Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Что дальше? Все сценарии развития кризиса украинской власти и государственности

13.04.2007.Московские новости

Владимир Жарихин, первый заместитель директора Института стран СНГ:

"На Украине все идет к двоевластию. Виктор Ющенко и контролируемые им конституционные судьи фактически признали незаконность президентского указа, отказавшись его рассматривать. Не исключено, что в ближайшее время стоит ожидать нагнетания обстановки на улицах украинских городов. Ведь президент Ющенко как честный человек даже предупредил об этом Виктора Януковича. Сейчас к Майдану подтягиваются силы не только "бело-голубых", но и "оранжевых". Правда, до гражданской войны дело, думаю, не дойдет. Гражданскую войну в таком государстве, как Украина, в настоящее время трудно себе представить. Противостоящие стороны разделены широким Днепром, и, скорее, следует ожидать раскола страны.

Что касается переноса сроков парламентских выборов, на Украине существует "определенный план командования", где, возможно, учтен вариант сдачи позиций. В горячке не все обратили внимание, что президентский указ о назначении новых выборов противоречит Конституции: срок их проведения обозначен в 56 дней, вместо требуемых по Основному закону не менее 60. Изначально в план была заложена возможность переноса голосования. "Оранжевые стратеги" не исключали, а может, и заранее планировали столкновения, которые приведут к невозможности проведения новых выборов в принципе. В случае окончательной дестабилизации у президента появится возможность взять власть в свои руки, а силовые структуры формально подчиняются главе государства. "Сейчас обуздаем этих хулиганов, а через полгода и выборы проведем", - такова логика "оранжевых".

В начале апреля украинская "Ресёрч энд Брэндинг групп" проводила социологический опрос, в котором участвовали 1213 респондентов из разных регионов страны. На вопрос, нужны ли Украине досрочные выборы, утвердительно ответили 36,4 процента опрашиваемых, отрицательно - 57,3. Интересная картина складывается вокруг рейтингов ведущих политических партий. За Партию регионов выступают 30,4 процента респондентов, за БЮТ - 21,7, за "Нашу Украину" - 7,5, За Компартию - 4. Складывается интересная картина: в случае проведения выборов регионалы и коммунисты вместе набрали бы 34,4 процента голосов против 29,2 "бютовцев" и "нашеукраинцев".

У коалиции тоже есть свои социологи, и "оранжевые" прогнозировали такой результат. Значит, их цель - не выборы, а разгон Рады. Первый вариант - уличные демонстрации, Украина в огне. Второй, более мягкий вариант - проведение выборов 27 мая, однако "бело-голубые" на них не регистрируются, избиратель не находит в бюллетенях своих партий и не голосует. Выборы признаются недействительными. Верховная рада V созыва отставлена, до проведения следующих выборов глава государства назначает свое правительство и вводит президентское правление. Речь идет об узурпации власти президентом Ющенко.

Заковыка политического кризиса на Украине еще и в том, что большинство граждан не хотят сближения с Западом, а власти добиваются этого. США выделили огромные деньги на проведение интенсивной агитационной кампании по вступлению Украины в НАТО. Однако проблемы у Вашингтона в этом плане есть. По данным социологов, отношение у народа к правительству, президенту, политическим лидерам, к статусу русского языка меняется, но к вступлению в НАТО остается неизменным: 65 процентов против, 20 - за. Это при том, что сейчас во всех областях Украины открыты центры, которые ведут агитационную кампанию. Демократическим путем Украину в НАТО не затащишь, властям приходится добиваться этого насильственно".

Андрей Ермолаев, директор украинского центра социальных исследований "София":

"По состоянию на эти дни о двоевластии говорить рано. Верным признаком двоевластия можно назвать наличие двух центров, которые пытаются управлять исполнительной вертикалью. Сейчас, несмотря на подписание президентом указа о прекращении полномочий Рады, сохраняется контроль парламента над деятельностью Кабинета министров. У президента нет полномочий и прав перераспределить исполнительную власть в свою пользу. Какие бы действия Виктор Ющенко ни предпринимал, чтобы узурпировать власть, Конституция не позволяет ему этого сделать.

Однако угроза двоевластия все же существует. Президент, учитывая, что парламент и правительство не признают его решение по вердикту Конституционного суда, пытается применить такой инструмент, как Совет по национальной безопасности и обороны Украины (СНБО), который имеет совещательное право при президенте. В случае, если глава государства примет окончательное решение взять под контроль, например, казначейство, с этого момента можно будет говорить, что в стране наступило двоевластие.

Предпосылок для кризиса много - он носит экономический, политический и идеологический характер. Один из "приводных ремней" - положение, в котором оказались БЮТ и "Наша Украина". Их кризис - начало внутреннего распада, который привел к перетоку депутатов к "бело-голубым". Президент уже давно должен был издать указ о том, чтобы эти блоки несли ответственность перед избирателями. Даже если Ющенко рассматривал вариант о роспуске парламента, то мотивировка должна была быть с упреком в адрес БЮТ и "Нашей Украины", но он переложил ответственность на всю Раду, совершив попытку отстранить от власти правящую коалицию. Последняя же считает себя легитимной, не принимает указ Ющенко и апеллирует к решению Конституционного суда.

Нужно говорить о двойственности политики руководства БЮТ, "Нашей Украины", которые стоят за сценарием, разыгрываемым секретариатом Ющенко, заставшим его принять противоречивое решение и ввергшим страну в кризис. Авторы этого сценария не могли не понимать, что в итоге президент может пасть жертвой критики и делигитимации. Возможно, на Украине есть желание сменить майку лидера (Тимошенко, кстати, желает личной победы). Что касается возможной конъюнктуры, то нужно учитывать, что руководитель одной из структур, связанных с деятельностью президента, СНБО Виталий Гайдук связан с крупнейшей финансово-промышленной группой Донбасса, которая имела приязненные отношения с Тимошенко. Просматривается синхронность в их действиях. Есть главный критерий - кризисную работу выполняет президент, который в центре критики. И ему нужно смириться с проведением досрочных президентских выборов, на которых Ющенко имеет очень мало шансов".

Владимир Малинкович, директор украинского Международного института гуманитарно-политических исследований:

"На Украине сейчас даже не две, а три власти: правительство и парламент во главе с Януковичем, президент Ющенко и оппозиция во главе с Тимошенко. У всех разные цели. Это связано с тем, что Украина пребывает в переходном периоде от президентской к парламентско-президентской республике. И обновленная Конституция ограничивает права президента, который не хочет на это соглашаться. Вот в чем суть конфликта между правительством и президентом. Но, с другой стороны, есть и Тимошенко, которая хочет получить высшую власть - она готова стать и президентом, и премьером. Если Украина станет парламентской республикой, то должность премьера для нее лучше, если ей придется идти на президентские выборы, то она сделает все, чтобы завалить политическую реформу. Досрочные парламентские выборы нужны Тимошенко, потому что правительство сейчас работает достаточно успешно. Совсем иная ситуация у президента Ющенко: "Наша Украина" разваливается на глазах, погрязнув во внутрипартийных конфликтах. Он в досрочных выборах не заинтересован - они принесут его партии гораздо меньше депутатских мандатов, чем имеется сегодня. Но, с другой стороны, Ющенко в безвыходной ситуации - начинается переход "нашеукраинцев" в парламентское большинство. Может, кого-то и перекупают, но основная масса "оранжевых", переходящих в коалицию, - крупные бизнесмены, которых взятками не возьмешь - они заинтересованы в благоприятных условиях сотрудничества с правительством.

Политическая мотивировка украинского кризиса заключается в том, что Ющенко в 2009 году может снова занять пост президента только при поддержке БЮТ. Если на досрочных выборах Тимошенко станет премьером, она поддержит Ющенко на президентских.

Очевидно, что 27 мая выборов не будет - их невозможно провести ни технически, ни политически. Но вот какова будет реакция президента на решение Конституционного суда, предсказать гораздо сложнее. С одной стороны, ситуация проясняется - видно, что у Ющенко мало шансов получить одобрение указа о роспуске Рады в КС. С другой стороны, ситуация обостряется - загнанный в угол президент не готов идти на уступки.

Уладить ситуацию мирным путем представляется возможным при посредничестве Запада, который весьма чувствителен к нарушениям демократических норм. Кураторы Украины со стороны Совета Европы считают, что указ президента не соответствует Основному закону и, если Конституционный суд подтвердит это, президенту нужно подавать в отставку. Ющенко вынужден не выходить за рамки правового поля. Использовать силу он не может: никто не признает выборы в условиях чрезвычайного положения. Пока президент не делает шагов назад, и, если будет упорствовать, его политическая карьера быстро закончится".

Евгений Кожокин, директор российского Института стратегических исследований:

"Двоевластие - это всегда очень неустойчивая конструкция, и на Украине этот сценарий вряд ли сложится. То, что сейчас происходит в стране, - это противоборство, а не двоевластие. При этом правительство и Рада осуществляют достижения своих целей, опираясь на действующее законодательство, а президент Ющенко уже второй раз за время своей политической карьеры выходит за рамки конституционного поля. Но, к сожалению, в политике достаточно часто получается так, что побеждает не тот, на чьей стороне право, а тот, на чьей стороне сила. И сейчас на Украине идет выяснение, у кого ее больше - у парламента или у президента. При этом, когда говорится о силе, имеется в виду, у какой из сторон больше поддержки в силовых структурах, больше финансовых и информационных ресурсов.

Президент Ющенко как политический лидер утрачивает свое влияние, так как и он, и его партия "Наша Украина" уже не пользуются прежней поддержкой населения. Для него лучше всего оставаться в конституционном поле, поскольку только это гарантирует ему сохранение президентских полномочий. Те, кто подталкивает главу Украины действовать не по закону, работают не в интересах Ющенко-президента и Ющенко-личности. Дестабилизация на Украине выгодна Юлии Тимошенко, которая умеет использовать кризисы в своих интересах. И сейчас для украинского президента существует опасность пирровой победы - его действия будут использованы, а сам он достаточно быстро отправлен в политическое небытие".


Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ