Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Альманах «СТАТУС – КВО», №4, 2007 г.
Екатерина РОБЕРОВА
Разработка и принятии законов о гражданство в прибалтийских государствах происходили по-разному. В Литве проблема предоставления гражданства была решена в короткие сроки, Эстония и Латвия разрабатывали законы о гражданстве достаточно длительное время.
Закон о гражданстве Литвы был принят 3 ноября 1989 г. за несколько месяцев до провозглашения независимости. Он стал первым Законом о гражданстве в бывших советских республиках. Этот закон реализовал «нулевой вариант»: все проживавшие на территории Литовской ССР па законном основании, стали гражданами этой республики. Литва является единственной прибалтийской республикой, где правопреемство государств приводит к автоматической смене гражданства.
Несмотря на то, что Литва, так же как Латвия и Эстония, считает себя восстановленным после 1940 г. государством, при рассмотрении проблемы изначальной совокупности граждан литовский закон 1989 г. утвердил комбинированное решение. Довоенный принцип гражданства был дополнен механизмом права выбора. Лица, проживавшие в Литве до 1940 г., а также их потомки стали гражданами Литвы при соответствии двум условиям: постоянного проживания в республике и отсутствия гражданства другого государства.
Право выбора было предоставлено всем остальным, имеющим законный источник дохода и проживающим в Литве постоянно. В течение двух лет они имели возможность определиться в отношении гражданства. Литовское гражданство приобреталось ими при подписании Декларации «Об уважении литовских законов и Конституции». Право получить гражданство Литвы предоставлялось многим, имеющим иную, не литовскую, национальность. К условиям приобретения литовского гражданства относятся необходимость сдачи экзамена на знание литовского языка и проживание в республике не менее 10 лет. Но, согласно Российско-литовскому договору 1991 года, право получения литовского гражданства без сдачи экзамена на знание литовского языка было предоставлено всем этническим русским, постоянно проживающим в Литве. В 1991 г. 86,9% населения Литвы получили литовское гражданство.
Договор между Эстонской ССР и СССР от 12 января 1991 г. гарантировал всем бывшим советским гражданам, проживающим в Эстонии на законных основаниях, право приобрести эстонское или российское гражданство по выбору. Но, по настоянию радикально настроенных политиков, 26 февраля 1992 г. Верховным Советом Эстонии был издан Указ, восстанавливающий Эстонский закон о гражданстве 1938 г., в соответствии с которым автоматически считаются гражданами только лица, имевшие гражданство на 16 июня 1940 г., и их прямые потомки. В контексте этого положения автоматически эстонскими гражданами смогли стать лишь около 120 тысяч из почти 470 тысяч русских. Переселившиеся в Эстонию после ее вхождения в СССР в 1940 году, могут получить гражданство только через процесс натурализации.
Закон о гражданство в Эстонии был принят 19 января 1995 года. Согласно этому документу гражданство приобретается по рождению, получается в порядке натурализации или восстанавливается утратившему гражданство Эстонии в несовершеннолетнем возрасте. Для получения гражданства ЭР по натурализации человек должен пребывать в Эстонии не менее пяти лет, знать эстонский язык (понимать устную речь, беседовать, читать и понимать тексты, письменно составлять документы), знать Конституцию ЭР (экзамен сдается на эстонском языке), иметь легальный постоянный доход. Необходимо отметить, что на экзамене по эстонскому языку требования высоки, притом, что эстонский язык очень сложный.
Гражданство не предоставляется бывшим кадровым военнослужащим вооруженных сил иностранного государства или находившимся на разведывательной службе (или службе госбезопасности) иностранного государства. Права на получение эстонского гражданства лишены проходившие военную службу в Эстонии и оставшиеся в республике на жительство после увольнения в запас. Этот же запрет относится и к членам их семей. Кроме того, в законе зафиксировано неравенство между натурализованными гражданами и гражданами по рождению. Согласно исследованию, проведенному в 1993 г., значительная часть русских в Эстонии ответили, что Закон о гражданстве ущемляет права русских.
Гражданами Эстонии в порядке натурализации за время с 1992 г. – момента вступления в силу первого варианта Закона о гражданстве – до начала 2004 г. стали 124,6 тысяч человек. Наибольшее число представителей нетитульного населения стали эстонскими гражданами в 1993–1996 гг., когда процедура получения гражданства была относительно проста. В этот период эстонское гражданство ежегодно получали в среднем 20 тысяч человек. Начиная с 1999 г., темпы натурализации значительно снизились до 3–4 тыс. человек в год. Среди причин низких темпов натурализации языковые требования, психологическое неприятие процесса натурализации как несправедливого, запреты на принятие гражданства по политическим мотивам (прежняя служба в советских органах госбезопасности).
Латвийский закон о гражданстве был принят 22 июля 1994 г. Согласно Закону, совокупность изначальных граждан составляют бывшие граждане Латвии до 17 июня 1940 г., а также их потомки, прошедшие регистрацию. Вследствие исполнения данного Закона лишь около 280 тыс. из почти 900 тыс. русских получили гражданство ЛР. На необходимость изменения Закона неоднократно указывали в своих заключениях международные комиссии, направляемые ОБСЕ и Советом Европы в Латвию, и под влиянием мировой общественности 22 июня 1998 г. были приняты поправки к Закону «О гражданстве», которые отменяли общий порядок натурализации (так называемые «окна натурализации») и предоставляли гражданство детям, родившимся в Латвии после 21 августа 1991 г.
Для русскоязычного населения фактически единственным способом получения гражданства является натурализация. Ее общие правила предусматривают постоянное место жительства к Латвии не менее 5 лет; знание латышского языка; Конституции, истории, текста гимна; наличие легального источника дохода; принесение присяги верности государству; отказ от предыдущего гражданства.
Многие не могут получить латвийское гражданство. Например, находящиеся на государственной службе в правоохранительных органах иностранных государств; служащие в полиции, вооруженных силах, службе безопасности иностранных государств; распространяющие идеи фашизма, шовинизма, коммунизма, разжигающие национальную или расовую рознь и др. Кроме того, получить гражданство нельзя по следующим причинам: избрание на жительство Латвии после 17 июня 1940 г. тем, кто не родился в данной республике, после демобилизации из Вооруженных сил СССР или внутренних войск СССР; работавший в органах КГБ СССР или других службах безопасности иностранных государств; члены политических партий, таких, как КПСС, Интерфронт, Организация ветеранов войны и труда и т.д. после 13 января 1991 года.
В Латвии за период с 1 февраля 1995 г. до настоящего времени гражданство ЛР в порядке натурализации получили 62,3 тыс. человек. В первые три года натурализовывались только несколько тысяч жителей в год, но темпы резко возросли после референдума 1999 г., когда были отменены ограничения системы «окон». В 1999 г. натурализовалось более 15 тыс. человек – это максимальное значение за годы независимости. С 2000 г. темпы натурализации несколько снизились, и в течение 2001 —2003 гг. ежегодно в порядке натурализации гражданство Латвии приобретали приблизительно 10 тыс. человек. Причины снижения темпов натурализации практически такие же, как и в Эстонии: высокие языковые требования, нежелание давать на экзаменах противоречащие фактам и личным убеждениям ответы по истории (тезис о «советской оккупации» и др.) и т.д. Надо отметить, что в Латвии, с одной стороны, отказывается в гражданстве лицам, распространяющим идеи фашизма, а с другой стороны, оказываются почести бывшим легионерам СС, которые находится в предпочтительном социальном положении: в соответствии с Законом «Об определении статуса политически репрессированного лица для пострадавших от коммунистического и нацистского режимов» бывшим легионерам СС гарантируются льготные пенсии, бесплатное медицинское обслуживание и прочие льготы. Ежегодно в Риге и других городах проходят шествия легионеров Ваффен СС. Эта ситуация вызывает глубокое возмущение общественности не только в России, но и в европейских государствах.
Столь разный подход к вопросу предоставления гражданства русскоязычному населению в Латвии и Эстонии, с одной стороны, и в Литве – с другой, объясним. Причины этого, прежде всего, кроются в особенностях национального состава этих государств. В Литве доля русских в советские годы не превышала 10%, благодаря чему степень интегрированности русских в литовское общество всегда была выше, нежели русских – в эстонское и латвийское общества. Относительно низкая доля русских в Литве способствовала их более мягкой адаптации к новым политическим и экономическим условиям в независимом государстве. Можно указать еще одну возможную причину, если обратиться к истории этих государств. В Литве долгое время проживали представители многих пародов, в том числе и русские (Великое княжество Литовское). У Латвии и Эстонии такого опыта нет, поэтому, возможно, они еще не готовы развиваться как многонациональные государства.
Гражданский статус русскоязычного населения
Дифференцированный подход к предоставлению гражданства в прибалтийских государствах привел к различной гражданской структуре населения этих стран. В настоящее время гражданство Литвы имеют 99 % населения, и лишь 0,3 % жителей страны остаются без гражданства.
Принятые в Эстонии и Латвии законы о гражданстве вызвали появление таких групп населения, как «неграждане» и лица без гражданства, причем они весьма многочисленны. В Латвии проживают граждане Латвии, неграждане и иностранцы. Причем количество жителей Латвии, не имеющих ее гражданства, составило свыше 536 тыс. человек, или 23% от всего населения страны. Среди этой группы подавляющее большинство составляет русскоязычное население: русские – 67%, белорусы – 13%, украинцы – 9,4%.
В Эстонии также существуют различные категории жителей страны: граждане ЭР, граждане России и других иностранных государств, (обладатели паспортов иностранца) и лица, имеющие лини, вид на жительство. Кроме того, в стране проживают нелегалы, то есть люди, не имеющие никаких документов. На долю не имеющих гражданства приходится около 13%. Среди граждан других государств, прожинающих в Эстонии, подавляющее большинство составляют граждане России (более 6% населения ЭР). В некоторых городах страны, таких как Нарва, Силламяэ, Палдиски, граждане Эстонии составляют менее половины населения. Большую часть этих городов населяют не имеющие гражданства и граждане России. Нельзя забывать, что подавляющая часть жителей этих городов является русскоязычными.
В Латвии и Эстонии наблюдается очевидная диспропорция между долей титульного населения и русских среди граждан этих стран и не имеющих гражданства. Среди граждан ЭР доля русских составляет менее 13%, притом, что их процент в общей численности населения выше в два раза. Среди граждан ЛР русские составляют менее 18%, а среди всего населения – 29%.
Более существенные различия можно увидеть, если сравнить гражданский статус представителей различных национальностей. Латвийское гражданство 99,7% латышей, в то время как у русскоязычного населения эта доля значительно ниже – гражданство ЛР имеют 47,4% русских. В Эстонии 99,2% эстонцев имеют гражданство ЭР и лишь немногим более 40% живущих в Эстонии русских имеют гражданство ЭР.
Различия в правах между русскоязычным и титульным населением
В эстонских и латвийских законах зафиксированы различия r правах в зависимости от гражданского статуса жителей. В Латвии различия между гражданами и не гражданами страны проявляются в правах собственности, частном предпринимательстве, социальных и других правах – всего почти 60 различий. В Эстонии различия и правах проявляются па нескольких уровнях: между правопреемными и натурализованными гражданами, между гражданами и негражданами ЭР и между жителями, имеющими постоянный и срочный виды на жительство. В законодательных актах Эстонии и Латвии заложены профессиональные ограничения для неграждан: только граждане могут занимать должности в госучреждениях, служить в полиции, таможне и др. Есть и оригинальные ограничения. Если вы не являетесь гражданином Латвии, то вы никогда не сможете работать пожарным ила частным детективом. А в Эстонии, если нет гражданства этой страны, не суждено стать академиком.
При фактически полном совпадении ограничений для неграждан в ЭР и ЛР, в избирательном праве есть одно принципиальное различие. В Латвии неграждане лишены избирательного права на муниципальных выборах, в Эстонии же такое право негражданам предоставлено. Вступление Эстонии и Латвии в ЕС увеличило неравенство в правах между гражданами и негражданами этих стран. Гражданство ЕС, которое гарантирует дополнительные права, получили только граждане стран-участниц Евросоюза. Граждане ЕС могут учиться, работать, жить и приобретать недвижимость в любой стране Евросоюза; имеют право голосовать на выборах в Европейский парламент, подавать жалобу в Европарламент и др. Люди без гражданства в ЕС считаются иностранцами, а те, кто живет на одном месте больше чем полгода – постоянными жителями. Неграждане не имеют нрав свободно передвигаться, проживать и работать в других государствах ЕС и участвовать в выборах. Следовательно, их мнение и голос не интересны их согражданам, да и где они...
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |