Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

О ситуации вокруг памятника павшим во второй мировой войне

Позиция Центра информации по правам человека. Это мнение Центра было сформулировано до событий 26-27 апреля, и может показаться уже неактуальным. Тем не менее, при оценке самих событий не стоит упускать из виду те действия руководителей эстонского правительства, которые, собственно, и привели к противостоянию и конфликту

Юридические нарушения:

§         Органы местного самоуправления Таллина выступали против раскопок и переноса памятника. Действия правительства с ними не согласованы. Почему?

§         Родственники похороненных – против и подали в суд. Рассмотрение отложено по формальным основаниям, но, тем не менее, состоится. Почему работы начались до решения суда?

§         Отсутствие плана «археологических работ», который доступен общественности и родственникам захороненных.

§         Финансирование раскопок и переноса памятника: из какого бюджета? Когда и кем было принято решение? Запланированы ли расходы в бюджете, который принимал Рийгикогу? Кто выбирал фирму, проводящую работы и был ли конкурс на государственный заказ?

Конституционно-правовые нарушения:

§         Нарушение гражданских свобод: запрет мирных митингов, пикетов и шествий.

§         Оказание давления на граждан через полицейские структуры (полицию безопасности).

§         Ограничение права граждан и постоянных жителей ЕС на свободу передвижения.

Нарушения принципов демократии и прав человека:

§         Игнорирование мнения большинства жителей Эстонии и города Таллина – по данным социологических опросов. Почему при принятии решения не были проведены официальные опросы, если проблема имеет общественную значимость и есть угроза возникновения общественного конфликта?

§         Непропорциональное применение силы полицией против мирных граждан – членов общественной организации. Кто несет ответственность за приказ о применении силовых методов и их последствия?

§         Пренебрежение демократическими процедурами при принятии решения: почему комиссия министерства обороны не привлекала для консультаций и не учитывала мнение организаций меньшинств, Круглого стола при президенте ЭР, экспертов – социальных ученых?

Общественно-политические последствия:

§         Раскол и конфронтация в обществе на уровне, которого не было даже в 1991-92 годах.

§         Пренебрежение принципами государственной программы интеграции общества Эстонии, принятой правительством, и фактический провал этой программы.

§         Резкое ухудшение эстонско-российских отношений и возможность явных или скрытых санкций.

§         Формирование негативного имиджа и ухудшение репутации Эстонии в Европе: судебные иски против государства, обсуждение ситуации в рамках Европейского парламента и ПАСЕ, ужесточение критики в адрес Эстонии со стороны международных организаций.

С учетом изложенного: Ситуация имеет все признаки намеренной провокации. Каковы могут быть «позитивные последствия» данной провокации и для кого: Эстонского государства? Общества Эстонии? Правящей коалиции? Каких-то иных групп?

Алексей Семенов, директор Центра информации по правам человека, г.Таллин

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ