Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
05.04.2007.КМ.ru
Владимир Жарихин, заместитель директора института стран СНГ
Эксклюзивный комментарий Владимира Жарихина специально для KM.RU
Как ни пытаются «оранжевые» убедить нас в обратном, все же Украина действительно является для России близкой во всех отношениях страной, а ее народ - братским. Вот почему последние события на Украине вызвали в российском обществе такой сильный отклик. И все же, если освободиться от захлестывающих эмоций и попытаться разобраться, что же на самом деле здесь происходит, то с самого начала политического кризиса на Украине совершенно четко просматривается хорошо разработанный план действий. «Спусковым крючком» его реализации стало подписание президентом Виктором Ющенко указа о роспуске Верховной Рады. То, что этот план тщательно продумывался, в том числе и за пределами Украины, доказывает участие посла Соединенных Штатов в совещании главы государства с оппозиционерами буквально за неделю до роспуска Рады.
Официально ставится цель провести новые парламентские выборы, а также разрешить политический кризис в стране. Я оставляю за скобками законность этого указа, потому что для любого непредвзятого эксперта совершенно очевидно, что он выходит далеко за пределы конституционного правового поля Украины. Важно другое: все социологические опросы (даже проводимые такими откровенно ангажированными исследовательскими центрами, как Фонд имени Александра Розумкова, который финансируется из-за рубежа) показывают, что если бы выборы проводились сейчас, то основные политические акторы на Украине получили бы следующие результаты.
Во-первых, социалисты во главе с Александром Морозом лишились бы своего представительства в Раде. При этом порядка 32% голосов получила бы Партия регионов, а коммунисты, получив порядка 5-6%, даже улучшили бы свои электоральные показатели по сравнению с прошлогодними выборами. Кроме того, произошло бы перетекание голосов от пропрезидентской «Нашей Украины» к Блоку Юлии Тимошенко. Таким образом, большинство в новой Раде опять будет иметь Партия регионов, однако теперь уже без социалистов, которые, в общем-то, играли демпфирирующую (буферную) роль между Партией регионов и «оранжевыми» еще с того момента, когда они из «оранжевых» перекрасились в «бело-голубых» (при этом во многом сохранив свои «цветные» «родовые пятна»). Неужели Ющенко к этому стремится?! Кроме ослабления его собственных позиций и, напротив, усиления радикализма со стороны новой Антикризисной коалиции (а также со стороны не очень любимой Ющенко Юлии Тимошенко) роспуск парламента ни к чему хорошему для президента не приведет. Все равно правительство сформирует Партия регионов, но только уже без участия социалистов.
«Вашингтонский обком» решил разместить американскую ПРО на западном берегу Днепра
Таким образом, легко убедиться в том, что конечной целью Ющенко является отнюдь не роспуск Верховной Рады, а получение тех полномочий, которые в свое время имел Кучма (а возможно, даже больших). В этой связи просматриваются два возможных сценария развития событий: жесткий и мягкий.
Первый предполагает роспуск не только Верховной Рады, но и правительства (что уже на 100% находится за пределами конституции). Таким образом, он откровенно спровоцирует уличное противостояние, за которым последует введение чрезвычайного положения. Вслед за этим Ющенко издаст указ о переносе срока парламентских выборов до тех пор, «пока ситуация в стране не стабилизируется», тем самым осуществляя в таких условиях единоличное правление. Пока Ющенко не готов реализовать такой сценарий, но, что характерно, делает оговорку: если правительство откажется финансировать организацию новых выборов, то… Совершенно очевидно, что это стало бы началом разрушения украинской государственности и окончательного раскола страны. Однако я не исключаю того, что в «вашингтонском обкоме» уже решили, что американские противоракетные системы можно разместить и на западном берегу Днепра.
Но вполне возможен и более мягкий вариант действий Ющенко. Он зачищает политическое пространство перед выборами. В результате партии Антикризисной коалиции отказываются принимать в них участие. Не найдя «своих» в избирательных бюллетенях, жители восточной и южной частей страны на выборы не приходят. Общая явка оказывается недостаточной, и выборы признаются недействительными. Получится так, что старая Рада уже отставлена, новая еще не избрана, а президент получает право назначить свое правительство. Даже если выборы в Раду состоятся, их легитимность окажется под сомнением. Как известно, регистрация партий для участия в выборах на Украине по конституции происходит за три месяца до дня голосования. Или другая норма - выборы должны состояться не ранее чем через 60 дней после роспуска прежнего состава Верховной Рады. А, как известно, Ющенко назначил их на 27 мая (то есть на четыре дня меньше прописанного в конституции строка). То есть президент закладывает «мину замедленного действия» под легитимность новой Рады. Таким образом, под самыми что ни на есть демократическими лозунгами «защиты демократии» на наших глазах разыгрывается сценарий введения на Украине авторитарного правления.
Наплевав на демократические принципы извне, хочет ли Буш их свято блюсти у себя дома?
Но я неслучайно в начале упомянул об участии посла США в совещании, предварявшем разгон Верховной Рады. В этой связи возникает справедливый вопрос: а может быть, события на Украине являются всего лишь генеральной репетицией «спектакля», который вскоре может быть «разыгран» уже в самом «оплоте демократии»?! Как говорится, «сначала потренируйся на кошечках». В данном случае «кошечками» является украинский народ. Положение неоконов (неоконсерваторов – прим. ред.), которые сгруппировались вокруг Джорджа Буша, самое что ни на есть отчаянное. В преддверии готовящегося удара по Ирану в США стремительно падает популярность как самого Буша, так и республиканцев-неоконов. Кроме того, здесь, так же как и на Украине, наметился серьезный раскол между ветвями власти (демократическим Конгрессом и республиканской администрацией президента), который при определенных условиях может вылиться в полномасштабный политический кризис. Для того чтобы осознать это, достаточно вспомнить реакцию Буша на недавнее ближневосточное турне спикера палаты представителей Нэнси Пэлоси. Конечно, вы можете сказать, что в США (в отличие от Украины) на пути авторитарных замыслов Буша встанет мощнейший ограничитель в виде демократической политической культуры их граждан. Но обратите внимание на то, о чем говорил Владимир Путин в своей Мюнхенской речи: демократические принципы на международной арене полностью оказались преданы забвению Вашингтоном.
Соединенные Штаты совершают действия, которые абсолютно не вписываются в международное право. Возникает вопрос: захочет ли Буш при этом свято блюсти внутреннее американское право? Не факт. Если он привык на международной арене действовать с позиций силы, полностью наплевав на международные соглашения и традиции международного права, то ему сложно как-то иначе вести себя на американской территории. И «спусковым крючком» в его планах может стать реальная (или виртуальная) реакция Ирана на военную агрессию США. Обратите внимание на то, с каким упорством и даже нетерпением Буш-младший приближает начало этой военной акции, несмотря на то что Ирану, по мнению большинства экспертов, потребуется как минимум еще 5-6 лет, чтобы создать ядерное оружие. Но президент США так торопится разбомбить Иран уже завтра, как будто послезавтра тот уже сможет ответить на удар собственной атомной бомбой.
Возбужденные войной с Ираном американцы сами сделают Буша диктатором
События могут развиваться следующим образом. В ответ на бомбардировки исламская республика Иран, скорее всего, осуществит сухопутное вторжение в Ирак, что фактически будет означать начало полномасштабной войны между США и Ираном. Кроме этого, весьма вероятны террористические акты в самих Соединенных Штатах. У американского общества просто не будет времени, чтобы разобраться, кто их на самом деле устроил (как это было 11 сентября 2001 года), и тогда демократической американской нации ничего не останется, как сплотиться вокруг фигуры лидера. А в условиях войны никаких президентских выборов уже точно не будет.
Достаточно вспомнить, что в аналогичной ситуации в 1944 году Рузвельт без колебаний пошел на четвертый срок. И никого это в Америке волновать не будет - какая там демократия, как говорится, «враг у ворот!». Никого, кроме оппозиционных Бушу политических элит. Скорее всего, в Конгрессе начнется переход умеренных республиканцев в демократический стан, и тогда по сценарию, апробированному на Украине, американский парламент может быть просто распущен. Если в невоюющей Украине можно без всяких на то оснований распустить парламент, то почему Буш не может этого сделать в условиях военного времени?! Причем, в отличие от Украины, в Соединенных Штатах вся исполнительная ветвь власти и силовые структуры и так уже полностью находятся в руках президента. Тем не менее после роспуска Конгресса Бушу ничего не стоит согласиться на новые парламентские выборы, потому что существует очень большая вероятность того, что возбужденные войной с Ираном американцы сами проголосуют за республиканцев, присвоив Бушу фактически диктаторские полномочия.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |