Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
11 - 24 апреля 2007. Континент (Казахстан)
Султан Акимбеков
Этой весной Казахстан оказался в центре мировой политики
Текущей весной внешняя политика продолжает оставаться предметом большой заботы со стороны государства.
Наступило время больших маневров, в которых определится, сможем ли мы в итоге сохранить нашу уникальную способность проводить многовекторную политику в интересах Казахстана
Мысль о том, что Казахстану пора бы определиться в своих внешнеполитических предпочтениях, в последнее время весьма популярна. Умение нашей страны маневрировать воспринимается негативно и казахстанской оппозицией, и пророссийски настроенными авторами. Первым не нравится, что власти в Астане поддерживают более чем нормальные отношения с США и Европейским Союзом, это явно мешает им в создании образа "антинародного режима". Вторые, несомненно, против близких отношений с США, им хочется, чтобы Казахстан был ближе к России, а точнее, однозначно встал бы на ее сторону во всех стратегически важных вопросах.
Однако однозначно вставать на чью-то сторону, особенно в ситуации, когда отношения между этими сторонами уже выглядят безнадежно испорченными, явно не отвечало бы интересам Казахстана. Если у вас есть возможность, в первую очередь по результатам внутреннего развития страны, избежать зависимости от кого бы то ни было, стоит продолжать в том же духе.
В конце марта Казахстан посетили президент Польши Лех Качиньский, премьер-министр России Михаил Фрадков и высокопоставленные представители ЕС, участвовавшие во встрече "тройка ЕС – страны Центральной Азии" на уровне министров иностранных дел. Каждый из визитеров преследовал свои собственные цели. У польского президента было острое желание получить поддержку Казахстана по двум вопросам: транспортировка нефти для своей страны через трубопровод Одесса – Броды – Гданьск и поиск месторождений для польской нефтеперерабатывающей компании Orlen. Российский премьер-министр прибыл по итогам визита президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Россию в первой половине марта и в связи с подготовкой визита президента Владимира Путина в мае этого года. У представителей ЕС главный вопрос заключался в проведении демократических реформ и возможном председательстве Казахстана в ОБСЕ. Но, безусловно, всех волновал вопрос о политических предпочтениях Астаны.
Сам факт практически одновременного посещения казахстанской столицы премьером Фрадковым и известным своей антироссийской риторикой президентом Качиньским создавал интригу. Визит представителей ЕС, которые говорили о том, что Казахстан их опора в данном регионе, создавал для нее дополнительный фон. Особенно это было актуально в связи с поддержкой Брюсселем идеи строительства газопровода из Каспийского региона в Европу, минуя Россию.
Однако сначала глава казахстанского МИДа Марат Тажин назвал проект газопровода через Каспий "крайне сложным". Затем уже после визита Фрадкова президент Казахстана в интервью испанской газете "El Pais" по поводу транскаспийского газопровода заметил: "На сегодняшний день, мне кажется, у него нет никакого будущего, поскольку по-прежнему не урегулирована проблема статуса Каспийского моря". Кроме того, во время визита президента Польши казахстанская сторона отметила, что для реализации всех предлагаемых проектов необходимо предусмотреть участие России.
Таким образом, Казахстан фактически поддержал позицию России по самым болезненным для нее вопросам. Без туркменского газа у Москвы сразу образуется дефицит в 40–50 млрд. кубических метров. А безрезультатный отъезд из Астаны польского президента должен был принести россиянам серьезное моральное удовлетворение. Со своей стороны, Москва продлила соглашение 2002 года о транзите казахстанской нефти через свою территорию. Правда, по самому сложному для Казахстана вопросу расширения КТК с 28 до 67 млн. тонн решение не было принято, но, скорее всего, если ничего не случится, оно может быть достигнуто во время визита президента Путина в мае.
Вопрос о расширении КТК – наиболее важный момент и для Казахстана, и для американских нефтяных компаний, работающих на Тенгизе. Ради этого можно согласиться с недовольством Польши, президент которой приехал со своими предложениями не в то время, и ЕС, который потерял надежду избавиться от газовой зависимости со стороны России. Прагматичность и защита собственных интересов гораздо важнее перспективы оказаться по одну сторону чужих баррикад. По словам президента, "единственное наше желание – продавать наши ресурсы как можно эффективнее и с наибольшей выгодой. И мы будем поставлять наши ресурсы туда, куда нам больше подойдет: в Россию, на Кавказ, в Китай. Мы не хотим сталкивать лбами тех и других. Мы – континентальная страна. И осознаем свое местоположение и уважаем интересы наших соседей, но мы будем преследовать собственные интересы как прагматичное государство".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |