Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Бюджет пухнет, заводы нищают

07-14. 05.2007. Белорусский Рынок

Татьяна Маненок

Одной из ключевых задач, стоящих перед правительством сегодня, является скорейшая структурная перестройка отечественной экономики. Так считает председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского (БСПН) Георгий Бадей.

Низкая инвестиционная привлекательность Беларуси остается острой проблемой, и ситуация здесь по-прежнему не меняется, отметил на состоявшемся недавно очередном съезде БСПН Г. Бадей.

Очевидно, что признать оптимальной структуру инвестиций в основной капитал по источникам финансирования никак нельзя.

Статистика свидетельствует о том, что в прошлом году опережающими темпами росли вложения из внебюджетных фондов (а этот рост по сравнению с 2005 г. составил 235,9%), кредиты банков (157,6%) и бюджетные средства (135,3%). В то же время средства иностранных источников (без иностранных кредитов) снизились до 137,7 млрд. BYR — это на 44,8% меньше, чем в 2005 г. Причем их доля в общем объеме инвестиций составила всего лишь 0,7%.

Ситуация не меняется и в этом году. Объем инвестиций за первые два месяца составил 8,1 млрд. BYR — на 26,1% меньше, чем за такой же период прошлого года. При этом доля иностранных инвестиций в общем объеме исчисляется всего лишь 0,3%.

Сальдо внешней торговли в минувшем году сложилось отрицательное — 1.663,2 млн. USD, в том числе в торговле товарами (отрицательное) — 2.383,7 млн. USD, в торговле услугами (положительное) — 720,5 млн. USD.

Такое сальдо, считает Г. Бадей, означает недостаток валюты для импорта востребованной продукции (работ, услуг), в том числе критического импорта. А поскольку валюта — это тоже своеобразный товар, то при превышении спроса над предложением цена на этот товар возрастает. То есть отрицательное внешнеторговое сальдо обусловливает дестабилизацию не только национальной денежной системы, но и макроэкономической стабильности в целом.

А это — следствие ряда факторов. В том числе и просчетов валютно-денежной политики, а именно — искусственного завышения курса белорусского рубля, что, в свою очередь, стимулирует рост импорта и снижает рентабельность экспорта.

Далеко не оптимальна, по мнению экспертов БСПН, и структура торговли товарами. Доля так называемых промежуточных товаров (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие) в белорусском экспорте составила в минувшем году 70,5%, а в импорте — 70,9%. То есть Беларусь по-прежнему остается перерабатывающим цехом: она вынуждена завозить и перерабатывать сырье.

Очевидно, что задача проведения структурной перестройки экономики еще больше актуализировалась.

Однако не похоже, что эти тенденции беспокоят правительство. Реальные денежные доходы населения продолжают расти, и этот рост намного превышает не только рост производительности труда, но и рост ВВП. В минувшем году реальные доходы выросли на 17,3%, производительность труда — на 9,6%, а ВВП — на 9,9%. Примерно такая же тенденция сохранилась и в январе 2007 года: соответственно 17,4, 9 и 9,7%.

Такую политику нельзя назвать перспективной, отметил Г. Бадей. И хотя благодаря опережающему росту доходов жизненный уровень населения сейчас повышается, это совершенно не гарантирует его в будущем.

Анализ финансового сектора экономики тоже вызывает много вопросов. С одной стороны, улучшается состояние государственных финансов. С другой — налицо незавидное состояние финансов субъектов хозяйствования.

Объем средств, аккумулированных в прошлом году в бюджетной системе, составил 38,4 трлн. BYR — это 48,4% к объему ВВП. По сравнению с 2005 годом рост составил 124,5%, что выше темпов роста ВВП (121,8%).

Такая "арифметика" — опережение темпов роста государственных доходов над ростом ВВП — означает, что централизация финансовых ресурсов увеличивается. В январе в доходы бюджета поступило 57,9% ВВП, а за январь — февраль этого года, по предварительным данным, — 54,7%.

Таким образом, вопреки заверениям Минфина налицо фактическое увеличение налоговой нагрузки.

Имело ли смысл аккумулировать в консолидированном бюджете столько ресурсов?

Профицит бюджета за прошлый год составил 1,7 трлн. BYR, или 2,2% к ВВП. Между тем в 2005 г. бюджет исполнен с дефицитом 431,9 млрд. BYR, или 0,7% к ВВП. Следовательно, для обеспечения бездефицитного бюджета в 2006 г. можно было уменьшить изъятия на размер профицита и тем самым увеличить чистую прибыль, остающуюся у субъектов хозяйствования, более чем на 20%.

Увы, новых тенденций не обозначено и в этом году. Профицит консолидированного бюджета в январе составил 1.161,1 млрд. BYR, или 19,3% ВВП. В стратегическом плане нельзя признать оптимальной политику изъятия доходов у прибыльных организаций в пользу низкорентабельных. Очевидно, что государственное участие в распределительных процессах нужно сокращать, подчеркнул Г. Бадей.

По его словам, у предприятий не хватит собственных ресурсов, чтобы заниматься инновациями и повышением конкурентоспособности и одновременно повышать заработную плату и нести другие социальные нагрузки. Ведь уже на начало текущего года задолженность по кредитам банков составила 14,2 трлн. BYR, что на 6,3 трлн. BYR (или 79%) больше чистой годовой прибыли.

Эксперты БСПН убеждены, что повысить конкурентоспособность отечественной экономики невозможно без привлечения прямых частных инвестиций, в том числе иностранных. Иностранные инвестиции привлекательны еще и тем, что несут с собой, как правило, современный менеджмент и новые рынки сбыта продукции и услуг.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ