Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
28 апреля - 11 мая 2007 г. Зеркало недели (Киев)
Александр Сушко
В середине апреля благодаря стараниям живущего в Мюнхене и имеющего эксклюзивные источники информации аналитика Владимира Сокора широкой общественности стали известны факты неформальных переговоров Москвы и Кишинева, инициатором которых якобы выступила российская сторона. И хотя резонансная информация, публикуемая Сокором, не всегда отличалась стопроцентной достоверностью, на этот раз источники в Кишиневе подтверждают, что 11 апреля президент Молдовы Владимир Воронин проинформировал о планах урегулирования приднестровской проблемы узкий круг приближенных к нему чиновников и парламентариев. Можно утверждать, что факт тайных переговоров и наличие некоего плана — реальны. Как, очевидно и то, что «кухню» проходящих двусторонних консультаций старательно скрывают.
Поскольку речь идет не об официальном документе, а скорее о неформально изложенном (вероятно, с целью зондажа почвы) пакете предложений, их описание отличается некоторой вариативностью, однако на сегодня с большой уверенностью можно констатировать факт: Кишинев и Москва вступили в фазу кулуарных переговоров на приднестровскую тематику, содержание которой не доводится не только до экспертов и общественности, но и до официальных лиц сторон, представляющих международный переговорный формат «5+2», а именно Украины, ОБСЕ, Европейского Союза и США.
Косвенным подтверждением существования некоторых планов, о которых ничего не знают ни в Киеве, ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне, стало интервью Владимира Воронина российской газете «Новые известия» в минувший понедельник, в котором президент РМ заявил: «Сейчас появились реальные перспективы объединения, поскольку все основные факторы и побудительные мотивы сепаратизма выяснены».
Для Украины данный факт может означать, во-первых, окончательный отказ сторон от «Плана Ющенко» по урегулированию приднестровского конфликта (который, объективно говоря, и без того скорее мертв, чем жив), а во-вторых, фактически устранение Украины от ведущих ролей в приднестровском урегулировании и признание того, что на самом деле Киев на сегодня не является влиятельным игроком в данном вопросе. Впрочем, последнее обстоятельство в равной мере касается и других участников переговоров: ОБСЕ, ЕС и США.
Итак, в чем же состоит суть московских предложений и какова дипломатическая сторона этого закулисья?
Во-первых, Москва соглашается фактически патронировать формальное восстановление территориальной целостности Республики Молдовы без прямого нарушения Конституции РМ, а именно - без декларирования федеративного или конфедеративного устройства, как это предполагалось предыдущим российским «Планом Козака» в 2003 году.
Во-вторых, президент Молдовы Воронин и непризнанный глава самопровозглашенного Приднестровья Смирнов выступят с совместной декларацией, в которой обяжутся следовать взаимно согласованному алгоритму объединения, что будет означать де-факто признание легитимности власти последнего со стороны Кишинева.
В-третьих, инструментом формирования общих органов власти станут выборы (возможно, уже осенью 2007 года), которые пройдут одновременно на обоих берегах Днестра, однако организовываться будут отдельно Кишиневом и Тирасполем. Территория сепаратистской ПМР получит фиксированное представительство в парламенте РМ - 18-19 из 101 депутата, что несколько больше, чем процентное соотношение количества избирателей на обоих берегах. Кроме того, Тирасполь делегирует в правительство объединенной РМ первого вице-премьера, а также заместителей министра в каждое ведомство.
В-четвертых, Молдова откажется от требования о немедленном выводе российских войск и согласится с тем, что эти войска будут выведены в течение двух лет, если все компоненты предложенной схемы урегулирования будут воплощены в полном объеме.
В-пятых, РМ обязуется «гарантировать» подтверждение статуса постоянного нейтралитета, что в данном случае означает гарантию невступления в НАТО, а также отдельным пунктом - отказ от размещения на территории РМ каких-либо иностранных военных формирований, включая миротворческие. Владимир Сокор предполагает в этом контексте, что Молдова вынуждена будет также согласиться с сохранением на неопределенную перспективу тираспольской армии и структур безопасности, полностью контролируемых Москвой.
Что касается дипломатической стороны вопроса, то предполагается такая схема: после окончательного согласия на предлагаемый план стороны совместно «проинформируют» участников формата «5+2», а именно Украину, ОБСЕ, ЕС и США о принятом решении, то есть фактически поставят международное сообщество перед фактом уже подписанного соглашения.
Авторство хитромудрого маневра в духе талейрановской дипломатии приписывается заместителю секретаря Совбеза России Юрию Зубакову, который замкнул на себя ключевых молдавских коммуникаторов - советника президента Марка Ткачука и министра реинтеграции Василия Шову.
В течение двух последних недель дипломаты ЕС и США в срочном порядке проверяют информацию о тайной сделке Москвы и Кишинева, однако основные фигуранты хранят многозначительное молчание. Спецпредставитель ЕС в Молдове Кальман Мижей, побывавший в конце прошлой недели в Москве, не получил никаких сведений по данному вопросу. 25 апреля европейские и американские дипломаты прибыли в Кишинев для прояснения ситуации, однако информация по их переговорам пока отсутствует.
Внутримолдавская реакция на подобные планы также остается неясной. Известно лишь, что против подобной инициативы высказался Юрий Рошка, парламентский союзник Воронина, вице-спикер и лидер правоцентристской Христианско-демократической народной партии.
Каковы же гипотетические последствия возрождения тайной дипломатии в вопросе приднестровского урегулирования? В случае принятия плана наиболее влиятельные игроки глобальной политики, в компанию к которым попадает и Украина, будут фактически устранены от вопросов приднестровского урегулирования, а эксклюзивный доступ к процессу принятия решений относительно формулы урегулирования получит Москва. И хотя с точки зрения многих российских консерваторов предлагаемый план является уступкой Кишиневу и даже «сдачей» Приднестровья, дипломатические дивиденды от значительного усиления роли России в регионе и вытеснения политических конкурентов с лихвой перекрывают издержки от возможной условной капитуляции «Порт-Артура на Днестре». Прецедент, полученный таким образом, будет чувствительным ударом и по амбициям ЕС в его намерении привнести дух многосторонности, прозрачности и открытости в урегулирование постсоветских сепаратистских конфликтов, и по ранее декларируемым намерениям Украины добиваться «урегулирования через демократизацию».
Впрочем, учитывая нарастающую волну скандала и чувствительность Кишинева к рекомендациям Европы и США, пока нельзя исключать и возможность обратного хода - отказа от российского плана путем «опровержения газетной утки», каковой могут представить информацию о все еще готовящейся тайной сделке. В этом случае, конечно, молдавское вино в обозримом будущем на российский рынок не вернется.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |