Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
23.04.2007, www.russians.kz
ЛадИнформ
Участники II Республиканской конференции русских, казачьих и славянских организаций в Казахстане, собравшиеся в г. Астане, заслушав доклад «Политическая реформа в Казахстане: русский язык как индикатор положения русского населения в республике», отмечают:
- в ходе дискуссии участники конференции обменялись мнениями по вопросам реализации Послания Президента РК «Новый Казахстан в новом мире» и ситуации с положением русского языка и его носителей;
- в частности, участники конференции выразили свою полную поддержку инициативам президента Назарбаева в области социально-экономических и политических реформ в республике;
- были констатированы определённые шаги со стороны властей по снятию напряжения среди русских граждан. Праздник Рождества Христова объявлен в республике выходным днем, праздник Славянской письменности и культуры в отдельных областях проводится при поддержке исполнительных органов.
Между тем, участники конференции обращают внимание общественности на то, что в Казахстане прогрессирует так называемая «мягкая дискриминация» нетитульного населения. В республике, где по Конституции источником власти является народ в лице своих представителей, шесть миллионов русскоязычных граждан по-прежнему остаются на периферии государственного строительства;
также грубо нарушается конституционный статус русского языка, как официально используемого в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Обращаясь к властям, казахстанской, российской и международной общественности, конференция считает, что для упрочения межнационального согласия между народами Казахстана, консолидации казахстанского общества, для сохранения статуса русского языка необходимо реализовать следующие меры:
1. Не допустить снижение конституционного статуса русского языка. Последовательно и настойчиво добиваться законодательного повышения статуса русского языка как государственного. Признать, что на данном этапе необходимо принятие уточняющей конституционной поправки о русском языке, как языке официальном, а не официально используемом в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
2. Устранить дискриминационные национальные дисбалансы в структурах государственной власти и обеспечить реальное пропорциональное политическое представительство русского населения в управлении государством в соответствии с имеющейся практикой и международными стандартами. Рассмотреть вопрос о создании русских национально-культурных автономий в республике.
3. Прекратить практику переименований улиц, районов, городов и др. населённых пунктов, носящих исторические русские названия, со скандальной заменой их на фамилии и имена местных казахских чиновников и бизнесменов. При принятии закона об МСУ отразить в нем безусловную необходимость учета национального состава населения в органах местного самоуправления.
4. Предпринять безотлагательные меры со стороны государства по защите собственности русских граждан и русского бизнеса. Обратить внимание властей на факты рейдерства, экспроприации имущества по национальному признаку, попирающие международные обязательства Казахстана по гарантиям прав собственности граждан на территории республики.
5. Продолжить активную работу по объединению русских, славянских, казачьих объединений и обеспечить их конструктивное и деятельное сотрудничество со всеми структурами государственной власти республики.
Принято единогласно на II Республиканской конференции русских, казачьих и славянских организаций в Казахстане
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |