Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
М.Александров
Очередные парламентские выборы в Армении назначены на 12 мая сего года. Уже стартовала предвыборная кампания. Она ожидает быть напряженной, так как эти выборы имеют ряд особенностей, делающих их судьбоносными для будущего страны. Во-первых, это неизбежная в 2008 году смена власти в Армении, когда нынешний президент Роберт Кочарян будет вынужден покинуть свой пост, поскольку не может избираться более двух сроков подряд. Естественно, та политическая сила, которая будет контролировать парламент, будет иметь и лучшие возможности, чтобы провести на пост президента своего кандидата. Во-вторых, это расширение полномочий парламента после конституционной реформы 2005 года. Та партия или коалиция, которая будет иметь большинство в парламенте сможет сформировать правительство, что даст ей максимальное преимущество, на президентских выборах.
Парламент (Национальное собрание) Армении состоит из 131 депутата и формируется по смешанной пропорционально-мажоритарной системе. Избрание депутатов происходит на срок 5 лет, причем 90 депутатов избираются по партийным спискам, а 41 - в одномандатных округах. ЦИК Армении зарегистрировал 24 партии и 1 блок, из 28 подавших заявки. По мажоритарным округам зарегистрировано 133 человека из 174.
Интерес к армянским выборам за пределами Армении достаточно велик. Это хорошо видно по количеству ожидаемых международных наблюдателей. Одно только ОБСЕ по направит более 300 человек. Будет также присутствовать наблюдатели от Парламентской Ассамблеи ОБСЕ и ПАСЕ. Последняя будет представлена 41 наблюдателем. СНГ направит не менее 150 человек Для маленькой Армении, все население которой сопоставимо с парой округов города Москвы, это - внушительная цифра. Не менее важную роль на выборах будут играть наблюдатели от НПО. Одна из них "Выбор Твой" выставит рекордное число - 2292 человека.
Фаворитами предвыборной гонки, являются партии, пользующиеся поддержкой властей. Явным лидером, среди них, пока остается Республиканская партия Армении (РПА), являющаяся правящей с 1999 г. Сейчас она представлена в парламенте 39 депутатами. Членами партии, помимо премьер-министра, являются ключевые министры правительства. Съезд партии в июле 2006 г. провозгласил РПА национальной консервативной силой. О ее политике можно судить по тому курсу, который до сих пор проводило правительство Армении. В области внешней политики он направлен на сохранении военного союза с Россией при максимально возможном в этих условиях сотрудничестве с Западом. Вступление в НАТО не планируется. В ходе предвыборной борьбы главным аргументом РПА являются экономические достижения республики. Действительно, в последние несколько лет темпы экономического роста Армении были довольно высоки, порядка 10%.
Перед выборами РПА предприняла популистские шаги: сократило число предпринимателей в списке кандидатов в депутаты и увеличило количество женщин и молодежи. Среди заявленных целей РПА - осуществление стратегических программ по преодолению бедности и коррупции. Партия выставила пропорциональный список из 110 человек. Первоначально список возглавил премьер-министр Андраник Маргарян, но он скоропостижно скончался 25 марта сего года. Сейчас список возглавляет новый премьер-министр, бывший министр обороны Серж Саркисян. На проходное место под номером 27 в список включен Гагик Абраамян, брат председателя Союза Армян России.
Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» - древнейшая партия Армении со столетней историей. С 2003 г. – член правящей коалиции. Партия представлена в парламенте 11 депутатами. В области внешней политики занимает резко антитурецкие позиции. В целом придерживается пророссийской ориентации, выступает за укрепление военного союза между Арменией и Россией. Партия идет на выборы под девизом "Наш старый друг - Дашнакцутюн". Она выставила пропорциональный список в составе 117 кандидатов. Его возглавил вице-спикер парламента Армении Ваган Ованнисян, негласный лидер партии. Дело в том, что Дашнакцутюн имеет традицию официально не объявлять имени своего лидера.
Партия «Процветающая Армения» (ПА) - относительно новая политическая организация. В парламенте сейчас не представлена. Официальная дата регистрации - 18 июня 2004 года. Лидером партии является известный армянский олигарх Гагик Царукян. ПА заявляет, что является политической силой центристского направления, действия которой основаны на политическом прагматизме и здравомыслии. В программных установках партии указывается, что она создана, чтобы служить интересам народа, для обеспечения достойной жизни и процветания страны; что она является партией политического согласия, и будет стремиться к укреплению демократических принципов, созданию гражданского общества и защите прав человека. Принципиальные позиции партии по ключевым вопросам - довольно туманны. Упор сделан на популизм. По вопросу отношений с Россией партия не высказывалась.
Сейчас уже очевидно, что ПА была создана под парламентские выборы 2007 года, однако до поры до времени оставалась в тени, не привлекая к себе ненужного внимания, но тем не менее проводя важную организационную работу. По словам представителей партии, она уже имеет 210 - 400 тысяч членов. Это, однако, ставится под сомнение серьезными аналитиками. В партию закрыт вход крупным чиновникам и бизнесменам. Аналитики рассматривают ПА, как проект президента Роберта Кочаряна с целью создать главному претенденту на пост президента Сержу Саркисяну. Однако, по словам эксперта ПА Арама Сафаряна, у самого Царукяна нет президентских амбиций. В то же время, кого он будет поддерживать на пост президента в 2008 году станет ясно только после парламентских выборов.
ПА выставила пропорциональный список в составе 112 человек. Его возглавил Гагик Царукян. В список вошли в основном представители интеллигенции, деятели науки и культуры. Предпринимателей в списке не много, а чиновников – считанные единицы. В ходе предвыборной кампании ПА использует многочисленные лозунги которые импонируют запросам самых разных слоев населения.
Среди оппозиции наиболее реальные шансы завоевать депутатские мандаты есть у трех партий, представленных сегодня в парламенте. Первая из них - “Оринац Еркир” (ОЕ) («Страна Законности»). Она принадлежит к умеренной оппозиции, и до прошлого года даже входила в правящую коалицию. Однако была вынуждена покинуть ее из за экстравагантных поступков своего лидера Артура Багдасаряна. Будучи тогда спикером, то есть по должности третьим человеком в стране, он сделал ряд заявлений о том, что Армения должна ориентироваться на вступление в НАТО. Это вызвало вопросы в Москве и отразилось на характере двусторонних отношений. Повышение цен на газ для Армении, возможно, было вызвано именно с этим фактором. По крайней мере, у сторонников повышения нашлись веские аргументы, чтобы продавить это решение, несмотря на сопротивление друзей Армении. Вообще создалось впечатление, что Багдасарян позиционирует себя как своего рода армянский Ющенко или Саакашвили, претендуя на роль главного прозападного политика страны. А это создавало угрозу не только российско-армянским отношениям, но и правящей элите Армении. Одним словом, Багдасарян стал неудобен и его вынудили уйти. Но он, похоже, не отказался от намерений взять реванш.
Партия рассчитывает на поддержку тех деловых кругов Армении, которые ориентированы на торговлю с Западом, а также на прозападные круги армянской интеллигенции и чиновничества, неудовлетворенных нынешним курсом правительства. "ОЕ" вступит в предвыборную борьбу, вооружившись тремя лозунгами: "Закон и справедливость", "С народом для народа" и "Человек, труд, право". На состоявшемся 24 марта с.г. съезде партии Багдасарян заявил, что «в Армении создалась ситуация, когда царит беспредел, подкуп, процветает коррупция, привилегиями пользуются отдельные личности». Он отметил, что в Армении настало время осуществления коренных реформ в сферах здравоохранения, пенсионного страхования, социальной сфере, в экономике.
В области внешней политики предусматривается постепенная интеграция Армении в европейские структуры, развитие отношений с Россией и НАТО. В одном из интервью Багдасарян пояснил, что «Армения должна иметь четкий вектор интеграции в ЕС. Это – наш политический приоритет». Ну, а интеграция с Россией для Багдасаряна приоритетом не являются. Тот факт, что он убрал из своей риторики вопрос о вступлении в НАТО, не должен вводить в заблуждение. Это объясняется предвыборной тактикой: разрыв оборонного союза с Россией в Армении сейчас не популярен.
Вторым лидером среди оппозиционных партий является "Национальное Единение» Арташеса Гегамяна (последний советский мэр Еревана). С 1999 г. партия присутствует в парламенте. Находится в жесткой оппозиции властям. На съезде партии 10 марта с.г. как и всегда звучала острая критика руководства страны. Лидер "НЕ" также заявил, что партия является сторонником социально-рыночной экономики и что процветание государства возможно лишь при синтезе социалистической и либеральной моделей. В вопросах отношений с Россией партия не имеет каких-либо заметных отличий от официального правительственного курса.
В тройку лидеров входит также Народная партия Армении (НПА), котораявозникла после президентских выборов 1998 г. Ее первый лидер, спикер парламента Карен Демирчян погиб во время теракта 27 октября 1999 г. Тогда партию возглавил его сын, Степан Демирчян. Участвуя в выборах в парламент в 2003 г., НПА создала блок "Справедливость", который завоевал 12 депутатских мест. Пять из них отошли НПА. В этот раз партия идет на выборы самостоятельно. Но особых изменений в ее программе не имеется. Одно из главных мест уделяется реальному исполнению обязательств Арменией перед ПАСЕ и евроинтеграции. Подтверждено значение стратегического партнерства с Россией, однако партия против сделки "имущество в обмен на долги".
Эта предвыборная кампания в Армении не обходится и без влиятельных внешних игроков. Это – прежде всего, США и прозападные международные организации – ОБСЕ и ПАСЕ. Их интерес очевиден. Поскольку Армения - единственный военный союзник России в Закавказье, оторвать Ереван от Москвы – одна из основных задач натовской стратегии в регионе. А выборы, как известно, открывают хорошие возможности для влияния на изменение внешнеполитического курса страны. Политические технологии, практикуемые Западом в ходе выборов, преследуют обычно две цели: привести к власти прозападные политические силы, либо если это не удается, делегитимировать избранные власти страны с целью последующего торга по принципу - уступки в обмен на признание. Думается, что попытка применить эту технологию будет сделана и сейчас.
Вызов, брошенный Западом, вынуждает и Россию более серьезно отнестись к армянским выборам. Перед Москвой стоит двуединая задача. Во-первых, важно обеспечить преемственность внешнеполитического курса Армении. Как заявил глава МИД России Сергей Лавров, выступая в ЕГУ 4 апреля: "Надеемся, что российско-армянские отношения не станут предметом полемики в предвыборный период в Армении". Понятно, что наилучшей гарантией преемственности, являлось бы сохранение у власти нынешней проправительственной коалиции. Отсюда и заявления ряда российских политиков в поддержку фигуры Сержа Саркисяна.
Конечно, некоторые оппозиционные партии, такие как НПА и «НЕ», с точки зрения их внешнеполитической платформы ничем не хуже республиканцев или Дашнакцутюн. Однако приход к власти оппозиции в постсоветских странах всегда связан с дестабилизацией и возможностью развития событий по «оранжевому» сценарию. То есть, всегда есть опасность, что прозападные политические силы, в частности "ОЕ", воспользуются оппозиционной протестной волной, чтобы захватить власть. Поэтому вторая цель Москвы – не допустить раскола армянской правящей элиты в ходе смены власти, так как такой раскол всегда создает почву для завоевания власти оппозицией. Неслучайно, в России с обеспокоенностью следили за возникновением некоторых трений между президентом Кочаряном и тогда еще министром обороны Сержем Саркисяном. Последний, как известно, рассчитывал стать преемником Кочаряна на посту президента, но выход на политическую арену «Процветающей Армении» и ее поддержка аппаратом президента поставили этот сценарий под сомнение.
Кочарян сделал ставку на ПА, видимо, для обеспечения гарантий своего политического будущего. Понятно, что изменения в Конституцию, предусматривающие усиление роли премьер-министра, делались под Кочаряна, который намеревался плавно перебраться на этот пост после ухода с поста президента. Но в этом деле он не захотел попадать в полную зависимость от доброй воли правительства и РПА. Ведь в политике добрая воля – вещь эфемерная, и кто мог бы гарантировать, что после ухода Кочаряна с поста президента РПА захочет поддержать его кандидатуру на пост премьер министра? Поэтому Кочаряну нужна была собственная политическая сила, которая имела бы значительную фракцию в парламенте и без участия которой не могло быть назначено правительство. Возможно также, что Кочарян, привыкший быть первым номером армянской политики, не хотел видеть на посту президента столь сильного политика как Серж Саркисян. Ведь в таком случае премьер-министр мог бы быть лишь фигурой номер два. А в случае серьезного успеха ПА на выборах и поражения республиканцев у Кочаряна появилась бы возможность провести на пост президента более управляемую кандидатуру. Например - министра иностранных дел Вардана Осканяна.
Эти второе обстоятельство насторожило Саркисяна и он начал самостоятельную игру. В июле 2006 г. вопреки воле Кочаряна, он вступил в РПА и был избран главой Совета партии. Сразу же после этого в политических кругах Армении заговорили о необходимости его смещения с поста министра обороны. Много разговоров шло также о возможности отставки правительства. Но все обошлось. Видимо, расхождения между Саркисяном и Кочаряном многими аналитиками просто преувеличиваются. Ведь победа или поражение в конкуренции с друг другом не является для них вопросом жизни и смерти. И тот и другой смогут сохранить влиятельное положение в армянском обществе и политическое будущее. Поэтому определенные договоренности между ними вполне возможны, а может быть даже уже достигнуты. Еще 30 августа 2006 г. пресс-секретарь президента Виктор Согомонян заявил, что между Кочаряном и Саркисяном нет конфликта, также как нет конфликта между РПА и ПА. Со своей стороны Саркисян через день заявил, что не рассматривает ПА как политического конкурента.. В подтверждение этой версии говорит и тот факт, что после смерти Андраника Маргаряна президент не стал препятствовать назначению Саркисяна на пост премьер-министра.
Тем не менее, будущий расклад на выборах все-таки будет иметь значение для определения кандидата в преемники, так как покажет уровень общественной поддержки Саркисяна и Кочаряна. Если ПА наберет заметно больше голосов, чем РПА, то Кочарян сможет утверждать, что общество доверилось ему, а не Саркисяну, и следовательно он вправе назначить преемником другого человека. Неслучайно, сам Саркисян заявил, что определится с участием в президентских выборах только по итогам парламентских выборов. Однако победа ПА над республиканцами, представляется все же весьма маловероятной. Социологические опросы, проводимые в Армении не показывают истинные предпочтения избирателей, так как являются предвыборными пиар проектами, а не реальными исследованиями. Если же исходить из тех ресурсов, которые стоят за каждой из двух партий, то возможности РПА гораздо значительнее.
Третье и четвертое место поделят Дашнакцутюн и “ОЕ”. Причем, последняя будет опираться на поддержку Запада. Поэтому именно с “ОЕ” могут быть связаны различные скандалы и демарши западных представителей. Но самостоятельно “ОЕ” не сможет вывести на улицу значительное число людей, чтобы дестабилизировать внутриполитическую ситуацию. Здесь ей могли бы помочь другие оппозиционные партии, но, вряд ли, они захотят участвовать в прозападных политических играх. Если НПА и НЕ получат на выборах такой же процент голосов, как и в прошлый раз, то у них не будет стимула поддерживать уличные акции “ОЕ”. Но если власти заставят их потесниться, в интересах РПА и ПА, то оппозиция может вывести на улицу значительное количество людей. Эти выступления будут безусловно поддержаны Западом, что создаст опасность дестабилизации в стране.
Если же выборы пройдут без потрясений, то главной интригой станет вопрос о том, сможет ли РПА при поддержке Дашнакцутюн и независимых депутатов сформировать парламентское большинство. Или они окажутся зависимыми от голосов депутатов от ПА. В первом случае Серж Саркисян будет назначен премьер-министром и уверенно становится единственным кандидатом от власти на следующих президентских выборах, во втором – возможны варианты.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |