Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
27.04.2007. Московские Новости
Василина Васильева, Наталия Пулина
Президент Украины вновь распустил Раду и перенес парламентские выборы
В день годовщины Чернобыльской трагедии, 26 апреля, Виктор Ющенко взорвал ситуацию на Украине, подписав уже второй за месяц указ о роспуске Верховной рады. Накануне вечером президент перенес дату проведения досрочный парламентских выборов с 27 мая на 24 июня. Инициативы главы государства многие эксперты и украинские политики расценивают как попытку совершить государственный переворот.
Депутаты отказались подчиняться новому указу президента о роспуске Рады. "Необходимо считать указ президента в части повторного досрочного прекращения полномочий Верховной рады и проведения внеочередных выборов изданным при отсутствии законных оснований. Правительству поручено по своей деятельности относительно обеспечения финансирования внеочередных выборов руководствоваться пунктом 5 постановления Рады от 2 апреля 2007 г. "О предотвращении действий, которые угрожают конституционному правопорядку, общественному покою и стабильности на Украине", - говорится в постановлении парламента. Этим же документом рекомендовано руководствоваться Нацбанку, а ЦИКу поручено в кратчайшие сроки подать на рассмотрение парламента предложения о необходимости изменения избирательного законодательства.
Если решение Ющенко о переносе голосования было прогнозируемым, то его инициатива о роспуске парламента вызвало эффект разорвавшейся бомбы. Из-за "странного" заявления Ющенко и "сложной ситуации" на Украине премьер Виктор Янукович прервал свой визит в Узбекистан, а спикер Александр Мороз - в Литву. Еще 25 апреля лидеры коалиции и оппозиции в ходе политических консультаций договорились свернуть уличные акции протеста на время проведения переговоров. Однако уже на следующий день десятки тысяч сторонников противоборствующих лагерей вышли на улицы Киева, в том числе снова пикетировали здание конституционного суда (КС), который уже неделю рассматривает дело о законности первого указа Ющенко о роспуске Рады, и в последнее время - в закрытом режиме. Именно в решении КС, которое, по данным ряда украинских политиков, должно было быть вынесено не в пользу президента, усматривается причина, по которой глава государства сжег мосты, ведущие к достижению консенсуса. Эксперты не сомневаются, что на Украине вскоре начнется вторая серия заседаний КС, который будет уже рассматривать дела как о законности указа президента от 26 апреля, так и о легитимности действий главы государства. Соответственно КС может вынести вердикт о том, чем ограничивается право президента о роспуске парламента и есть ли для этого основания.
По большому счету - компромисс с коалицией и оппозицией Ющенко был не нужен. Указом от 26 апреля президент переиграл и тех, и других. Учитывая ловкость ходов президента и его секретариата, эксперты даже допускают мысль о том, что Виктор Ющенко может пойти на парламентские выборы первым номером в списках "Нашей Украины".
Маловероятно, что пропрезидентская партия и Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) будут играть на одном предвыборном поле. Красно-белые осознают, что нужны президенту лишь для борьбы по отстранению от власти коалиционного большинства, и в случае победы Ющенко вряд ли предложит Тимошенко премьерское кресло.
Вместе с тем время, оставшееся до 24 июня, играет на руку БЮТ, но не президенту и Партии регионов. Внутриполитический кризис приподнял рейтинг Тимошенко, оказавшейся на гребне предвыборной волны. Также нельзя забывать о том, что после проведения парламентских выборов могут последовать досрочные президентские, и у Юлии Тимошенко есть все шансы победить. Многие эксперты уверены, что сегодня лидер БЮТ ведет двойную игру, публично поддерживая президента и заявляя, что инициатива Партии регионов об импичменте президента безответственна. Однако очевидно, что победа на президентских выборах Виктору Ющенко не грозит в любом случае. Парламент уже начал процедуру его импичмента. Но для ее завершения Раде необходимо подкорректировать законодательство.
Если БЮТ одержит убедительную победу на досрочных парламентских выборах, мало кто сомневается, что Юлия Тимошенко сама инициирует эту процедуру с нескрываемым удовольствием.
КОММЕНТАРИИ
Владимир Корнилов, директор украинского Института стран СНГ:
- Текст второго указа Ющенко о роспуске парламента во многом совпадает с первым, от 2 апреля, а в некоторых случаях даже полностью цитируется. Так что новый документ о разгоне Рады - наспех обновленный первый указ. Спешка в указе от 26 апреля видна невооруженным глазом - там полно юридических огрехов. Так, статьи Конституции, на которые даются ссылки в документе, всегда идут в порядке возрастания - в новом указе порядок статей перепутан, в частности, ссылки на ст. 106 находятся в разных частях документа. Впрочем, на Банковой улице все происходит спонтанно и зависит от сиюминутного настроения президента и от того, с кем он в последний раз успел поговорить.
Природа появления указа номер два вполне очевидна - скорее всего, президент получает оперативную информацию из совещательных комнат конституционного суда и осведомлен о готовящемся вердикте А признание первого указа неконституционным для Ющенко - смерти подобно. Дабы упредить эту ситуацию и блокировать работу КС по рассмотрению законности предыдущего документа, украинский президент решил таким хитрым способом отменить предыдущий указ. И, естественно, спешил - со дня на день КС должен был вынести решение
Процедуру импичмента президента начать следует. Но все прекрасно понимают, что в нынешних условиях это не приведет к юридическим последствиям, поскольку на Украине до сих пор не принят необходимый закон - о временных следственных комиссиях. Но тем не менее само по себе начало процедуры импичмента Ющенко будет иметь важное политическое значение.
Известно, что эти "ястребиные" президентские указы, явно выходящие за рамки конституционного поля, во многом инициированы Юлией Тимошенко. То, что глава государства так и не отказался от своей политики, свидетельствует, что люди из его окружения получают очень мощную подпитку со стороны лидера БЮТ.
Вячеслав Игрунов, директор российского Международного института гуманитарно-политических исследований:
- Второй указ Ющенко - явная попытка устроить госпереворот. Если стремление президента Украины распустить Раду увенчается успехом, можно говорить, что смена власти в стране произошла.
Новый указ президента внес растерянность в ряды украинских политиков. Некоторые из них полагают, что КС не сможет больше рассматривать первый указ в связи с тем, что у суда есть полномочия только относительно действующих указов президента. Однако надо иметь ввиду, что в течение длительного времени указ Ющенко считался действующим, и в любом случае у него имеется целый ряд юридических последствий. Например, предстоит решить такие вопросы - функционировал ли парламент страны в течение месяца, имеют ли значение решения, принятые Радой в этот период. Поэтому отказаться от рассмотрения этого указа практически невозможно. Более того, мотивировка второго президентского документа о роспуске Рады такова, что она требует возвращения к рассмотрению первого. Например, Ющенко утверждает, что парламентская коалиция не сформировалась, поскольку она носила незаконный характер, и в течение месяца он имеет право распустить Раду. Однако первый указ был принят спустя неделю после того, как, по мнению украинского президента, был незаконно изменен формат коалиции. Если же указ не действовал, то тогда действовал парламент. То есть через неделю Ющенко не имел право распускать Раду. Таким образом, если считать первый указ недействующим, то второй вообще абсурден...
Конечно же, КС должен рассмотреть последствия первого указа президента. Однако нужно иметь в виду, что события происходят на Украине, где возможна любая логика или полное ее отсутствие. Поэтому предугадать, как будет в ближайшее время развиваться ситуация, очень трудно. Но очевидно, что украинский парламент не пойдет на условия, продиктованные в одностороннем порядке Виктором Ющенко. И поиски компромисса будут продолжаться.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |