Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
15.03.2007. Азиянформ (перепечатка передачи RFE/RL)
Даниэл Киммаж
Обстановка в Ташкенте 7 марта была внешне оживленной. В этот день российский премьер-министр Михаил Фрадков встретился с узбекским президентом Исламом Каримовым. На встрече два политика похвалили динамически развивающиеся связи своих государств, рассказывали о новых контрактах и рекламировали миллиарды долларов российских инвестиций.
Все же визит Фрадкова был намеком на то, что страсть между Москвой и Ташкентом может остыть, о чем говорят некоторые признаки того, что Узбекистан ищет возможности восстановления отношений с Западом.
Начиная с великой размолвки Узбекистана с Западом в 2005 вследствие событий в Андижане, Ташкент повернулся лицом к Москве, которая с благодарностью также обратила свой взор на Ташкент.
Маятник узбекско-российско- западных отношений, который в последние годы качался с различной амплитудой, кажется готов к тому, чтобы еще раз поменять свое движение.
Максимально напряженные связи после Андижана
В ноябре 2005 года два государства подписали соглашение, которое установило союзнические отношения и даже предусматривало оказание военной помощи "если акт агрессии будет направлен против одной из сторон каким-либо государством или группой государств".
На последующих встречах на высоком уровне неизменно возносилась хвала российско-узбекскому союзу, и визит Фрадкова в Ташкент прошел в том же духе. Как сообщило узбекское государственное информационное агентство УзА, после того, как Фрадков был принят Каримовым, президент Узбекистана отметил, что российская компания Газпром и нефтяная компания ЛУКоил вкладывают 2,5 миллиардов долларов в энергетику Узбекистана, и что объем двусторонней торговли вырос на 42 процента, достигнув в 2006 году отметки 3 миллиарда долларов.
Как сообщило информагентство "Интерфакс", Борис Алешин, глава российского промышленного агентства Роспром, сказал журналистам в Ташкенте, что Россия и Узбекистан подписали соглашение о создании совместного авиапредприятия под названием УзРосАвиа, доля России в котором составит минимум 51процент. А Константин Ромодановский, глава российской Федеральной миграционной службы, объявил о том, что через полтора месяца будет подписано двухстороннее соглашение о регулировании трудовой миграции между Узбекистаном и Россией, где сейчас живут и работают 1,5 миллиона граждан Узбекистана.
Все же в отношениях между двумя странами существуют определенные разногласия, которые видны невооруженным глазом, посему и был этот визит тщательно подготовлен. Андрей Шаронов, заместитель российского министра экономического развития и торговли, признал, что узбекские чиновники расстроены тем, что российская компания Газпром, контролируемая государством, инвестировала только 30 миллионов долларов из 300, которые на данный момент уже должны быть вложены в развитие новых газовых месторождений в Узбекистане, сообщил сайт UzReport.com.
Признаки недовольства?
Тем временем, Шаронов сказал, что Россия недовольна тем, что Узбекистан экспортировал 67 тысяч автомобилей в Россию в 2006 году, импортировав только 3 500 транспортных средств. Как сообщило ИТАР-ТАСС, российский замминистра финансов Сергей Сторчак сказал, что следующие переговоры будут посвящены долгу Узбекистана России в размере 700 миллионов долларов, который Ташкент не обслуживает с 1998 года, поскольку существует "сложный комплекс проблем" в свете разногласий между двумя сторонами.
Как отметил на UzMetronom.com живущий в Узбекистане обозреватель Сергей Ежков, журналисты, которые присутствовали на встрече между Фрадковым и Каримовым, задавались вопросом, почему российский премьер-министр провел три с половиной часа в самолете, чтобы прибыть с визитом, который принес такие неоднозначные результаты. "Или задачи, которые русские хотели выполнить, были блокированы узбекским руководством, или не было никаких задач вовсе" - прокомментировал Ежков. Он сделал такой вывод: "Первый вариант, как нам кажется, более вероятен".
Как раз когда на российско-узбекском горизонте появились тучи, проступили признаки того, что Узбекистан хочет сохранить ослабевающие связи с Западом.
22 февраля правительственная газета "Правда Востока" опубликовала статью Рафика Сайфулина, бывшего советника президента Каримова, а теперь руководителя аналитического центра в Ташкенте, в которой он с похвалой отозвался о недавних попытках ведения диалога между Узбекистаном, с одной стороны, и Европейским Союзом, Соединенными Штатами и Японией с другой.
Направив взор на Запад
Возлагая вину за напряженные связи Узбекистана с Западом на склонность последнего к "критике и голословным заявлениям", Сейфулин утверждал, что "необходимо вместе поразмыслить о способах создания новых многообещающих возможностей сотрудничества и модернизации традиционных отношений". В заключении он пишет: "Большинство представителей лидирующих аналитических структур за границей и в Узбекистане поддерживает это мнение и надеется, что это приведет к положительным политическим, экономическим и другим видам изменений в отношениях между нашими государствами и народами в ближайшем будущем".
Если статья Сейфулина сигнализирует о возможном изменении узбекской официальной внешнеполитической линии, которая была весьма критичной по отношению к Западу, то она также означает о возможности ограниченных предложений другой стороне о примирении.
Министры иностранных дел ЕС 5 марта решили отложить рассмотрение санкций против Узбекистана до мая, а представители Евросоюза высказали надежду на определенные улучшения, как сообщило Радио "Свобода".
Германия сумела сохранить небольшую военную базу в узбекском городе Термез, несмотря на то, что Ташкент "выселил" американских солдат с авиабазы Карши-Ханабад в 2005 году. И немецкий министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмаер после встречи министров иностранных дел ЕС 5 марта обратил внимание на обещание узбекской стороны продолжить переговоры по поводу растерла в Андижане в мае 2005 года и тяжелого положения правозащитников в Узбекистане как на положительный признак.
Штайнмаер сказал: "Это означает, что есть открытость, которые должна развиваться дальше, и в мае мы решим, какой в дальнейшем будет политика ЕС по отношению к Узбекистану, если какие-нибудь изменения вообще возможны". Как сообщил сайт Ferghana.ru, Эван А. Феидженбаум, помощник американского государственного секретаря по Южной и Центральной Азии, сделал аналогичное заявление 2 марта на пресс-конференции в Ташкенте во время трехдневного визита в Узбекистан.
Феидженбаум заявил: "Недавно узбекские власти сигнализировали об их интересе к восстановлению отношений с Соединенными Штатами, мы же, в свою очередь, всегда поддерживали тесное сотрудничество". Он добавил: "Могут быть некоторые разногласия по некоторым нюансам, но Соединенные Штаты не хотят, чтобы эти различия помешали сотрудничеству между нашими странами. Мой визит - попытка принять окончательное решение, какая форма сотрудничества может быть принята в самом ближайшем будущем".
Переход к многовекторной политике?
Если принять во внимание небольшое охлаждение в узбекско-российских отношениях, появление статьи, в которой говориться о необходимости улучшении связей с Западом, в главном рупоре узбекского правительства, и заявление о готовности Запада контактировать с Узбекистаном, то можно говорить о том, что внешняя политика Узбекистана становится многовекторной.
Пример Казахстана, который умело придерживается многовекторной внешней политики, поддерживая тесные связи с Россией, Западом и еще более тесные связи с Китаем, вероятно, даст дополнительный стимул для президента Каримова, конкурентная борьба которого с богатым нефтью северным соседом ни для кого не тайна.
Но в любом случае, Узбекистан не имеет такого широкого пространства, как Казахстан, для мультивекторного маневрирования. Ташкент не просигнализировал Западу, что примет его условия о проведении независимого расследования событий в Андижане, когда узбекские силы безопасности уничтожили демонстрантов в мае 2005 года.
В Узбекистане продолжаются аресты правозащитников. Например, недавно была арестована Умида Ниязова. И обязательства Узбекистана перед Россией, которая не выдвигает никаких требований по улучшению положения с правами человека и по проведению реформ, все еще остаются в силе. Однако маятник узбекско-российско-западных отношений, кажется, теперь сбалансирован и готов еще раз поменять амплитуду.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |