Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Смутное время в истории Молдовы

22.03.2007. Mоldovatoday.net (Кишинев)

Олесь Стан

Несколько дней назад Владимир Воронин дал обширное интервью одному из российских телеканалов.

Само по себе оно было не особенно интересным – президент, как и много раз до этого, не скупился на подробности, рассказывая о вечных ценностях молдавско-российской дружбы. Гораздо занимательнее был тот облик, который принял Владимир Николаевич, выступая перед россиянами. Вниманию миллионов телезрителей предстал дряхлый старик, говоривший извиняющимся голосом слова, которые подошли бы скорее для выступления со скамьи подсудимых, нежели обычного протокольного телеинтервью. Воронин явно пал жертвой имиджмейкеров, которые даже не удосужились повязать ему галстук. Все выступление президента выглядело как сплошное оправдание. Ведя речь о ветеранах Второй мировой войны, президент уверял российскую аудиторию в том, что уважительное отношение к людям, воевавшим против нацизма, является в нашей стране частью государственной политики, в отличие от злобных, русофобски настроенных стран Балтии. Именно на этом сравнении наш президент сделал особый акцент.

Очередная попытка протянуть «руку дружбы» Москве вновь оказалась странным образом увязана с усиливающейся активностью румынских дипломатов. Кишинев, похоже, потихоньку начинает понимать, что сейчас речь уже идет не о «румынизации» Молдовы, а об угрозе банального уничтожения нашей страны. За последнее время Владимир Воронин обнародовал несколько антирумынских заявлений, обвинив «братьев» в агрессивном навязывании своих стандартов и пообещав поддерживать румынских молдаван, а министр Стратан давеча сказал, что Кишинев более не заинтересован в открытии новых румынских консульств в Бельцах и Кагуле. Видимо, для того, чтобы придать себе веса в разборках с румынами, президент Воронин снова начал заискивать перед Москвой.

К сожалению, Владимир Николаевич знаком лишь с одним методом ведения внешней политики, который заключается в том, что если тебя обидел вчерашний приятель, то надо немедленно начать дружить с его врагом. Вместо того, чтобы предпринять какие-то собственные шаги, направленные на отражение агрессии Бухареста, Кишинев пытается напугать Румынию своим намерением переметнуться к России. Власть целенаправленно и методично создавала ситуацию, при которой румынские политики почувствовали себя полноправными хозяевами в нашем доме.

Вспомним, кто принимал Бэсеску, когда тот впервые обнародовал свое предложение «воссоединиться в рамках ЕС»? Кто заявлял о готовности хоть завтра открыть два новых консульства, дабы облегчить молдаванам доступ к румынскому гражданству? Кто ни разу не возразил, когда румынские власти, в сущности, попросту отказывали молдавскому этносу в праве на существование? Кто тотально пропагандировал румынский язык? Сегодняшние реалии таковы, что единственной силой, способной стать гарантом сохранения независимости Молдовы, является власть, которая еще вчера делала все для того, чтобы эта независимость была утрачена. И для того, чтобы нейтрализовать румынскую угрозу, власть, судя по всему, собирается позвать на подмогу врагов румын – российских политиков.

В истории самой России был период, известный как «Смутное время». Борясь с польским нашествием, русский царь Василий Шуйский обратился за помощью к противникам поляков – шведам. Очень скоро новоявленные помощники сначала разграбили, а затем оккупировали весь север России, полностью лишив ее стратегически важного выхода к Балтийскому морю. Естественно, ни о какой «оккупации» Молдовы речи не идет, однако же, интересы России в нашей стране не исчерпываются энергетикой и Приднестровьем. Москве главным образом нужна послушная, вассальная Молдова, которая беспрекословно подчинялась бы всем приказам Кремля. Стремясь избавиться от одной угрозы, нынешний режим демонстрирует готовность капитулировать перед другой. Как уже говорилось выше, Кишинев не знает иных методов ведения внешней политики.

К тому же, нельзя забывать и о том, что к контактам с Россией стремится лишь старшее поколение ПКРМ, а те, с кем традиционно связывается будущее партии, предпочитают общаться с представителями США и ЕС. Раскол во власти, происходящий в условиях внешней угрозы, никак не способствует ее отражению.

Уже сейчас очевидно, что если в самое ближайшее время власть не решится на ряд конкретных действий, то исчезновение государства под названием «республика Молдова» станет делом одного-двух лет. Прежде всего, необходимо понять, что молдавская политика на западном направлении должна идти через Брюссель, а не через Бухарест. Румыния полностью монополизировала ту сферу деятельности ЕС, которая касается взаимоотношений Европы с Молдовой. Не так давно Запад устами одного из британских министров уверял наше правительство в том, что Молдову хотят видеть по-настоящему суверенным государством. В связи с этим, наши дипломаты имеют полное моральное право потребовать у ЕС приструнить Бухарест. Необходимо как можно настойчивее заявить о своих претензиях к Румынии, о неправомерности ее действий. Один тот факт, что в Румынии не признают существования молдаван как этнического меньшинства, позволяет говорить о массовом нарушении прав человека. Румыния позиционирует себя как защитницу интересов Молдовы перед Европой. Соответственно, задачей нашего руководства является доказательство того, что столь навязчивая «защита» не свидетельствует ни о чем, кроме откровенно экспансионистских устремлений.

Правительству Молдовы необходимо официально отказаться от услуг Румынии по выдаче молдавским гражданам европейских виз. Румыния перехватила эту функцию у Венгрии, значит, у Кишинева имеются определенные юридические основания для того, чтобы добиться передачи этих полномочий Будапешту. В противостоянии с Румынией Венгрия вообще может быть хорошим союзником – из-за обострившейся в последнее время проблемы трансильванских венгров отношения этих двух стран становятся все более натянутыми. Вообще, привлечение внимания мировой общественности к положению этнических меньшинств в составе Румынии должно стать одной из главных составляющих западного направления внешней политики Молдовы. Оперативное выполнение ряда конкретных мер, сопровождаемое резкой отповедью, способно сильно поубавить румынские аппетиты.

Однако на деле ситуация развивается совершенно по-иному. Жители Молдовы продолжают в массовом порядке принимать румынское гражданство, а в качестве противовеса Бухаресту Кишинев собирается привлечь Россию. «Молодежная» же часть ПКРМ, чьи контакты с западным миром со временем становятся все более интенсивными, никак не использует свои связи в Западной Европе и США для того, чтобы ограничить влияние Румынии на Молдову. Создается впечатление, что Воронин и его старые соратники просто не видят иного выхода из создавшегося положения, в то время как Ткачук, Лупу и Стратан попросту не собираются ничего предпринимать.

Коммунисты уже сполна наигрались во власть. Со свойственной им феноменальной безответственностью, они сами пригласили к себе домой тех, кто затем решил стать хозяевами этого дома. И попросить непрошенных гостей выйти вон теперь будет непросто. В истории Молдовы настает Смутное время. Сможем ли мы его пережить?

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ