное совпадение политических программ, в их рядах слишком много противоречий, в том числе и личного характера, чтобы одним махом слиться в одну партию.

Поэтому «левыми» оппозиционными вождями была избрана тактика осторожного, поэтапного движения к намеченной цели. Первым шагом стало создание Союза левых сил (СЛС) как ассоциации нескольких юридически самостоятельных партий, с последующим потенциальным объединением в одну партию. Как заявила по этому поводу лидер БПЖ «Надзея» Елена Еськова, в идеале должно произойти «развитие Союза левых сил в одну сильную социал-демократическую партию».

Однако это может оказаться довольно сложной задачей, т.к. если судить по программам партий, входящих в СЛС, то «базовые совпадения» касаются только социальных проблем. По остальным же вопросам, в первую очередь, по языковому и внешнеполитическому, подходы у ПКБ и БСДП «Грамада», например, прямо противоположны. БПЖ «Надзея» по ряду аспектов имеет весьма туманные представления, путается во внешнеполитических ориентирах, четкой политической программы действий и тактического партнерства у нее нет. Позицию Партии женщин некоторые белорусские политологи иронично характеризуют как «и нашим, и вашим». Возможное же включение в СЛС БСДГ Станислава Шушкевича затруднено в силу откровенно антирусских националистических позиций этой партии и прогнозируемому расколу в ее собственных, немногочисленных рядах.

Одним из весомых стимулов вхождения различных политических сил левого толка в новый блок является ожидание устойчивого финансирование их деятельности. В противном случае следует ожидать усиления центробежных тенденций в коалиции. Один из ее субъектов – организация «Разам» («Вместе») – фактически уже вышел из состава СЛС. Негативное влияние на перспективы функционирования «левой коалиции» оказывает также отказ в его регистрации министерством юстиции Республики Беларусь, что фактически ставит СЛС в один ряд с многочисленными эфемерными структурами оппозиции, которые практически не в силах повлиять на политическую ситуацию в республике.

Очевидно, что  в случае слияния  «левых» структур оппозиции, кому-то из них придется поступиться своими декларируемыми программными принципами. Скорее всего, эта незавидная роль уготована ПКБ, тем более, что эта партия уже давно прочно связала себя с прозападными политическими силами. Не исключено, что информационные и пропагандистские ресурсы ПКБ могут быть использованы в качестве банального идеологического прикрытия подлинных целей организаторов «левой» оппозиции - продвижение к рычагам реальной власти с финансовой и дипломатической помощью определенных сил на Западе.

Конечно, сами по себе организационные структуры партий, входящих в СЛС пока относительно слабы. Но в совокупности, с учетом социальной демагогии и возможных кризисных явлений в республиканском хозяйственном комплексе, они могут развиться в заметную общественно-политическую силу. Планируемое взаимодействие СЛС с неправительственными профсоюзами в будущем может привести к переходу политической инициативы «снизу» к белорусской содеции.

10. Довольно заметно активизировалось и в Белоруссии и за ее пределами протестное студенческое и молодежное движение. В Польше и Литве (а также и в некоторых других странах Западной Европы) продолжают учебу группы белорусских студентов, отчисленных в свое время из белорусских вузов за политическую антиправительственную деятельность. Они отобраны западными спонсорами и преимущественно финансируются польской стороной по линии т.н. программы Калиновского, а также правительством США через Международный республиканский институт (IRI) и другие фонды.

Именно IRI настоял на принятии в рамках семинара «Диалог с молодежными активистами после выборов» в Вильнюсе (25-26.01.07), который полностью финансировал, коллективного обращения от имени молодежных групп к политсовету «демократических сил». В обращении, в частности, содержались требования молодежи (или IRI?) по объединению демократических сил, проведению анализа всех предвыборных кампаний оппозиции за 12 лет и выработке конкретной стратегии парламентской кампании 2008 года.

В самой Белоруссии попытки «структурировать» протестные молодежные силы предпринимаются со стороны руководства Объединенной гражданской партии, БНФ и ПКБ.

Большое значение имеет тот факт, что студенты и другие представители белорусской молодежи, тяготеющие к антиправительственным протестам, никак не связаны со «статусными» оппозиционными партиями республики, ни по прошлому политическому опыту, ни в идейном или организационном плане. На их плечах не лежит груз ответственности за прошлые электоральные провалы, они не ассоциируются с нашумевшими политическими скандалами и интригами. Большинство членов студенческих групп в Белоруссии и зарубежом всячески подчеркивают это обстоятельство, публично отмежевываются от оппозиционных политиков.

Многие студенческие лидеры и активисты протестного движения отличаются прагматическим подходом, осмотрительностью, лишены утопических или анархических взглядов на будущее Белоруссии и не являются сторонниками политического экстремизма. Они, зачастую, оригинальным образом преподносят себя, прибегают к неожиданным, эксклюзивным формам политического проявления: флэш-мобам, Интернет-анимации («Третий путь»), необычной символике и др.

Студенческая оппозиция объективно не нуждается в поддержке со стороны «старой» оппозиции в лице традиционных партий, претендует на самостоятельную роль и место в политическом поле Белоруссии. Положение вне политических конфликтов сил оппозиции благоприятствует укреплению позиций студенческих групп, накоплению политического капитала и росту симпатий к ним со стороны белорусской общественности. Однако возможность включения таких групп в политические и электоральные структуры, формализованные группы давления ограничивается тем, что они не привержены идее социального государства, столь популярной сегодня среди широких слоев населения Белоруссии. К тому же студенческие группы рождаются путем самоорганизации на низовом уровне, а белорусский социум привык к организации политической жизни «сверху», плохо воспринимает альтернативный спектр коллективной активности.  Тем  не менее, в случае потенциальной трансформации политического режима Белоруссии отдельные студенческие активисты могут стать заметными игроками на политической сцене республики.

Выводы.

Есть серьезные сомнения и в том, что подавляющее большинство членов оппозиционных партий и групп разделяет основополагающие принципы демократии и стремится к построению на белорусской земле демократического государства с либеральными конституционными устоями. Определенные слои оппозиции вообще не приемлют идею сосуществования множественности интересов и политических структур, их отражающих, тяготеют к жестким националистическим государственным конструкциям. Несмотря на наличие в некоторых партийных программах дежурного упоминания об ограничении полномочий президента, на деле оппозиционные функционеры заинтересованы в сохранении жесткой вертикали президентской власти, борьбу за которую они, собственно, и ведут.

Идеологически и организационно белорусская оппозиция была и остается расколотой. Ни правые, ни левые представители оппозиционного лагеря никаких политических побед за время пребывания во власти президента Александра Лукашенко не одерживали. Партии оппозиции малочисленны и слабы, так и не смогли образовать мощную контрэлиту. Они не в состоянии добиться электорального успеха или иным способом отстранить от власти правящую в республике группу чиновников при условии стабильной работы экономики и сохранении удовлетворительного уровня материального благосостояния белорусских граждан.

В случае потери хозяйственным комплексом республики устойчивости, ослабления веры населения в способность государственного аппарата эффективно управлять экономикой, краха надежд и ожиданий на рост материального уровня жизни, шансы организованной оппозиции по вхождению в правительство и органы законодательной власти возрастут. При этом сами оппозиционные партии так и не превратятся в массовые и сильные организации, но вполне могут стать центрами кристаллизации социального недовольства, фокусирующими острые проблемы и влияющими на общественное мнение. 

По большому счету оппозиция предпочитает не заниматься рутинной работой, требующей постоянных усилий и финансовых трат, по идейному воздействию на умы сограждан. Приоритетной сейчас признана деятельность по активизации организационной работы в контексте уличных мероприятий: шествий, пикетов, митингов, палаточных лагерей, развески транспарантов и т.п. Большие надежды ряд оппозиционных функционеров связывает с возможностью при определенных обстоятельствах организации диалога с властью в форме «круглого стола».

Однако в Белоруссии в обществе нет посредника в лице какой-либо авторитетной структуры, в отличие, скажем, от Польши конца 80-х гг. прошлого века, когда таким посредником между властью и оппозицией выступила римско-католическая церковь. Незаметно явного отчуждения общества от политического режима Лукашенко, его восприятия массами в качестве нелегитимного. В президентской администрации, правительстве и силовых ведомствах пока отсутствует реформаторское крыло. Нет и столь многочисленной и организованной оппозиционной силы, как польский профсоюз «Солидарность». Ну а сам авторитарный режим не склонен идти на уступки оппозиции, Западу, с его требованиями по демократизации Белоруссии, расставаться со своими огромными полномочиями и привилегиями, президентская администрация полна уверенности в своей силе, праве безраздельно властвовать и дальше. Александр Лукашенко прямо заявил, что не намерен «отдавать страну оппозиции».

В рядах ныне существующей оппозиции практически полностью отсутствуют политические силы, ориентированные на сохранения государственного двуязычия в Белоруссии и развитие союзных отношений с Россией. Со своей стороны белорусские власти в той или степени препятствуют становлению в Белоруссии партий и общественно-политических движений заинтересованных в реальном построении общего белорусско-российского государства. Это в немалой степени обусловлено и тем обстоятельством, что белорусская власть не желает отказываться от политического монополизма на российском направлении. 

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ