Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.03.2007. Главред
Раиса Богатырева, координатор парламентского большинства, для «Главреда»
Напуганное всевозможными страхами и взбудораженное вечными нашими дрязгами украинское общество имеет сегодня хорошую новость: назначенный оппозицией на весну кризис откладывается – и, думаю, надолго.
Хочу всех заверить, что обещанной «всенародной мобилизации» и масштабных акций протеста можно уже не ожидать – после проигрышной для оппозиции и давно ожидаемой людьми договоренности между Президентом, Премьером и спикером. Обычно, это не входило в амбициозные расчеты пиарщиков БЮТ – а теперь, благодаря усилиям политического большинства, Правительства и Президента, момент, когда можно было повернуть события в разрушительное русло, упущен. И в ближайшие месяцы мы планируем напряженно работать, развивая достигнутый успех. Ведь теперь можно попробовать по максимуму реализовать огромный производительный потенциал совместной работы Правительства, парламента и Президента – потенциал, который перманентно не использовался, и мы даже не представляем, чего с его помощью можно достигнуть. Хотя перспективы очевидны: стабильность, прогресс и объединение. Время выдвинуть лозунг: единая власть – единая нация.
Вероятно, не только мы оцениваем этот мессидж как ключевой для того, чтобы сделать невозможным создание искусственного политического кризиса национального масштаба. Оппозиция так же понимает, какие горизонты открываются перед нами. Но из-за этого тот же БЮТ может потерять и уже теряет значительные политические дивиденды. Потому что единственный способ существования этой политической силы и сохранения себя в политическом будущем – постоянная война и конфликт, где Президент только оружие в ее руках. Не допускать наших договоренностей уже поздно. Однако оппозиция настолько не верила в возможность нормального сотрудничества всех ветвей власти, что не имеет сценария на этот случай. Поэтому приходится ей воплощать предыдущие разработки, рассчитанные совсем на другую реакцию и другие обстоятельства. Идет речь, в частности, о «17 требованиях». Ведь очевидно, что в информационном пространстве должны были подхватить слоган «17 мгновений весны» со следующими привычными обещаниями, что БЮт сделает так, что зима закончится, и всем будет тепло, светло и хорошо. Ей-Богу, в голову приходит только застарелое «прошла весна, настало лето – спасибо партии за это!».
Постоянное улучшение ситуации возможно только общими действиями с Президентом, а «ультимацию» БЮТ ни один сознательный эксперт или политик и не собирается анализировать серьезно. Даже самому далекому от политики украинцу, если такой еще найдется, ясно как день, что это просто такая „горячая” политическая реклама, которая не предусматривала никаких положительных результатов для людей.
Однако я все таки кое-что я скажу относительно этих требований. В первую очередь, их можно разложить по трем таким кучкам:
• те что, что реанимируют общие лозунги многолетней давности, которые не были выполнены тогдашней властью, а сегодняшней оппозицией;
• те что, что содержат требования, не предусмотренные или прямо запрещенные Конституцией (референдумы относительно формы правления и тому подобное – и сюда же относятся абсурдные кадровые требования);
• а также те, которые автоматически вытекают из реализованного сотрудничества Правительства, парламента и Президента, и будут выполнены в рабочем порядке (поднятие социальных выплат, например).
А относительно содержания – даже поверхностный анализ некоторых пунктов демонстрирует фактическое его отсутствие. Смысла в этих требованиях и не предусматривалось. Смотрите сами:
Первое. Определить на общенациональном референдуме форму государственного правления Украины, разработать и принять новую редакцию Конституции.
Не ошибусь, когда скажу, что результаты такого референдума будут зависеть от рейтингов руководителей ветвей власти. А по результатам последних исследований, например, Фонда общественного мнения, рейтинг В. Ющенко, то есть Президента, 11 процентов, а рейтинг В. Януковича, то есть Премьер-министра – 26,5 процента. Или, может, „объединенная оппозиция” наивно надеется, что граждане прибавят рейтинг Ющенко к рейтингу Тимошенко (16,5 процента)? Следовательно, расчет снова на создание почьвы для обвинений в фальсификациях и для возобновления раскола общества.
Дальше, как можно разработать новую редакцию Конституции, привлекая парламент и правительство, то есть представителей антикризисной коалиции, обвинив их во всех смертных грехах? И вообще, действующая Конституция не знает такого способа ее изменения, как новая редакция. То есть выдвигаются заведомо невыполнимые требования.
Мало того, и Президента, и нацию принуждают действовать в неконституционном поле. Не слышится ли призыв к изменению конституционного строя под видом использования для этого формы прямой демократии?
Второе. Защитить внешнеполитический курс Украины.
От кого? И вообще, не лучше сейчас поставить вопрос о защите Украины как государства. Стоит почитать аналитику Национального института стратегических исследований по итогам прошлого года. Там четко указывается, что за 2005 год Украина чрезвычайно потеряла в экономическом плане из-за напряженных отношений с Россией. А это 20,3 млрд. дол. торгового оборота, что превышает оборот США и Европой вместе взятыми.
Единственное, в чем может упрекнуть оппозиция – это то, что мы дважды не поддержали кандидатуру п. Огрызко на должность министра иностранных дел. Но мы не услышали и не слышим его позиций относительно определенных аспектов внешней политики. В частности по вопросу Черноморского флота, а это достаточно чувствительно для наших соседей. Также вопрос относительно ПРО – здесь тоже нужно искать баланс. Оппозиция просто пыталась использовать Президента и сделать его заложником того, что МИД до сих пор без министра.
Мы отстаиваем прагматические интересы – украинскую выгоду, что в свое время и продемонстрировали приняв ряд законов по ВТО. Было ли бы это возможно без нас? То же касается и газа – Правительство будет заключать соглашения так, чтобы Украине было выгодно.
Третье. Прекратить наступление на украинский язык и культуру.
Собственно, это призыв к тем же „сознательным”, но непрофессиональным. Это их бестолковым усилием из тотального противопоставления украинского языка другим языкам украинского народа, особенно, русскому. Таким образом, оппозиция, может и бессознательно но пропагандирует псевдоценности, которые не поддерживаются современной Европой, где мы все ищем примеров для нашей молодой демократии. Таким образом, именно благодаря оппозиции, у той части общества, которая до сих пор просто была далека от проблемы, была незасеянным полем, на котором, умея, можно было вырастить чрезвычайный урожай нового, патриотического поколения, возникло стойкое отвращение. В чем теперь обвиняют либо нас, либо то самое „поле”.
...Седьмое. Существенно повысить заработные платы и пенсии.
Хорошая мысль задним числом. Пока БЮТ писал для Нашей Украины и Президента свой ультиматум, мы уже давно решили на протяжении этого года несколько раз повысить социальные выплаты людям. Еще в конце прошлого года мы провозгласили 2007 – годом социального благосостояния и выполняем обещанное! Это вызывает неизлечимую аллергию у оппозиции.
Но нужен пиар. А, значит, чем быстрее поднять потасовку. Что в конечном итоге и было сделано. И что мы сейчас имеем? Зарплаты и пенсии как планировалось, так и будут повышены, а оппозиция временно спаразитировала на наших решениях – тактика очевидная. Но чтобы в дальнейшем не было такого паразитирования, еще раз напомню, что в этом году в целом будет три повышения выплат, и какие-либо действия оппозиции в этом направлении будут просто пиаром.
Восьмое. Преодолеть "тарифный" кризис.
Первое. Цены на энергоносители были заложены еще при правительствах Тимошенко-Еханурова, это стало толчком к созданию нынешней ситуации.
Второе. Решения о поднятии тарифов принимали местные советы. Если вы проанализируете динамику роста тарифов, то увидите, что все советы поднимали ставки. Да, часто они становились объектами манипуляций со стороны соответствующих предприятий, коммунальных или приватизированных. Но на это существуют жесткие рамки закона – которые должны устанавливать мы, парламентарии. А где была оппозиция, когда мы, по моей инициативе, проводили межкомитетские слушания по вопросам ЖКГ?
...Одиннадцатое. Немедленно остановить рейдерство.
Несколько напомню из истории. Явление „рейдерства” возникло в Украине в последние месяцы правления Леонида Кучмы. Тогда на него не обратили внимание, потому что все занимались безумной избирательной кампанией. Но потом «перспективная инициатива» была подхвачена «любымы друзямы» - именно они несколько лет фигурировали в качестве основных закулисных деятелей в наиболее громких делах касающихся рейдерства.
К тому же, скажу откровенно, да и все это знают, что мы тогда, 2005 – в начале 2006 года всю все усилия направили на то, чтобы Партия регионов пополняла свои ряды, сформировала идеологию своей будущей победы и убедила, прежде всего, индустриальный Восток, в том, что она единственная и наилучшим образом будет проводить и развивать идею сильного индустриального государства.
И нам это удалось. А поэтому мы были далекие от организации финансовых потоков.
Мы можем легко проследить, кто же в действительности был заинтересован в рейдерстви, тем более, что эти методы сейчас перенесли на политическую плоскость и мы уже видим политическое рейдерство с захватом электрощитовой, с вынесением постановлений судами, юридическими угрозами исходя из несовершенства пока еще переходной Конституции.
Сегодня снова этих «собак» пытаются навесить на нас, и «наказать всех», причем не сами или через определенные законодательные нормы, а руками Президента. Хуже всего то, что в этом вопросе известные силы пытаются манипулировать Президентом. Здесь, кстати, была показательна фраза госпожа Юлии Тимошенко, когда она сказала в Житомире, что стоило на полдня уехать от Президента, а он уже договорился с Премьером. Мы услышали откровенное подтверждение того, что Президентом пытались манипулировать, держать в маленьких и удивительно сильных ручках. Но не так вышло, как планировалось.
...Семнадцатое. Принять безотлагательные и исчерпывающие меры для преодоления катастрофического состояния сельского хозяйства и украинского крестьянства.
Мы сделали главное, чтоб не допустить обворовывания и обнищания крестьян и рапродажи Украины – мы вынуждены были продолжить мораторий на продажу земли. Пока мы не подготовим соответствующие механизмы, чтоб эту землю не „дерибанили” „любители Украины”, до тех пор мораторий на продажу будет действовать. Мы не допустим, чтобы украинский крестьянин был батраком на родительской земле. Мы сделаем все, чтобы заработал земельный кадастр и цена земли отвечала цене истинного национального богатства. Мы сделаем все, чтоб были земельные банки, чтоб работала система кредитования для крестьян. И только тогда, когда все эти правила начнут работать, когда не будет угроз для земельного рейдерства, мы позволим продавать землю. Точка.
Подводя итог, скажу, что этими «17 слоганами» «благое дело» оппозиции не завершится. Будут и следующие попытки разорвать партнерство, достигнутое с такими усилиями. Оппозиция будет стремиться отхватить кусок там, кусок здесь – от НУ, от президентских структур, от внепарламентских организаций, размахивая все такими же популистскими безидейными лозунгами. Но я понимаю, что реальная демократия обязывает нас в конечном итоге искать способы взаимопонимания даже с оппозицией. Но это дорога с двусторонним движением. Если, конечно, оппозиция не будет постоянно закапывать на ней мины и разбрасывать плохого безответственные лозунги и призывы. Пройдет немного времени и она поймет, что нужно привыкать работать „сторожем демократии”.
Мы готовы работать в Конституционной комиссии по инициативе Президента.
Мы готовы воплощать положение Универсала национального единства. Хотя предлагаю все же не ограничиться одной специальной комиссией с диалогом вокруг положений Универсала, ведь существует много разносторонних вопросов. Это и судебная реформа, и реформа правоохранительных органов, и борьба против коррупции, и языковой вопрос, и возрождения духовности, и экономические реформы. То есть, все эти разные направления нельзя сложить в одну корзину. Я вижу, что мы можем создать не одну, а несколько комиссий: гуманитарную, правовую, экономическую.
Уверяю вас, что мы покажем, как нужно работать. И оставляем в силе предложения „Нашей Украине” не плестись в хвосте кого-то, а на равноправной и конкурентной основе работать на благо Украины вместе.
Комментарий Кирилла ФроловаРаиса Богатырева предлагала мир и компромисс. Но ее политические оппоненты думали и думают о другом. Следовательно, Партия Регионов свободна от любых договоренностей с «оранжевыми».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |