Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
05.04.2007.Кремль.org
Владимир Жарихин, заместитель директора института стран СНГ:
- Для чего Ющенко нужно было публиковать указ о роспуске Верховной Рады? Все социологические опросы показывают, что в случае реального проведения выборов большинство будет еще более антиющенковски настроенным, чем сейчас. В стане оппозиционеров произойдет перетекание голосов от «Нашей Украины» к Юлии Тимошенко, то есть произойдет усиление Тимошенко, но при этом ослабление Ющенко. Ему это надо?
Значит, реально ему выборы не нужны, ему нужно только обострение ситуации. Сценариев с его точки зрения может быть только два. Один сверхрадикальный - обострение ситуации до такой степени, когда начнутся столкновения на улицах и столкновения между органами власти. Например, происходит роспуск правительства, правительство остается, не подчиняется, его штурмует спецназ. Таким образом, происходит отмена выборов, введение президентского правления для наведения в стране порядка.
Может быть более мягкий сценарий - если антикризисная коалиция не признает выборы, она в них и не участвует, но выборы, тем не менее, проводятся. Так как сторонники антикризисной коалиции не найдут в бюллетенях своих представителей, то не будут участвовать в голосовании, и выборы будут сорваны. Старая Рада снята, новой нет, правительство становится нелегитимным, и Ющенко назначает свое правительство.
В обоих случаях единственное рациональное объяснение действиям Ющенко, и об этом уже заявили представители антикризисной коалиции - это стремление полностью узурпировать власть в стране вопреки своему рейтингу и позиции избирателей.
Дальнейшее развитие ситуации зависит от многих причин. Прямых аналогий с российскими событиями 1993 года проводить не стоит, здесь есть несколько принципиальных отличий. Первое: у нас была консолидирована исполнительная власть, президент и правительство были на одной стороне, а в случае с Украиной исполнительная власть находится по разные стороны баррикад. Во-вторых, силовые структуры Украины 2007 года - это отнюдь не силовые структуры России 93-го, когда армия была еще во многом советской, вопрос присяги был очень серьезен, и армия была вынуждена исполнять распоряжения Верховного Главнокомандующего. Сегодня на Украине все значительно сложнее. Тем более, что украинская армия давным-давно формируется по территориальному признаку. Расходы на одного украинского солдата составляют один доллар в день, Украина занимает 147-е место в мире по расходам на одного солдата. Поэтому украинские солдаты в основном служат в тех местах, где живут, чтобы родители могли их подкармливать. Получается, что во Львовской области состав армии один, а в Донецкой - совсем другой, и так далее.
Также у нас не было такого фактора как финансово-промышленные группы, или, как называют их представителей - олигархов. Нашему нарождающемуся предпринимательскому сообществу было все равно, что в стране бардак, и бардак даже был предпочтительнее. А в данном случае на Украине есть собственность, есть акции, и от длительной нестабильности в стране падает их капитализация. Это очень серьезный фактор, который должен подтолкнуть к компромиссу. И, безусловно, не надо забывать очень серьезный внешний фактор влияния на события. Как известно, американский посол участвовал в совещаниях президента с оппозицией, которые предшествовали выпуску этого указа.
Еще одно принципиальное отличие нынешней ситуации на Украине от российских событий 1993 года в том, что у нас разные политические силы были диспергированы в регионах. Был некоторый хоть и не красный, но розовый пояс, а в столицах были сконцентрированы сторонники либералов. Но в целом в России территориального разделения по политическим предпочтениям не было. У Украины идет огромное разделение политических предпочтений по территориальному принципу, Украина балансирует на грани раскола. С одной стороны, это может быть ограничивающим фактором, но с другой стороны, если внешние силы заставляют некоторых украинских политиков не учитывать этот фактор, то действительно возможен раскол страны.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |