Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
04.04.2007. Азияинформ
Леонид Гусев
События последних лет показали, что именно Узбекистан с его довольно авторитарным режимом стал основным препятствием распространения исламского фундаментализма в Центральной Азии, и ближайшим союзником его оказалась Россия. Именно военная мощь Узбекистана (включая прямое участие его вооруженных сил) гарантировала победу кулябского и ходжентского кланов в жестокой гражданской войне в Таджикистане. При этом у Ташкента в сложившихся условиях не было особого выбора. Ведь победа демократической и исламской оппозиции в этой республике была чревата для Узбекистана угрозой роста внутренних кризисных явлений, что могло вызвать катастрофическое увеличение числа беженцев узбеков из Таджикистана и усиление напряженности в местах компактного проживания таджиков (на территории республики их проживает более двух миллионов) и дальнейшую активизацию местных исламистов, особенно в Ферганской долине.
В целях обеспечения национальной безопасности Ташкент во времена правления талибов был вынужден проводить более активную политику в отношении Афганистана в надежде на то, что оказание экономической и военной поддержки генерала Р. Дустума обеспечит сохранение буферной зоны между Узбекистаном и афганскими фундаменталистами. Однако, несмотря на то, что Узбекистан объективно является одним из наиболее влиятельных государств региона и его стремление стать гарантом стабильности в Центральной Азии вполне оправдано, его географическая и этническая вовлеченность в региональные конфликты настолько глубока, что в настоящее время треугольник Узбекистан – Афганистан – Таджикистан для окружения представляется наиболее взрывоопасным. Необходимо отметить, что в Узбекистане, как уже указывалось, проживает значительное число таджиков, а также по территориям Узбекистана и Таджикистана проходит Ферганская долина, где базируются экстремистские организации.
Кроме того, для Узбекистана огромную опасность представляет проблема наркобизнеса уже давно поглотившая Афганистан и захватывающая Таджикистан. Но с учетом наличия в Ташкенте мощного репрессивного аппарата, опирающегося на авторитет И. Каримова, а также тщательно разработанной законодательной базы можно утверждать, что Узбекистан в настоящее время может создать наиболее эффективный заслон на маршрутах наркопотоков, поскольку основные транспортные магистрали с юга на север проходят через это государство. В связи с этим, Узбекистан, объявив в качестве одной из приоритетных задач борьбу с международным терроризмом и экстремизмом, выделяет значительные суммы для подготовки специалистов и технического оснащения таможенных и пограничных пунктов. Для реализации этой задачи специалисты отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД республики работают в тесном сотрудничестве со специалистами аналогичных ведомств соседних Центрально-азиатских стран, России, международных организаций.
С учетом этого, уже сейчас необходимо, опираясь на имеющийся мировой опыт, создать на территории Узбекистана с помощью России, прежде всего, глубоко эшелонированную систему противодействия региональному наркобизнесу, которая должна функционировать в наступательном режиме, постепенно расширяя зону свободную от производства и распространения наркотиков.
Узбекистан и в дальнейшем, несмотря на наличие внутренних проблем, будет играть в Центральной Азии все возрастающую роль, хотя это настораживает соседние государства, такие как Таджикистан и Киргизия, поскольку бывшие среднеазиатские республики опасаются попасть в зависимость от него. Между тем тот факт, что Россия все больше начинает отстаивать свои интересы в регионе может в принципе склонить политические элиты этих стран пойти на более тесное сотрудничество с Ташкентом. Руководители центрально-азиатских республик предпочитают балансировать между различными центрами сил, для того чтобы сохранить свою власть.
Еще прошлые выборы в новый двухпалатный парламент Узбекистана, состоявшиеся 26 декабря 2004 года показали прочность режима Ислама Каримова. Тогда в начале избирательной компании власти республики постарались обезопасить себя от разного рода "бархатных" революций. В апреле 2004 года отделению Фонда Сороса в Узбекистане было отказано в регистрации. Счета всех неправительственных организаций, финансировавшихся из-за рубежа, были заморожены. К выборам были допущены партии, поддерживающие официальные власти. Основные оппозиционные организации "Бирлик" и "Эрк" в выборах не участвовали. В результате победу одержали кандидаты в основном от двух партий власти – Народно- демократической и Либерально- демократической.
Также узбекский режим показал свою силу во время известных событий в Андижане в мае 2005 года. Тогда были подавлены выступления узбекских оппозиционных сил в Ферганской долине.
В настоящее время Ташкент сосредотачивает все ресурсы для проведения президентских выборов в декабре этого года, чтобы не возникло никаких экстремальных ситуаций.
Такая ситуация является наиболее приемлемой как для Узбекистана так и для региона в целом, потому что нестабильность в стране могла бы привести к очень тяжелым последствиям, как уже отмечалось выше, к ситуации, которая возникла в Таджикистане в начале 90 х. годов. Кроме того, в связи с неопределенностью ситуации в Афганистане весь регион мог быть охвачен кровавыми столкновениями.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |