Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
10.04.2007. Страна.Ru
Михаил Первушин
Совет Безопасности ООН рассмотрит ситуацию в Абхазии (ВИДЕО), а точнее, в верхней части Кодорского ущелья, а также изучит вопрос о возможном продлении мандата миссии ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ) на полгода. Кроме того, будет представлен очередной доклад генсека ООН о ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта и сделан обзор выполнения резолюции, принятой в октябре 2006 года. Между тем, по мнению России, в связи с тем, что США отказали абхазской делегации во въездных визах, Совбез не получит полного и объективного представления о нынешней ситуации в зоне конфликта. На закрытом заседании в Нью-Йорке выступит только представитель грузинской стороны. С точки зрения МИД РФ, действия Вашингтона можно рассматривать как "дискриминацию одной из сторон конфликта". Прокомментировать возможный ход дискуссии в Совбезе ООН, а также текст абхазской резолюции корреспондент Страны.Ru попросил заведующего отделом Кавказа Института стран СНГ Михаила Александрова.
- Насколько оправдано решение США не выдавать абхазцам въездные визы?
- Это форменное безобразие, что американцы не выдали визу министру иностранных дел Абхазии Сергею Шамбе, потому что в любом конфликте надо заслушать обе стороны. И тут дело даже не в том, что речь идет о признанном или непризнанном государстве. Наша делегация, кстати, правильно сделала, что заблокировала выступление представителя косовских албанцев, когда в Совбезе ООН несколько дней назад рассматривался вопрос по Косово. Но я бы пошел дальше. Вообще абхазской стороне надо прекратить все контакты с американскими представителями: дипломатами, представителями различных неправительственные организации, организации по правам человека. Они постоянно ездят в Абхазию, все высматривают там и дают свои советы.
Так вот, абхазской стороне надо закрыть доступ американских дипломатов в Абхазию до тех пор, пока Шамбе не выдадут визу, потому что это игра в одни ворота. С одной стороны, они, приезжая в Абхазию, совершенно спокойно там себя чувствуют, с другой - не дают визы абхазским представителям. Я думаю, это сразу будет иметь значение, потому что американцы всегда стремятся к тому, чтобы иметь информацию из первых рук, иметь возможность доступа к таким местам. Я думаю, что в таком случае они будут вынуждены пойти на то, чтобы дать абхазской стороне визу. К сожалению, тот факт, что ООН расположена в США, американцы постоянно используют для себя.
- Каким, на ваш взгляд, будет содержание доклада генсека ООН и текст резолюции Совбеза по Абхазии?
- Понимаете, поскольку мнение всех сторон будет представлено в резолюции, трудно с точностью предсказать, каким будет текст документа. Но я думаю, что российская сторона будет настаивать на том, чтобы, в частности, по ситуации в Кодорском ущелье было отражено, что Грузия не выполнила полностью положение предыдущей резолюции Совета безопасности ООН. Грузины не вывели оттуда свои военные подразделения. Кроме того, Тбилиси нарушило обязательства не допускать провокационных действий в этом районе. Имеется в виду размещение там так называемого грузинского правительства в изгнании. То есть Грузии надо дать понять, что это правительство должно быть оттуда выведено, поскольку является дестабилизирующим фактором.
Российская сторона, возможно, будет настаивать и на том, чтобы осудить провокационные действия Грузии в Гальском районе, поскольку там постоянно происходят диверсионно-террористические акты. Был захват нескольких граждан Абхазии, которые были вывезены в Тбилиси, и там их судят, якобы, за какие-то преступления. Я думаю, что российская сторона могла бы также настаивать на том, чтобы в Абхазии состоялись выборы, которые стали бы развитием демократических процессов и способствовали стабилизации и урегулированию конфликта. Но все эти пункты, скорее всего, встретят неприятие и противодействие Запада, поэтому можно ожидать, что они будут либо разбавлены какими-то формулировками, либо вообще не удастся согласовать текст резолюции.
- Сегодня же лидеры Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии встретятся в Сухуми, где, как ожидается, обсудят целесообразность переговоров по урегулированию грузино-абхазского конфликта под эгидой СБ ООН. Насколько будет оправдан этот шаг?
- Я давно считаю, что Абхазия должна уменьшить участие ООН и вообще западных институтов в процессе урегулирования. Для этого ведь много и не надо: необходимо лишь отказаться от посреднических услуг этой международной организации. Абхазия может это сделать спокойно, по крайней мере, до тех пор, пока ООН не обеспечит вывод грузинских войск и правительства в изгнании из Кодорского ущелья. Потому что, по моему мнению, ООН, чьи представители находятся в зоне конфликта, давно ничего не делает для разрешения ситуации. Поэтому совершенно спокойно можно этот фактор использовать для того, чтобы просто отказаться от посредничества ООН.
- В настоящее время в Совбезе ООН обсуждается план Ахтисаари по урегулированию будущего статуса Косово, который предусматривает предоставление этому сербскому краю де-факто независимости. Можно ли в таком случае рассматривать Косово как прецедент для Абхазии?
- Ну, конечно, этот прецедент будет иметь широкое международное значение. Тут даже не о де-факто говорится. Кстати, статус независимости де-факто как раз существует в Абхазии, а в Косово ее фактически нет пока, там присутствует международный протекторат над краем. То есть у Косово статус гораздо более подчиненный, чем, собственно, у Абхазии. Поэтому у Абхазии гораздо больше шансов претендовать на независимость де-юре, чем у Косово. Но, как мы видим, Запад фактически хочет принять резолюцию, дающую Косово де-юре независимость. И если это произойдет, Россия не должна соглашаться на это. Любое такое решение надо заветировать в Совете безопасности ООН, либо согласиться на пакетный вариант, что независимость получают Косово и одновременно три непризнанных государства постсоветского пространства. Вот тогда мы можем поддержать такую резолюцию. А никакой иной вариант, как мне представляется, для России неприемлем.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |