Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
4.05.2007 «Московские новости»
Василина Васильева
Премьер-министр Украины ответил на вопросы «МН», касающиеся политического противостояния в своей стране
МН: Виктор Федорович, кто виноват в том, что на Украине началось столь серьезное внутриполитическое противостояние? Виктор Ющенко, например, считает, что генератором кризиса стала «политическая коррупция» в Раде...
Янукович: Кризис возник, когда Ющенко, превысив свои конституционные полномочия, подписал на сегодня уже два указа о роспуске парламента, и усугубился, когда так же безосновательно президент, уволив двоих судей Конституционного суда (КС. — Ред.), попытался заблокировать рассмотрение этим органом своих указов.
Причин кризиса несколько. Это и процесс перераспределения полномочий, предусмотренный политической реформой. Он действительно не прост, но его необходимо пройти, чтобы структурные преобразования в системе власти получили свое логическое завершение. Другой немаловажной причиной стало столкновение амбиций различных политических групп — как внутри парламента, так и между представителями разных центров власти.
Но я считаю неверным сосредоточиваться на извечном вопросе «Кто виноват?». Нынешний кризис — это объективные издержки политического процесса в стране, которая только недавно окончательно встала на путь демократических преобразований. Поэтому куда правильнее сегодня искать ответ на вопрос «Что делать?». Что делать, чтобы этот кризис не принес вреда тем реформам, которые начаты, развитию державы, единству украинского общества.
Хотел бы подчеркнуть, что еще 25 апреля мы шли по пути поиска взаимопонимания. Но в тот же день, вечером, президент подписал свой второй указ о досрочном прекращении полномочий Рады. Чем в принципе сорвал едва начавшиеся переговоры между представителями оппозиции и коалиционного большинства. Следующими его шагами в направлении срыва договоренностей и переговорного процесса в целом стали указы об освобождении судей Конституционного суда. Что свидетельствует о том, что конструктивному диалогу президент предпочел язык ультиматума и открытого давления на КС.
Я категорически против того, чтобы на Украине реализовывался такой силовой сценарий со стороны любой ветви власти — в данном случае со стороны президента. Считаю, что время для компромисса еще не утрачено, поэтому призываю оппозицию и главу государства, который сегодня ее фактически возглавил, прийти к согласованному решению.
МН: По вашим словам, президент Ющенко своим последним указом загнал ситуацию в стране в глухой тупик и есть только политический путь решения этого вопроса. На основе каких договоренностей с президентом можно выйти из кризиса?
Янукович: Конечно, для меня этот указ стал неожиданностью. Ведь буквально накануне в переговорах наметился существенный позитивный сдвиг. Из представителей парламентских фракций, правительства и президента была создана группа по разработке плана выхода из кризиса. Уже начались первые консультации. Ключевым пунктом в переговорах был вопрос о судьбе уже действующих указов президента и постановлений парламента и правительства. Появление же нового указа просто перечеркнуло все достигнутое. Но ни в коей мере не изменило наш подход к ситуации. Мы по-прежнему считаем, что никаких оснований для роспуска парламента нет, и будем отстаивать эту позицию в КС. Поэтому сначала следует дождаться решения суда, продолжение нормальной работы которого должно быть обеспечено.
Надо признать, что политическая напряженность только подтверждает весомость и значительную роль судебной власти в украинском государстве. Решение КС поможет урегулировать возникший политико-правовой конфликт, покажет, что на Украине действительно есть третья, самостоятельная, ветвь власти. И какое бы решение ни вынес суд, все должны подчиниться ему. Это будет свидетельством того, что на Украине закон и верховенство права — не пустые слова. Затем наступит время переговоров для поиска выхода из кризиса. И если компромиссное решение отсутствует в рамках правового поля, мы должны принять политическое решение. Но только с учетом требований всех участвующих в переговорах сторон. Другого быть не должно.
МН: Возможно ли сейчас возвращение к «нулевому варианту», к ситуации до выхода первого указа Ющенко, о чем в течение последнего времени вы пытались договориться с президентом?
Янукович: Все это, конечно, возможно. Но при одном условии: чтобы договоренности, достигнутые во время переговоров, выполнялись обеими сторонами. Пока же мы видим, к сожалению, обратное. За последний месяц у меня состоялось семь встреч с президентом, на которых мы вроде бы находили понимание по большинству вопросов. Но как только Ющенко оставался наедине со своим окружением, его позиция тут же менялась на кардинально противоположную. Тем не менее я считаю, что ситуацию еще можно вернуть в правовое поле.
МН: Вы по-прежнему настаиваете на одновременном переизбрании парламента и президента. Насколько это реально в данной ситуации?
Янукович: Да, я говорил, что, если президент призывает депутатов пройти через чистилище выборов, было бы честно с его стороны самому показать пример, достойный подражания. Формальное основание для этого уже есть — 30 апреля Рада приняла постановление об одновременном проведении выборов народных депутатов и президента. Так что двойные выборы вполне возможны. Если, конечно, не удастся достичь компромисса, позволяющего исключить такой вариант развития событий. Но в любом случае решение о формате выборов и сроке их проведения должно стать результатом общей позиции всех участников переговоров.
МН: Могут ли состояться досрочные выборы в Раду 24 июня? Почему коалиция настаивает на их проведении в декабре? Считаете ли вы, что без перевыборов не обойтись?
Янукович: Сами по себе досрочные выборы ничего не решат. Без изменения отношений между основными политическими силами надеяться на стабилизацию ситуации нельзя. Политики должны принять для себя принципиальное решение о готовности совместно работать в органах государственной власти. И если такое решение будет принято, то проблема досрочных выборов как таковых снимется. Но в любом случае досрочные выборы, если они и станут реальностью, невозможно провести 24 июня по тем же причинам, по которым не могли состояться выборы 27 мая. Это — неясный правовой статус выборов, неурегулированность законодательной базы и отсутствие денег в госбюджете на это мероприятие. Решить эти вопросы возможно только при условии достижения компромисса и только тогда, когда парламент сможет принять все необходимые законы.
МН: Сейчас в Конституционном суде находятся два представления от депутатов по поводу легитимности обоих указов президента о роспуске Рады. Какого вердикта вы ожидаете? Что намерены предпринять в коалиции, если указы Ющенко будут признаны неконституционными?
Янукович: Мы ожидаем справедливого и законного решения суда, с которым, как я уже неоднократно говорил, мы согласимся вне зависимости от того, в чью пользу оно будет. Если КС примет решение, что указ конституционен, мы его выполним и пойдем на выборы. Но нужно подготовить необходимые законы, на основе которых можно идти на досрочные выборы. А после того как будет подготовлено законодательное поле, тогда все политические силы — президент, глава парламента — определим реальные сроки проведения выборов. А не будем загонять членов ЦИК, КС и других должностных лиц в ситуацию, в которой нет определенности.
МН: Виктор Ющенко уволил двоих судей КС с формулировкой «за нарушение присяги». О каких конкретно нарушениях идет речь, не сообщается. С чем вы связываете такие действия президента? Насколько они легитимны?
Янукович: Окончательную оценку законности президентских указов даст суд. Хотя уже сегодня большинство экспертов высказывают обоснованные сомнения в отношении их легитимности. Цель этих указов понятна. Сначала запугать Конституционный суд, сорвать его работу, не допустив принятия решения. А если удастся запугать других судей, добиться того, чтобы КС признал указ конституционным.
Если называть вещи своими именами, нужно сказать, что президент пытается парализовать работу правовых институтов, заблокировать деятельность других ветвей власти, фактически единолично узурпировав всю власть в своих руках. Безусловно, это не ведет к улучшению политической ситуации в стране. Такие действия Ющенко вызывают и на Украине, и во всем мире тревогу за завтрашний день государства.
Я уже переговорил по поводу этой ситуации с некоторыми руководителями европейских стран и других стран мира. И их реакция на такие действия президента крайне негативная. Ни в одном цивилизованном государстве его глава, призванный нести ответственность за соблюдение законов и Конституции, не разрушает собственноручно правовое поле страны.
МН: В последнее время все чаще звучит тема раскола Украины как минимум на две части — запад и восток. Причем этот вариант развития событий прогнозируют именно украинские эксперты. Что вы можете сказать по этому поводу?
Янукович: Такая угроза действительно существует. И вызвана она действиями тех безответственных политиков, которые, не задумываясь о возможных последствиях, стремятся любой ценой добиться желаемого результата. Беззастенчиво попирая законы, они тем самым отнимают у людей доверие к государству. Более того, стараясь заработать дополнительные очки, эти политики пытаются внести раздор в общество, посеять вражду между жителями разных регионов. Сегодня они фактически провоцируют гражданское противостояние, которое непосредственно угрожает территориальной целостности державы.
Но я уверен, что украинский народ мудр и даст достойную оценку таким действиям. Со своей стороны и власть обязана сделать все необходимое, чтобы пресечь подобные действия, обеспечив покой и мир в стране. Мы не позволим довести ситуацию до радикального противостояния в обществе, не допустим раскола страны или, не дай Бог, кровопролития. Это наша принципиальная позиция.
МН: Почему вы уверены, что на Украине исключен вариант силового решения конфликта? Кому сейчас все-таки реально подчиняются МВД и внутренние войска?
Янукович: Для коалиции и правительства любой силовой вариант неприемлем. Мы уверены в своей правоте и не рассматриваем какие-либо меры силового воздействия на политических оппонентов. Более того, мы приложим максимум усилий для того, чтобы сохранить ситуацию под контролем и не дать политическим страстям выплеснуться на улицу. Все наши действия будут исключительно в правовых рамках и рамках действующей конституции. Для силового сценария развития событий сегодня нет никаких предпосылок. Даже митинги, которые проводятся разными политическими силами, тому лишнее подтверждение, поскольку это мирное волеизъявление украинских граждан.
Конечно, мы знаем, что в оппозиции хватает горячих голов, которые советуют президенту «дожать» ситуацию. Однако, что случится, если они переступят черту? Сейчас оппозиция пытается работать на полутонах, апеллирует к демократии и европейским ценностям. Но, начав применять силу, радикалы окажутся вне закона. И тогда действия по отношению к ним будут носить не силовой, а правоохранительный характер. Думаю, что в этом случае мировое сообщество с пониманием отнесется к действиям, направленным на поддержание правового порядка. Надеюсь, что в оппозиционном лагере это понимают. Ведь и там много ответственных, порядочных и законопослушных политиков.
Что касается представителей МВД и внутренних войск, то они будут неуклонно соблюдать Конституцию и законы Украины, и нести ответственность за обеспечение правопорядка в стране. Украинские силовые структуры — вне политики.
МН: В отличие от европейских стран, Россия сейчас довольно сдержанно реагирует на украинские события. Почему вы обратились за поддержкой к Западу, а не к Москве? Почему не вынесли вопрос о ситуации на Украине на обсуждение Межпарламентской ассамблеи СНГ?
Янукович: Мой визит в Страсбург был запланирован задолго до политического противостояния в нашей стране. И я использовал возможность выступить перед европейскими политиками, чтобы донести, как говорится, из первых уст нашу позицию. В то же время мы готовы к открытому диалогу по урегулированию конфликта как с европейскими институциями, так и с Россией, а также со странами СНГ.
МН: Удовлетворены ли вы резолюцией ПАСЕ относительно событий на Украине?
Янукович: Безусловно, я поддерживаю эту резолюцию, в соответствии с которой политический процесс на Украине должен вернуться в законное русло, а кризис необходимо разрешить легитимным, строго конституционным и мирным способом.
Большинство положений резолюции совпадает с позицией правительства и коалиции. С самого начала мы предложили дождаться окончательного вердикта Конституционного суда, выполнение которого должно быть обязательным для всех сторон политического конфликта. Это те постулаты, о которых неоднократно заявляли и заявляют и наше правительство, и парламентская коалиция. Без всяких сомнений на Украине необходимо осуществить широкомасштабные правовую, судебную и административную реформы.
МН: Внутриполитический кризис заметно отразился на экономике Украины. Сначала агентство Standard&Poop'S понизило рейтинг страны со «стабильного» до «негативного». Затем Минфин Украины заявил об угрозе экономического кризиса. Что правительство намерено предпринять для стабилизации экономической ситуации в стране?
Янукович: К сожалению, внутриполитический кризис отрицательно влияет на экономику страны, в первую очередь на финансовый, валютный, товарный рынки Украины. Что в свою очередь представляет угрозу экономической и финансовой безопасности государства. Обострение политической ситуации также ведет к торможению притока инвестиций в экономику Украины и подорожанию кредитных ресурсов. Но экономическая ситуация Украины — под пристальным контролем правительства. Кабмин разработал комплекс мер, направленных на преодоление отрицательных тенденций в социально-экономической сфере и будет продолжать осуществление запланированных структурных реформ в экономике, а также на этой базе и дальше повышать уровень социальных стандартов.
В частности, на одном из последних заседаний Кабмина был принят ряд решений, направленных на увеличение социальных гарантий, увеличения зарплат учителям, врачам, другим работникам бюджетной сферы и пенсий — для пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Правительство Украины сделает все для обеспечения спокойствия в обществе.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |