Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.04.2007.Время новостей
Михаил Вигнанский, Виктор Володин
Ради Абхазии Россия хлопнула дверью в Совбезе ООН.
Завтра Совбез ООН планирует принять резолюцию по Абхазии, продлив еще на полгода мандат своих наблюдателей. В настоящее время их в зоне противостояния насчитывается более ста. Однако новая резолюция не предвещает скорого завершения конфликта на фоне обострения споров между участниками урегулирования. Рассмотрение отношений между Тбилиси и Сухуми 10 апреля завершилось скандалом. Постпред России при ООН Виталий Чуркин даже покинул заседание Совбеза в знак протеста против необъективности по отношению к сторонам конфликта.
Россия как содействующая сторона в грузино-абхазском урегулировании предлагала заслушать на заседании главу МИД непризнанной республики Абхазия Сергея Шамбу. Но США так и не выдали ему въездную визу. Виталий Чуркин напомнил о том, что в этом месяце президент сербского края Косово (не подчиняющегося власти Белграда и находящегося под управлением ООН) принимал участие в обсуждении, хотя и неофициальном, косовского вопроса в Совбезе ООН. Так что недопущение к дискуссиям абхазского представителя российский дипломат назвал «серьезной политической и дипломатической ошибкой».
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин в связи с этим заметил «Времени новостей», что вопрос о том, «пускать или нет на заседание Совбеза ООН министра самопровозглашенной республики, должен решать Секретариат ООН, а не госдеп США».
Россия продемонстрировала в Совбезе видеообращение Сергея Шамбы, который предложил признать Абхазию суверенным государством. По его словам, посредничество ООН, которая «не стала равноудаленной стороной», не имеет перспектив, так как Абхазия не намерена находиться в составе Грузии. Сразу после этого российский представитель покинул заседание Совбеза, на что представитель США Алехандро Вольфф неодобрительно заявил, что «посол Чуркин, как это с ним бывало и раньше, попытался создать ложные аналогии с Косово, злонамеренно стараясь запутать обсуждение».
«То, что США будут всячески противиться распространению косовского прецедента на Абхазию, было понятно заранее», - заявил «ВН» Алексей Власов, замдиректора Информационно-аналитического центра МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. По мнению нашего собеседника, заседание Совбеза ООН «напоминало заранее подготовленный сценарий, который Грузия, Россия и США разыграли для демонстрации международному сообществу собственного восприятия абхазской проблемы».
Предыдущая резолюция 1716, принятая Совбезом осенью 2006 года, обязывала Тбилиси воздерживаться от провокаций в зоне конфликта, а Сухуми - серьезно подойти к проблеме возвращения беженцев. Под «провокациями» подразумевались действия в Кодорском ущелье, единственном регионе Абхазии, подконтрольном Грузии. Летом 2006 года Тбилиси провел там силовую операцию, после чего разместил в ущелье правительство Абхазии в изгнании, пообещав, что со временем эта администрация перебазируется в Сухуми. В ответ Абхазия приостановила свое участие в переговорах, потребовав полностью демилитаризировать ущелье.
Грузия, однако, всего лишь сократила численность своего вооруженного персонала в ущелье - по данным последнего мониторинга, там остаются 284 полицейских и сотня пограничников из числа местных жителей. По окончании заседания Совбеза Виталий Чуркин отметил, что Россию "продолжает беспокоить обстановка в Кодорском ущелье, где грузинское вооруженное присутствие превосходит пределы разумного и допустимого".
Тем не менее в Тбилиси в целом довольны тем, как прошли дискуссии в Совбезе. Председатель комиссии парламента Грузии по восстановлению территориальной целостности Шота Малашхия заявил «ВН»: "По отношению к Тбилиси со стороны ООН налицо положительная динамика, и это главное. В следующие шесть месяцев до очередного рассмотрения Совбезом ситуации в Абхазии следует сосредоточиться на изменении формата миротворческой операции. Это должны быть международные полицейские под эгидой ООН и параллельно грузино-абхазские структуры". Депутат признал, что цель - это чтобы в зоне конфликта "не было доминирования российских миротворцев" (они находятся в Абхазии по линии СНГ с 1994 года).
Это заявление позволяет утверждать, что «Тбилиси не готов к переговорам по Абхазии», комментирует Владимир Жарихин. По его мнению, грузинские предложения сводятся к идее восстановления контроля над Абхазией на основе грузинской конституции, действовавшей до грузино-абхазского конфликта 1992-1993 годов. Собеседник «ВН» полагает, что «урегулирование конфликта не сдвинется с места до тех пор, пока грузинская сторона не признает, что вернуться в прошлое невозможно, что надо договариваться и идти на взаимные уступки».
Участвовавший в заседании Совбеза ООН премьер Грузии Зураб Ногаидели не преминул подчеркнуть, что Абхазия «не имеет никаких перспектив» на независимость. Выразив непонимание того, что обращение Сергея Шамбы было распространено российской миссией, он заявил, что рассмотрение вопроса о статусе Абхазии не может быть легитимным, так как территорию бывшей автономной республики покинуло около 300 тыс. беженцев, большинство из которых грузины. Оставшиеся «20% населения доконфликтной Абхазии не могут решать судьбу всей Абхазии». «Мы будем добиваться возвращения беженцев и восстановления объективной картины», - заявил премьер.
Позиция Тбилиси нашла понимание у госсекретаря США Кондолизы Райс. Она заявила, что Россия должна уважать территориальную целостность Грузии и не делать ничего, «что предполагало бы право сепаратистских движений в Южной Осетии или Абхазии претендовать на независимость». В Москве убеждены, что Тбилиси и впредь будет опираться на поддержку Вашингтона и части евробюрократии в дипломатическом давлении на Россию.
У руководителя администрации президента Абхазии Валерия Аршбы заявления грузинского премьера вызвали возмущение. «После слов Ногаидели о том, что Абхазия не имеет перспектив, о каких переговорах с Грузией может идти речь?!» - заявил он нашей газете. По его словам, в Сухуми не согласятся и с предложением изменить формат миротворческой операции.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |