Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Сколько еще капель надо добавить в чашу терпения, чтобы она переполнилась? Придумал же кто-то измерять людское терпение чашами. Капля за каплей, капля за каплей… и в Таллине переполнилась та самая чаша терпения. Наши политики себя успокаивают, дескать, в Латвии такое невозможно - власти и оппозиция извлекут уроки, и вообще в Эстонии была конкретная причина для беспорядков, в Латвии же ее нет. Увы, есть. И все возможно.
10.05.2007, http://www inosmi.ru
Анатолий Каменев
«Наличие в Латвии огромного количества людей без гражданства угрожает безопасности и стабильности государства», - полагает министр внутренних дел Ивар Годманис. И это так. Ибо, как гласит русская пословица, «не буди лихо, пока оно тихо». Сомневаюсь, что власти извлекут должные уроки из таллинских событий. Привычно неумные шаги национал-радикальных политиков, взявшихся за святыни, стали лишь поводом. Причины же кроются глубже - во всей 15-летней национально ориентированной политике, проводимой в соседней стране.
Кстати сказать, политика та была несколько умеренней проводимой в Латвии. В Эстонии неграждане участвуют в выборах самоуправлений, школьная реформа не столь агрессивна, как у нас, ветераны Второй мировой, на какой бы стороне они ни воевали, пользуются одинаковыми льготами. . . Все хорошо? Отнюдь.
Уроки «эстонского восстания».
Эстонские политики (как, впрочем, и латвийские) полтора десятка лет только тем и занимались, что испытывали людское терпение на прочность и, выстраивая этнократическое государство, проводили тактику морального террора. Под себя переписывали историю. 'Оккупант' там, как и у нас, синоним слова 'русский'. Так же как и у нас, в Эстонии действуют запреты на профессии. И за госязык там борются с энергией, достойной лучшего применения. Так что наши политики вряд ли извлекут что-то путное из недавно преподанных в Таллине уроков.
Еще лет шесть назад Институт внешней политики, возглавляемый, кстати, национально ориентированным Атисом Леиньшем, указал на неприятные для латвийских политиков изъяны в национальной политике государства. Эти выводы как бы подвели итоги первого десятилетия Второй республики:
- национальная политика государства близорука и бессистемна;
- закрытие русских школ необоснованно по существу и чревато выходом ситуации из-под контроля;
- политическая элита и госаппарат состоят только из латышей или облатышенных инородцев;
- государство изолировалось от нелатышской части общества, что опасно;
- нет ни закона, ни механизмов учета мнения нелатышей;
- негражданам следует разрешить участие в выборах самоуправлений.
Таллинские уроки - продолжение этих выводов:
- нельзя принимать решения, оскорбляющие значительную часть населения и тем более без обсуждения с нею;
- для интеграции общества недостаточно лишь предоставление всем жителям права выбирать самоуправления, так как не только выборы вовлекают людей в жизнь государства;
- издевательство над святынями, равно как и над человеческим достоинством, способно пробудить экстремизм отдельных политиканов и целых организаций.
И в очередной раз все заговорили о межобщинном диалоге. И в очередной раз латышские политики сетовали, дескать, говорить-то не с кем, уж слишком много национальных общин и обществ. Нет, мол, авторитетных представителей национальных меньшинств. Но в Сейме представлены две партии, отстаивающие права нацменьшинств, - ЗаПЧЕЛ и «Центр согласия», 23 депутата, почти четверть парламента! Впрочем, на одном из последних заседаний свистом и топотом правые депутаты пытались остановить выступление запчеловца Якова Плинера лишь потому, что он высказался в поддержку взбунтовавшейся части народа Эстонии, добавив, что, подавляя политическую оппозицию, эстонские власти получили оппозицию толпы.
Свобода слова для избранных
Для национальных политиков подобные высказывания - крамола. Зато внемлют они тевземской бесовщине. Не пресекают, не возмущаются, слушая очередные оскорбительные пассажи в адрес нацменьшинств, якобы нелояльных к латвийскому государству. Пусть, дескать, говорят, это же часть партийного пиара, к тому же у нас демократия, да и не поддерживает Сейм их предложения. Вот и обсуждая поправки в закон «О репатриации», отклонили предложение ТБ/ДННЛ о… вывозе представителей некоренной национальности из Латвии. Верно, отклонили. Но само появление этого предложения, как и многочисленных подобных, говорит о нездоровье не только их авторов, но и всего общества. А каждое из них, каждый неосторожный, скорее, впрочем, умышленный выпад в адрес нетитульных латвийцев или России - это те самые капли в чашу терпения. И сколько набралось их за все годы? Президентское 'водка, вобла и частушки' не самое оскорбительное, бывали и похлеще.
И не успокаиваются. Требование «Нового времени» остановить ратификацию латвийско-российского договора о границе из того же ряда. И ставшее скандальным предложение о допуске неграждан к муниципальным выборам - тоже. Ксенофобия, русофобство так и прут. И уже не удивляет, что их проявления трактуются как элемент демократии, дескать, свобода слова, а она позволительна лишь титульным. Позволительна настолько, что и главный правозащитник страны г-н Апситис громко объявляет свое понимание ситуации: «Видим, как далеки приезжие от интересов коренного народа… Это не значит, что нам надо быть пугливыми, так как во главу угла надо все же ставить интересы латышского народа». Это ли не пропаганда расизма - преимущество интересов одной нации над другой?
И о какой демократии идет речь? «Если мы допустим, что голосовать смогут те, кто не натурализовался, ясно, что голосовать смогут те, кто не знает латышский язык. Это недопустимо, - кликушествует вождь «временщиков» Кариньш и угрожает премьеру: - Если члены правительства не прекратят заигрывать с негражданами, то в отставку нужно отправить все правительство». Калвитис успокоил: 'Мы заинтересованы в интеграции неграждан, а не в том, чтобы они пользовались такими же правами, как и граждане'.
Заигрыванием же г-н Кариньш посчитал предложение Годманиса о референдуме - разрешить ли негражданам участвовать в местных выборах. Ответ-то и без референдума ясен: избирателей-латышей значительно больше граждан-нелатышей, так что Годманис с партнерами сошлются на волю народа. Вообще же в нормальных странах на референдум выносятся судьбоносные для страны вопросы, референдум же по негражданам 'судьбоносен' лишь для национальных политиков: в некоторых самоуправлениях они могут лишиться власти. Таллинские же уроки показали, что кастрированное политическое право неграждан явно недостаточно для склейки расколотого общества, в котором постоянно провоцируется межобщинная конфронтация.
. . .И чаша переполнится.
Сами по себе конфликты не возникают. Политики не задумываются, по какому острию пытаются пройти, не задумываются о последствиях, к которым приведет поддерживаемая напряженность.
Многонациональное общество - а оно в Латвии именно таково - без компромиссов не обходится, предпочтение интересов одной нации над интересами другой - игра с огнем. Не Бронзовый солдат подтолкнул людей к бунту. Случится ли подобное в Латвии, дойдет ли ситуация до кипения, случатся ли этнические конфликты, зависит только от правых национал-озабоченных политиков, от того, будут ли они по-прежнему обострять национальные проблемы. А это не только ликвидация русского образования. Это и «Деоккупация. Деколонизация. Депортация», открыто провозглашаемые Гардой. Это и… да мало ли оскорблений и унижений приходится на долю не только неграждан, а всех, кто не считает себя латышом!
И не дает покоя одна крамольная мысль. А вдруг некий железнодорожник или таксист, тюремный надзиратель или пожарный, не выдержав унизительного прессинга языкового инспектора, налагающего очередной штраф за слабое владение латышским, возьмет и, извините, звезданет его по уху. И тогда пошло-поехало. . .
Не дай бог, конечно. Но терпение-то небесконечно, чаша-то переполняется. Ну не будите лихо!..
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |