Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев, Александр Фадеев
Исполнилось десять лет со дня подписания в Москве (02.04.1997) президентами РФ и РБ Договора о Союзе Беларуси и России. Однако юбилей получился довольно грустным, на государственном уровне эта круглая дата вообще была обойдена молчанием. Действительно, радостно рапортовать об интеграционных достижениях, которых нет, неловко. Вспоминать грандиозные планы объединения – стыдно. Создается впечатление, что о юбилее намеренно постарались «забыть».
Напомним, что Договор о Союзе Беларуси и России предусматривал в течение двух лет создать единое экономическое пространство с общей транспортной системой, унифицировать денежно-кредитную систему и обеспечить условия для введения общей валюты. Предполагалось до 1999 года сформировать единую нормативно-правовую базу, общий рынок в области энергетики, транспорта и связи, синхронизировать этапы и сроки экономических реформ, создать и запустить механизм реализации согласованной структурной политики, создать единую научно-техническую и информационную базу. Ни одна из этих задач не была выполнена к моменту подписания Договора-1999, ни одна из этих задач не решена и по сей день.
Отсутствие значимых результатов интеграции свидетельствует, прежде всего, об ошибочности идеи Александра Лукашенко, в контексте которой создание Союза Беларуси и России может осуществиться только на принципах суверенного равенства его членов. «Ни за какую цену на газ и нефть мы свои независимость и суверенитет обменивать не намерены», - подчеркнул глава белорусского государства на своей пресс-конференции 12 апреля 2007 года.
Ошибочной следует признать и попытку объединения исключительно на «верхушечном» уровне силами национальных бюрократий двух государств, которые испытывали и продолжают испытывать недоверие и подозрительность друг к другу. Подчеркнем при этом, что именно правящие элиты являются носителями и выразителями пресловутого суверенитета, и это является камнем преткновения на пути поиска любых форм компромисса по проблеме интеграции.
Президент Белоруссии выразил уверенность, что недавний «удар с Востока» не отразится на интенсивности двусторонних контактов. Однако процесс сближения двух государств за истекшие десять последних лет не только не начался, но, наоборот, приобрел центробежный характер. Последовательно потерпели крах проекты Сообщества и Союза, к строительству Союзного государства стороны так и не приступили. Принципы и форма объединения не были за десять лет определены. Россия и Белоруссия, не декларируя публично денонсацию Договора 1999 г., объективно совершили поворот к практике рутинного двустороннего межправительственного сотрудничества, свойственной независимым государствам, где приоритет отдан реализации программ простейшего торгово-экономического партнерства.
Не создано единое экономическое и политическое пространство, с 1993 года так и не удалось унифицировать денежно-кредитную систему, ввести общую валюту и создать единый эмиссионный центр. Денежно-кредитные и банковские системы России и Белоруссии продолжают работать в самостоятельном режиме, различия в параметрах ставок рефинансирования, норм резервных требований к банкам, в подходах к организации валютного контроля преодолеть не удалось. Разница в системах налогообложения, расхождения в налоговых национальных кодексах не позволили прийти к унификации бюджетных систем, что сделало невозможным и осуществление в полном объеме совместных межгосударственных программ.
До сих пор не сформирована единая нормативно-правовая база в рамках союза. Ни Белоруссия, ни Россия не выполнили взятых на себя обязательств по пересмотру источников права в целях интеграции двух стран. Все институты и системы российско-белорусского государства оказались нежизнеспособными, поскольку не была создана основа для их взаимодействия с национальными органами. Поле деятельности для большинства созданных и потенциальных союзных структур просто отсутствовало.
Белорусская сторона упорно, под любыми предлогами уходит от осуществления проекта создания Единой региональной системы противовоздушной обороны.
Конституционный акт Союзного государства, который предполагалось разработать и полностью согласовать до 2003 года, не готов до сих пор.
Для белорусской стороны центральным вопросом все эти годы было строительство самодостаточного и независимого государства белорусов, вступившего, по определению Лукашенко, в «третий период суверенного развития». Высшая государственно-политическая элита Белоруссии обладает огромными властными полномочиями и заинтересована в сохранении сильной президентской власти, в бесконечном пролонгировании полномочий Александра Лукашенко как лидера независимой, суверенной страны. Поэтому любые шаги по действительному воссоединению с Россией в рамках Союза или (тем более) Союзного государства рассматриваются в этом свете как крайне опасные и не отвечающие интересам правящего класса республики.
Все прошедшие годы руководство Белоруссии стремилось в рамках отношений с Россией не допустить пересмотра ни одного положения Конституции РБ, сохранить статус суверенного государства и закрепить его международную правосубъектность. При этом задача построения на практике единого с Россией государства национальным правящим классом никогда не ставилась и не рассматривалась, поскольку ее осуществление создавало прямую угрозу потери белорусской «горкой» своей власти. Об этом лишний раз свидетельствует анализ всех национальных законов, концепций, доктрин, планов и программ, принятых и частично или полностью осуществленных Белоруссией за истекшие десять лет.
Как известно, начало текущего года было омрачено резким обострением белорусско-российских экономических отношений. Разразился не только очередной нефтегазовый, но и сахарный и другие скандалы. К тому же белорусские власти вопреки своим обязательствам по формированию единого таможенного и пограничного пространства Союзного государства уклонились, несмотря на предложения российской стороны, от введения визового режима с Грузией, мотивируя свой отказ абсолютной суверенностью Республики Беларусь. Тем самым была оставлена лазейка для нелегального проникновения грузинских граждан на территорию России. Все это сопровождалось оголтелой антироссийской пропагандой, которую одновременно проводили государственные (под жестким контролем администрации президента РБ) и оппозиционные (под присмотром посольств США, Польши и других стран-членов НАТО) средства массовой информации.
Потоки бессмысленного и разрушительного антироссийского негатива, вылитого на белорусскую общественность, нанесли колоссальный ущерб не только делу единения двух ветвей русского народа, но и авторитету самой Белоруссии, прежде всего в союзной России. Особенно тягостное впечатление производили словесная разнузданность белорусского президента и его угрозы переметнуться в стан геополитических противников Российской Федерации.
И если до последнего времени при упоминании о Белоруссии у большинства россиян возникали самые теплые чувства и образ надежной и верной сестры-союзницы, то зимой 2007 года в отношении белорусского руководства не только со стороны российских журналистов, но и из уст ряда высокопоставленных должностных лиц России прозвучало страшное слово - предательство.
Такая смена облика Белоруссии в глазах россиян свидетельствует о полном провале белорусской политики на российском направлении и профессиональной несостоятельности высших чиновников республики, ответственных за ее проведение.
Как это ни покажется странным, но белорусские должностные лица, принимающие политические решения, довольно смутно представляют себе, каково действительное положение дел в России, а также неадекватно оценивают реальное место Белоруссии в современном мире.
В любом случае в Минске никак не хотят смириться с тем, что политика Владимира Путина заметно отличается от курса его предшественника на президентском посту по отношению к Белоруссии и другим странам СНГ. Белорусские власти продолжают в силу инерции восприятия специфики межгосударственных отношений рассчитывать на возврат «братских» отношений на ельцинский манер и в то же время совершенно не хотят воспринимать прагматичный, исходящий из приоритета национальных интересов России подход нынешнего главы российского государства.
Во многом это объясняет антироссийскую позицию средств массовой информации Белоруссии, которая носит в большинстве случаев «антиолигархический» и «антиимпериалистический», а не антирусский (в национальном смысле) характер. В этом ее принципиальное отличие от пропаганды подавляющего большинства белорусских оппозиционных партий, которая является именно антирусской (против государственности русского языка, за отрыв белорусов от русского народа) и антироссийской (против России как субъекта истории и международных отношений) по своей природе.
Возможно поэтому, когда Александр Милинкевич и другие вожди оппозиции совместно с их вольными или невольными союзниками из верхних эшелонов власти попытались подтолкнуть Александра Лукашенко к некоему «диалогу» с антипрезидентскими силами при посредничестве Запада, то Лукашенко разрушил эти планы, во всеуслышание назвав своих оппонентов «шелудивыми людьми».
Вместе с тем нынешний союзный «тупик» нельзя рассматривать как окончательный итог интеграционных усилий. Однако развязать узел возникших разногласий могут люди, не только обладающие должной профессиональной квалификацией, но и осознающие всю ответственность своей миссии для исторических судеб России и Белоруссии.
В связи с этим большие вопросы возникают относительно результатов работы постоянного органа координации и подготовки решений Совета министров Союзного государства, Парламентского собрания и союзных СМИ. Если нет постоянных, наднациональных законодательных, исполнительных, фискальных и судебных органов Союзного государства то, работу каких отраслевых и функциональных органов СГ и национальных органов координирует Постоянный комитет? Какую законотворческую и законодательную работу проводит Парламентское собрание СБР, где ее результаты? Почему не видно и не слышно неправительственных организаций – Белорусского общественного комитета «Союз», Российского общественного комитета содействия Союзу Беларуси и России, Союзной общественной палаты? Куда подевались съезды «союзной общественности»?
Опыт отношений России с Белоруссией по вопросу о создании Союзного государства еще раз подтвердил истину, что не могут эффективно функционировать и выполнять задачи по предназначению исполнительные органы одни, без избранных народами и сформированных согласно конституции (которой тоже нет) представительных, судебных, контрольных и распорядительных органов.
Поразительно, но спустя десятилетие немалый процент российских граждан (особенно молодежи) даже не знает о Союзе и об отсутствии границы между Россией и Белоруссией. И удивляться тут не приходится, так как совершенно не понятны критерии, лежащие в основе союзной кадровой политики.
В этом смысле показателен пример Телерадиовещательной организации (ТРО) Союзного государства, формально функционирующей с января 1998 года. Учреждение существует, имеет штат, немалое бюджетное финансирование, но вот телерадиопродукт фактически не производит. По крайней мере, он не заметен в информационном пространстве двух государств. За все время существования ТРО СГ было создано несколько дежурных хвалебных программ по поводу белорусско-российского братства. Похоже, что руководство ТРО мало представляет себе, что такое информационная политика, продвижение продукции на рынке аудиовизуальной информации.
И все же процесс интеграции, хоть и со скрипом, но продвигается вперед. Правда это касается в основном торгово-экономических отношений. Так, за последнее десятилетие отмечается устойчивый рост товарооборота между государствами-субъектами Союза с 9,3 млрд. долларов в 2000 году до 19,9 млрд. долларов в 2006 году.
Несомненно, важным событием стало подписание на состоявшемся в марте 2007 г. заседании Совета министров Союзного государства Межправительственного соглашения о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества, которое, по мнению заместителя министра иностранных дел Белоруссии Андрея Евдоченко, полностью отвечает международным требованиям и содержит в себе механизм разрешения основных вопросов во взаимной торговле. Как подчеркнул белорусский дипломат, с принятием этого документа «стороны лишаются возможности обвинять друг друга в дискриминации товаров, в каком-либо протекционизме или в нарушении международного права». Кроме того, белорусская сторона получила возможность наращивания своих товарных поставок на российский рынок вследствие получения равного доступа белорусских участников и товаров к процедурам государственных закупок в России.
В свою очередь Минск обязался снять два десятка ограничений для товаров из России на белорусском рынке. В частности, Белоруссия пообещала отменить квотирование ввоза табака и табачных изделий, пива, рыбных изделий, ограничить субсидирование белорусских товаропроизводителей и разрешить предприятиям республики закупать российскую сельхозтехнику, будут увеличены и поставки российской бытовой техники. Существующие ограничения предполагается снять с 1 октября 2007 года.
Также были подписаны документы, касающиеся взимания косвенных налогов. С 1 июля текущего года Белоруссия намерена прекратить взимать с работающих на ее территории российских компаний налоговые платежи, не предусмотренные налоговым законодательством Республики Беларусь.
Возникший в начале года одновременно с нефтегазовым сахарный конфликт может разрешиться, по крайней мере, на это надеются в Белоруссии. Сахарные заводы Белоруссии приняли решение о вступлении в Российский союз сахаропроизводителей (РСС). Как сообщила начальник главного управления по международным связям концерна «Белгоспищепром» Татьяна Чигиро, «это позволит наладить более тесные отношения с российскими коллегами, координировать деятельность сахароперерабатывающих предприятий по продаже продукции и согласованию цен на нее». Первым подготовил документы на вступление в РСС Слуцкий сахарорафинадный комбинат. В последующем полноправными членами этого союза намерены стать и остальные три сахароперерабатывающие предприятия Белоруссии.
В настоящее время между белорусскими сахаропроизводителями уже распределены объемы поставок своей продукции в российские регионы. Ранее белорусская сторона взяла на себя обязательство не превышать объемы поставок в РФ в 180 тыс. т. в текущем году и 100 тыс. т. в 2008 году. При этом отгрузка сахара в российские регионы будет вестись по новой схеме – минуя склад временного хранения в Москве, то есть в свободном режиме. В двухмесячный срок предполагается заключить соглашение об общих принципах производства и оборота сахара в России и Белоруссии, в соответствии с которым для белорусских и российских предприятий устанавливаются одинаковые требования к реализации своей продукции.
Однако пока неразрешимым противоречием остается прямое и латентное дотирование белорусских сахарорафинадных предприятий со стороны государства, в собственности которого они находятся. Это ставит российских производителей сахара в неравное положение с их белорусскими партнерами.
Несомненно, что лидирующее положение в торгово-экономических отношениях на пространстве Союзного государства занимают связи между городом Москвой и регионами Республики Беларусь. В 2006 году объем московско-белорусской торговли, согласно данным белорусского правительства, составил 4,7 млрд. долларов США. Белорусские строительные компании будут возводить в российской столице жилье. Как сообщил премьер министр Белоруссии Сергей Сидорский, «мэрия Москвы предоставила нам Измайловский проект». В свою очередь, одна из российских строительных компаний намерена возвести в Московском районе Минска порядка 200 тыс. кв. м. жилья.
Однако все эти, безусловно, важные экономические достижения не определяют ход и темпы интеграции, не в состоянии придать объединительному процессу необратимый характер. К тому же если в политике компромиссы возможны и полезны, то в сфере торгово-экономических отношений действуют жесткие законы рынка, которые стремится учитывать российская сторона, исходя из своих собственных национальных интересов. Белорусские же власти, продолжая уклоняться от конкретных политических шагов в направлении строительства общего государства, относятся к этому крайне болезненно, квалифицируя, например, последние меры правительства России по переведению энергопоставок в РБ на рыночные принципы как «предательство» и «энергетический империализм».
Между тем устойчивое (пусть и не такое быстрое, как хотелось бы) развитие современной производственной базы в России и складывание условий для создания на ее территории в обозримой перспективе мировых центров производства высокотехнологической продукции неизбежно отразятся на ее взаимоотношениях с Белоруссией, стремящейся полагаться преимущественно на внешний товарообмен традиционной продукцией.
В то же время достигнутые в последнее время российско-белорусские соглашения и договоренности показывают путь, который способен привести к успеху в затянувшейся истории с созданием общего государства – это системный подход и непреклонная настойчивость в достижении целей.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |