Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев
Недавно оппонирующие Александру Лукашенко белорусские политические деятели выступили с заявлениями, свидетельствующие о том, что в оппозиционной среде стали слышны голоса политиков, которые не являются противниками белорусско-российского Союза. В рядах оппозиции они оказались не вследствие каких-то идейных убеждений, а из-за личных расхождений с ныне действующим президентом Белоруссии.
При этом до последнего времени эта группа оппозиционеров довольно легкомысленно полагала, что нынешняя белорусская оппозиция в основной своей массе действительно привержена принципам демократии и неким универсальным общечеловеческим ценностям. И поэтому, стоит только совместными усилиями антирусских националистов, общечеловеческих гуманистов и антипрезидентских коммунистов «свалить» Александра Лукашенко и сразу в Белоруссии наступит расцвет демократических и экономических свобод. Ну и самое главное - отставка диктатора позволит сполна посчитаться с ним за нанесенные обиды.
Подобные надежды в итоге и привели в стан оппозиции многих бывших сподвижников президента. Однако правление Лукашенко продолжается уже третий срок, и «устраняться» от власти он не собирается. Поэтому, чтобы его личным оппонентам не оказаться окончательно «за бортом» им необходимо избавиться, наконец, от политической всеядности, от желания любым способом «насолить» Лукашенко и определиться не против кого, а за что бороться.
И, похоже, что понимание этого все же пришло к некоторым «белым воронам» из рядов оппозиции. Тем более что основные оппозиционные вожди в очередной раз выказали свою сущность проводников польских и американских интересов в Белоруссии. Последним примером этого стало выступление 2 мая текущего года бывшего «единого кандидата от оппозиции» Александра Милинкевича на совместном торжественном заседании польского и литовского парламентов, приуроченного к годовщине принятия в 1791 году сеймом Речи Посполитой так называемого Правительственного закона. Этим актом юридически было прекращено действие Люблинской унии 1569 года, в соответствии с которой Королевством Польским и Великим княжеством Литовским и Русским была образована федерация Польши, Литвы и Западной Руси – Речь Посполитая.
В действительности же никакого союза народов и религиозной терпимости в этом государстве не было и в помине. Вся история «наисветлейшей» Речи Посполитой от начала и до ее бесславного конца – это постоянные религиозные и национальные притеснения белорусов и украинцев, гонения на Православную церковь.
В своей речи перед польскими и литовскими парламентариями Милинкевич не только восторгался упомянутым актом, но и сетовал на то, что в современной Белоруссии мало уделяется внимания и воздается почтения «наследию Речи Посполитой». Но в этом вопросе функционер оппозиции явно лукавит. К примеру, совместными усилиями «свядомай» интеллигенции и некоторых высокопоставленных чиновников от идеологии и культуры в Белоруссии уже длительное время насаждается культ польско-литовских магнатов Радзивиллов.
Представители этого семейства преподносятся белорусскому обществу как выдающиеся носители «беларусчыны», распространители культуры и просвещения. Этому роду оппозиционная и официальная пропаганда приписывают не только заботу о развитии театра и архитектуры, но также образования и сельского хозяйства. Даже один из дорогих и престижных сортов хлеба называется «Радзивилловский». То есть и оппозиция, и власти совместными усилиями навевают на Радзивиллов ареол этакой утонченности и романтичности.
Только вот исторические факты свидетельствуют совсем об ином. Магнаты из семейства Радзивиллов были настоящими истязателями западнорусского народа. Так, Януш Радзивилл в XVII веке, командуя карательной экспедицией против казацко-крестьянского восстания на юге Белой Руси в поддержку Богдана Хмельницкого, со всей очевидностью проявил садистские наклонности. Шляхетскими войсками Радзивилла были полностью уничтожены такие города как Мозырь и Туров. Только в одном Пинске было казнено три тысячи человек. Больше месяца осаждали Бобруйск радзивилловские каратели. После взятия города была учинена беспощадная расправа над горожанами. Людям отрубали руки, сажали на кол и вешали. По белорусским рекам для устрашения непокорного западнорусского населения плыли плоты с виселицами.
В середине XVIII века Иерохим Радзивилл утопил в крови Кричев, подавляя восстание белорусских крестьян под предводительством Василия Ващилы, которые выступили против продажи своих земель евреям-арендаторам братьям Ицковичам. За этот протест людей сажали на кол и подвешивали на крючьях.
А такой «гуманист» и «театрал» как Кароль Станислав Радзивилл устроил ради забавы и веселья в Несвиже на пруду Альба настоящее морское сражение с боевой стрельбой. В итоге сотни крепостных погибли в этой «потешной» бойне. И вот этих изуверов кое-кто пытается навязать обществу в качестве образцов белорусскости. А что позволяли себе польско-литовские паны в отношении Православной церкви вообще с трудом поддается описанию. И все это оппозиционные и ведущие государственные СМИ называют «золотым временем шляхетской вольности».
Следует добавить, что в 1696 году сейм Речи Посполитой лишил государственности и запретил официально использовать русский язык на территории Великого княжества: «писец повинен по-польску, а не по-русску писати». Ну, а 3 мая 1791 года (по поводу чего и состоялось названное торжественное заседание польских и литовских депутатов) польско-литовское государство окончательно утратило федеративность и стало исключительно «польской Речью Посполитой» и «польской землей».
В принятом тогда Правительственном законе (конституции) говорилось о правах только поляков и «обитателях польской земли», и нигде даже не упоминалось о других народах, проживавших на территории Речи Посполитой. Понятие Русь полностью выводилось из юридического оборота и предавалось забвению, а западнорусские (белорусские и украинские) земли, остававшиеся в составе Речи Посполитой после первого раздела, объявлялись исключительно польскими.
В польской Речи Посполитой все церкви и религии кроме римско-католической ставились, фактически, вне каких-либо правовых норм. Конституция 1791 г. вроде бы вводила свободу вероисповедания. Однако в ст. I Правительственного закона закреплялось следующее: «Господствующая религия есть и будет Вера Римско-Католическая во всех ее правах. Переход из господствующей религии в другое вероисповедание запрещается под страхом наказания за отступничество». Таким образом, религиозный гнет со стороны римско-католической церкви в польской Речи Посполитой закреплялся в законе конституционного звучания.
Кстати, конституция Речи Посполитой 1791 года стала в последующем правовым основанием для территориальных притязаний Польши в межвоенный период на западнобелорусские и западноукраинские земли. И поэтому никак нельзя исключать, что принятая год назад польским правительством программа строительства четвертой Речи Посполитой не содержит в каких-нибудь секретных протоколах и картах к ним территориальных претензий на «кресы всходни» (Западную Белоруссию и Западную Украину). В связи с чем, участие «почетного поляка» и функционера белорусской оппозиции Александра Милинкевича в торжественных мероприятиях по поводу польской конституции 1791 года вполне можно считать косвенным свидетельством наличия подобных планов.
Насколько они серьезны и опасны для Белоруссии? Конечно, в настоящее время говорить о реальной опасности преждевременно. Но, как известно, «вода камень точит», а Польша вкладывает большие средства в формирование пропольской общественно-политической инфраструктуры в Белоруссии, а также в героизацию в сознании белорусов Армии Краевой и таких польских исторических персонажей как изобретатель «заградительных отрядов» Тадеуш Костюшко и антиправославный террорист Константин Калиновский. В этом же ряду лежит и недавнее решение правительства Польши о начале телевизионного вещания на территорию Белоруссии.
На этом фоне поистине удручающе выглядит бесконечная волокита в белорусско-российском союзном строительстве. Причем, уже мало кто сомневается, что тормозящей стороной являются белорусские власти, которым очень не хочется хоть как-то ограничивать свое абсолютное самовластье и передавать какие-либо полномочия наднациональным союзным органам.
С другой стороны, до сих пор так и не определены принципы формирования союзного центра. Александр Лукашенко продолжает говорить о некоем подобии Союза ССР, но при этом не берет в расчет того, что СССР был сверхцентрализованным, авторитарным государством с монополией на власть одной, правящей партии - ВКП(б)-КПСС, точнее ее верхушки. Ну а вследствие этого в настоящее время создать общее государство по схеме СССР просто невозможно. Российская сторона несколько лет назад предложила более реалистичные варианты: инкорпорацию Белоруссии (или ее областей) в состав Российской Федерации на тех или иных условиях автономии, ассоциированного членства, либо строительство интеграционного объединения с учетом опыта Евросоюза, либо только объединение валютных систем. Но все они не устраивают белорусские власти, которые стремятся последовательно отстаивать абсолютный суверенитет и собственные властные полномочия. В общем, тупик.
В то же время искать выход из создавшегося тупикового положения необходимо. В этом смысле представляет интерес обнародованный 2 мая Минский манифест белорусско-российского единения. Авторами документа являются известные в Белоруссии (и России), оппозиционные Александру Лукашенко общественные деятели – бывший первый глава администрации президента РБ, ныне сопредседатель российско-белорусского фонда «Социально-экономическое партнерство» Леонид Синицын и трехкратный Олимпийский чемпион, бывший депутат Палаты представителей Национального собрания РБ Владимир Парфенович.
В воззвании справедливо утверждается, что первоочередной задачей для Белоруссии и России является «немедленное воссоединение наших народов». При этом в манифесте впервые высказано то, что многие в Белоруссии понимают, но о чем предпочитают помалкивать: «Единственно реальный способ такого воссоединения – вхождение Республики Беларусь в качестве суверенного государства в состав Российской Федерации на правах ассоциированного субъекта».
Поясняя документ, Владимир Парфенович подчеркнул, что «Республика Беларусь может войти в состав Российской Федерации, сохраняя при этом все свои полномочия в международных институтах: членство в ООН, в других международных организациях, и оставаясь, таким образом, субъектом мирового права».
Насколько реально осуществление идей изложенных в Минском манифесте, ведь нынешние белорусские власти провозгласили полную независимость и суверенитет в качестве абсолюта? За 10 лет союзного строительства (при желании) уже давно можно было найти взаимоприемлемые формы воссоединения. В то же время, видение вопроса, заявленное в манифесте, может стать идейной основой для создания в республике независимого общественного движения за реальное, а не виртуальное белорусско-российское единство.
Путь этот непрост. В первую очередь потому, что большинство политически активных сторонников Союза продолжают ориентироваться на власть, наивно полагая, что президент все же доведет дело союзного строительство до завершения. Поэтому Леониду Синицыну и Владимиру Парфеновичу стоит пожелать успеха в их начинании, но при этом им следует не забывать, что единство Белоруссии и России – это главное, а личное отношение к кому бы то ни было – дело второстепенное.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |