Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19.04.2007. МиК
Взаимоотношения трех сторон – Грузии, России и НАТО – порой напоминают классический любовный треугольник. Ревниво относясь к стремлению Грузии вступить в новый альянс, Россия выступает в амплуа ревнивца, пытающегося запретить своей экс-супруге вступить в новый брак. Разобраться в этих сложных отношениях нелегко, и, как правило, независимые эксперты – куда более объективные наблюдатели, нежели государственные чиновники.
Торникэ Шарашенидзе, без сомнения, достаточно осведомлен в данной области – как-никак, он директор информационного центра, чья задача – информировать население и СМИ о НАТО. Российско-грузинский информационно-аналитический сайт побеседовал с ним на эту тему.
- Что значит для Грузии НАТО и насколько нужна Грузия этому альянсу?
- НАТО значит для Грузии очень много – прежде всего, это серьезный альянс, это коллективная безопасность, это реальное повышение общего уровня развития страны. Такому маленькому государству, как Грузия, было бы весьма выгодно стать членом большого и сильного альянса, это естественно. А для того, чтобы вступить в НАТО, нам надо провести целый ряд демократических реформ, имеющих важное значение для развития государства. Так что для Грузии все это очень важно. А что касается того, зачем нужна Грузия НАТО, то вступление Грузии в НАТО означает, как минимум, появление на карте мира еще одного места с высоким уровнем демократизации, откуда не будет исходить угроза терроризма. Это как минимум.
- Как вы расцениваете демократические реформы в Грузии?
- Они необходимы. Конечно, в данном направлении надо очень много работать. Могу сказать, что пройдет много времени, прежде чем Грузия начнет, наконец, соответствовать тем высоким стандартам, которые необходимы для вступления в НАТО.
- Как вы считаете, может ли руководство НАТО закрывать глаза на неудачность демократических реформ в Грузии?
- Я считаю, что не может.
- Может ли вступление в НАТО помочь Грузии восстановить территориальную целостность? И не может ли случиться так, что, вступив в НАТО, мы окончательно потеряем Абхазию и Цхинвальский регион?
- Руководство НАТО неоднократно заявляло, что для вступления Грузии в НАТО ее территориальная целостность принципиального значения не имеет. То есть проблема территориальной целостности – это наша проблема, и мы должны уладить ее мирным путем до или после вступления в НАТО. А что касается потери Абхазии и Южной Осетии, то окончательно потерять их мы можем только в том случае, если их независимость признает международное сообщество. А это, конечно же, маловероятно.
- Как вы считаете, может ли косовский прецедент повлиять на решение абхазской и цхинвальской проблем?
- Косовского прецедента пока что нет. А если и будет, то для того, чтобы он оказал реальное влияние на Абхазию и Южную Осетию, нам надо будет действовать в точности по тому же косовскому сценарию – то есть вернуть беженцев, интернационализировать контингент миротворческих сил, поручить контроль третьей стороне и т. д. А это на данный момент абсолютно нереально. Ни одна из сторон на это не пойдет.
- Как вы считаете, почему Россия так остро реагирует на желание Грузии вступить в НАТО?
- Это чисто психологическая проблема России, проблема менталитета, пережиток прошлого. Я думаю, что если бы НАТО переименовали, то Россия, возможно, по-другому бы реагировала на расширение альянса. В любом случае России должно быть выгодно, чтобы Грузии вступила в НАТО, чтобы отсюда не исходили опасности терроризма, трефикинга, наркотранзита, чтобы южные рубежи России были бы надежно защищены. Так должно быть, но, к сожалению, Россия все еще не смирилась с тем фактом, что она уже не империя, а Грузия – независимое государство.
- То есть можно сказать, что такая негативная реакция на НАТО – это пережиток «холодной войны»?
- Да, по сути, так оно и есть.
- Может ли Россия помешать вступлению Грузии в НАТО?
- Юридических рычагов у нее нет. Единственное, что могла бы сделать Москва – это присоединить к себе Абхазию и Южную Осетию. Но за этим последует целый ряд негативных процессов – соответствующая реакция со стороны мирового сообщества со всеми вытекающими последствиями. В результате Россия может оказаться в изоляции, и я думаю, она никогда так не поступит. Так что Россия вряд ли может реально помешать Грузии вступить в НАТО.
- Насколько верно мнение, что вступление Грузии в НАТО активно лоббирует лишь администрация Буша и что со сменой президента США изменится и позиция американской администрации по этому вопросу?
- Это мнение неверно. Идею вступления Грузии в НАТО активно поддерживает конгресс США, о чем свидетельствует и последний акт, принятый конгрессом в данном направлении. А в то время, как администрация Буша состоит из республиканцев, большая часть конгресса – это демократы. Так что, думаю, при следующем президенте США ситуация не изменится и Вашингтон будет по-прежнему активно лоббировать вступление Грузии в Североатлантический Альянс.
- Как вы считаете, насколько адекватно грузинские СМИ освещают вопрос отношений Грузии с НАТО?
- Сложный вопрос. Я могу сказать, что грузинские СМИ зациклены – именно зациклены – на теме территориальной целостности Грузии и рассматривают многие вещи сквозь эту призму. Трудно сказать, что население получает адекватную информацию на тему Грузия-НАТО.
Беседовал Гига Чихладзе
Комментарий института стран СНГМ.В.Александров Заведующий отделом Кавказа
Мы продолжаем следить за дискуссией, которая идет в Грузии по поводу вступления в НАТО. Еще один пример грузинского подхода продемонстрирован в вышеприведенном интервью. Как и раньше, нас продолжает поражать уровень аргументации грузинской стороны в поддержку вступления в НАТО. На кого рассчитаны эти аргументы, просто не понятно. Ведь обычные люди таких материалов не читают, а для специалиста совершенно ясно, что вся эта аргументация шита белыми нитками. Просто поражает некая внутренняя уверенность грузинских экспертов в том, что российские возражения против расширения НАТО - «психологическая проблема России, проблема менталитета, пережиток прошлого». Для того, чтобы понять надуманность этого тезиса достаточно обратиться к официальной российской позиции по расширению НАТО. Эта позиция состоит в том, что опасность представляет выдвижение к границам России мощного военного блока, членом которого Россия не является. На счету этого блока – по меньшей мере одна операция по расчленению независимого федеративного государства – Югославии, когда были нарушены многие нормы международного права. Поэтому у нас нет оснований верить заявлениям, что НАТО не собирается на нас нападать. Может сейчас – это и так, но намерения могут измениться в любой момент.
Возьмем например события на Украине. Если там начнется гражданская война и Россия захочет помочь Южным и Восточным областям, а Запад будет помогать Галиции, то это очень быстро может перерасти в военное противостояние между Россией и НАТО. Или другой вопрос: выход к Каспию. НАТО не скрывает, что намерено взять под контроль коммуникации между Черным и Каспийским морями. После вступления в НАТО Грузии к этому блоку будет вынужден примкнуть и Азербайджан. НАТО выходит к Каспию и начинает там хозяйничать, например, строить трубопроводы без согласия России и Ирана. Вот вам и новая причина для военной конфронтации. Или взять ситуацию в Армении, которая является военным союзником России в регионе. После вступления Грузии в НАТО Армения оказывается отрезанной от России. В этих условиях Турция и Азербайджан могут посчитать, что попытка присоединить Нагорный Карабах военным путем стала реальной. Вот вам и повод для новой войны на Кавказе. И как мы сможем помочь своему союзнику, если он отрезан от нас странами НАТО? Одним словом, аргумент о том, что вступление Грузии в НАТО не несет угрозу России – явный вымысел, который сознательно распространяется властями Грузии, чтобы представить российские возражения против этих намерений Тбилиси, как необоснованные.
Столь же малоубедительно звучат и аргументы Торникэ Шарашенидзе относительно сохранения территориальной целостности Грузии после вступления в НАТО. Он считает, что окончательная потеря Абхазии и Южной Осетии возможна «только в том случае, если их независимость признает международное сообщество». Между тем, Грузия уже давно потеряла и Абхазию и Южную Осетию и единственное, на что она может рассчитывать это то, что международное сообщество принудит эти две республики к объединению с Грузией в той или иной форме. Понятно, что добровольно ни та, ни другая на это не пойдут. И в этом вопросе без согласия России ну просто никак не обойтись. Ведь никакое международное сообщество Россию ни к чему принудить не сможет, если она сама того не пожелает. Ну а если Россия к тому же согласится на вхождение Абхазии и Южной Осетии в свой состав, то признание международного сообщества для них вообще утратит всяческое значение, так как они потеряют международную правосубъектность. Поэтому признание мирового сообщества в этом вопросе играет совершенно второстепенную роль, а вот позиция России – первостепенную. И эта позиция будет явно не в пользу Грузии, если последняя вступит в НАТО.
Кстати, в противоположность тому, что пишет политолог, юридических рычагов для признания независимости Абхазии и Южной Осетии у России вполне достаточно. Эти две республики вышли из состава Грузинской ССР на вполне законных основаниях. Они имеют и исторические и правовые основания претендовать не признание собственной независимости. Ну, а Россия в свою очередь ни в одном международном договоре не признавала территориальной целостности Грузии в границах Грузинской ССР. Что касается многочисленных деклараций такого рода, то они - не договоры и имеют слабую юридическую силу. Сегодня можно продекларировать одно, а завтра – другое. Времена меняются, меняются и декларации. Каких-то конкретных сроков действия они не имеют, в отличие от международных договоров.
Ну и последнее. Грузия явно переоценивает свое значение и вес в международных делах, полагая, что из за нее Россия может оказаться в изоляции. Во-первых, мир уже не тот, что был 15 лет назад. Западные друзья Грузии уже давно не имеют экономического доминирования на мировой арене. Существует масса других динамично развивающихся государств, которые не будут присоединяться ни к каким санкциям Запада против России. Поэтому полной изоляции ну никак не получится. Тем более очень слабо верится, что Европа в угоду интересам Грузии захочет отказаться от поставок российских энергоресурсов, а также нефти и газа других стран СНГ, идущих через территорию России. Ну а какие-то мелкие уколы и истерика в западных СМИ – для России не угроза. Так, что Грузии следует еще раз все серьезно взвесить, прежде чем, вступать в НАТО, так как войти туда она может только без Абхазии и Южной Осетии.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |