Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Позиция Центра информации по правам человека. Это мнение Центра было сформулировано до событий 26-27 апреля, и может показаться уже неактуальным. Тем не менее, при оценке самих событий не стоит упускать из виду те действия руководителей эстонского правительства, которые, собственно, и привели к противостоянию и конфликту
Юридические нарушения:
§ Органы местного самоуправления Таллина выступали против раскопок и переноса памятника. Действия правительства с ними не согласованы. Почему?
§ Родственники похороненных – против и подали в суд. Рассмотрение отложено по формальным основаниям, но, тем не менее, состоится. Почему работы начались до решения суда?
§ Отсутствие плана «археологических работ», который доступен общественности и родственникам захороненных.
§ Финансирование раскопок и переноса памятника: из какого бюджета? Когда и кем было принято решение? Запланированы ли расходы в бюджете, который принимал Рийгикогу? Кто выбирал фирму, проводящую работы и был ли конкурс на государственный заказ?
Конституционно-правовые нарушения:
§ Нарушение гражданских свобод: запрет мирных митингов, пикетов и шествий.
§ Оказание давления на граждан через полицейские структуры (полицию безопасности).
§ Ограничение права граждан и постоянных жителей ЕС на свободу передвижения.
Нарушения принципов демократии и прав человека:
§ Игнорирование мнения большинства жителей Эстонии и города Таллина – по данным социологических опросов. Почему при принятии решения не были проведены официальные опросы, если проблема имеет общественную значимость и есть угроза возникновения общественного конфликта?
§ Непропорциональное применение силы полицией против мирных граждан – членов общественной организации. Кто несет ответственность за приказ о применении силовых методов и их последствия?
§ Пренебрежение демократическими процедурами при принятии решения: почему комиссия министерства обороны не привлекала для консультаций и не учитывала мнение организаций меньшинств, Круглого стола при президенте ЭР, экспертов – социальных ученых?
Общественно-политические последствия:
§ Раскол и конфронтация в обществе на уровне, которого не было даже в 1991-92 годах.
§ Пренебрежение принципами государственной программы интеграции общества Эстонии, принятой правительством, и фактический провал этой программы.
§ Резкое ухудшение эстонско-российских отношений и возможность явных или скрытых санкций.
§ Формирование негативного имиджа и ухудшение репутации Эстонии в Европе: судебные иски против государства, обсуждение ситуации в рамках Европейского парламента и ПАСЕ, ужесточение критики в адрес Эстонии со стороны международных организаций.
С учетом изложенного: Ситуация имеет все признаки намеренной провокации. Каковы могут быть «позитивные последствия» данной провокации и для кого: Эстонского государства? Общества Эстонии? Правящей коалиции? Каких-то иных групп?
Алексей Семенов, директор Центра информации по правам человека, г.Таллин
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |