Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Россия - Туркмения: новый газовый союз и старые проблемы

27.04.2007. Фонд стратегической культуры

Игорь Томберг

Россия укрепила свои позиции в борьбе за контроль над запасами газа Каспийского региона. В ходе своего первого визита в Москву новый президент Туркменистана Гурбанкули Бердымухамедов гарантировал российскому президенту В. Путину незыблемость контракта с Газпромом, заключенного в 2003 году на период до 2028 г. "В ходе переговоров на высшем уровне рассмотрены ключевые вопросы двусторонних отношений. Главы государств обстоятельно обсудили состояние и перспективы взаимодействия в экономической области, в том числе в приоритетной для обеих стран топливно-энергетической сфере. Была подчеркнута готовность сторон к продолжению активного сотрудничества в газовой отрасли на основе подписанного в 2003 г. долгосрочного межгосударственного соглашения", - говорится в итоговом коммюнике.

В ходе переговоров глав государств основное внимание было уделено сотрудничеству в энергетике. Для России самое важное - сохранение поставок туркменского газа и предотвращении переориентации Туркменистаном своего газового экспорта на рынок Европы в обход российских газопроводов.

Прежде всего, стоит задача убедить Ашхабад не участвовать в инициируемом США проекте Транскаспийского газопровода. Этот проект предполагает строительство по дну Каспия газопровода пропускной способностью 30 млрд. куб. м в год. Сырье из него могло бы поступать в газопровод Баку - Тбилиси - Эрзерум (начал работу в 2006 г.) и далее в Европу через трубопровод Nabucco (должен быть построен к 2010 г.).

Туркмения планирует увеличить экспорт газа в этом году на четверть до 58 млрд. куб. м и изучает различные пути диверсификации поставок. Пока она ограничена в маршрутах газового экспорта трубопроводами Газпрома и маломощной трубой в Иран. В этих условиях для Москвы особенно важно сохранить за собой транспортные маршруты доставки этого газа, в том числе, за счет расширения транспортных мощностей, предоставляемых партнеру.

Кончина Сапармурата Ниязова активизировала усилия США в рамках стратегии на диверсификацию поставок энергоносителей в Европу с тем, чтобы склонить страны Центральной Азии, и в первую очередь Туркменистан, к принятию решения по строительству нефте- и газотрубопроводов в обход России через южную часть Каспийского моря.

Итоги встречи президентов двух стран показывают, что Россия (по крайней мере, на сегодняшний день) обошла Запад в отстаивании своих позиций по данному вопросу. Об этом говорит, в частности, уровень встреч и визитов. Если с американской стороны активность проявляют второстепенные чиновники, то российско-туркменские переговоры проходят на самом высоком уровне.

Первым в теме отметился премьер-министр РФ М. Фрадков, который в феврале 2007 г. летал в Ашхабад на инаугурацию Г. Бердымухаммедова. В состав делегации входил председатель правления ОАО "Газпром" А. Миллер, то есть газ был одной из основных тем в ходе встреч с новыми руководителями Туркменистана. Это и не скрывалось: газовая тема являлась "одной из центральных",- сообщил М. Фрадков.

В начале апреля 2007 г. для закрепления договоренностей в газовых вопросах Ашхабад посетил глава российского МИД С. Лавров. Он еще раз подтвердил, что Г.Бердымухаммедов готов следовать подписанным ранее соглашениям, в соответствии с которыми до 2028 г главным импортером туркменского газа является Россия.

Таким образом, предложения российского президента о расширении действующего газопровода Средняя Азия - Центр и Прикаспий¬ского газопровода мощностью 30 млрд. куб. метров в год, который должен пройти по восточному берегу Каспия, были подготовленными и встречены туркменской стороной позитивно.

Крайне важно, что появились основания рассчитывать на выполнение Туркменистаном имеющихся контрактов на поставку газа Газпрому и расширение объемов поставок. Помимо подтвержденной Г. Бердымухаммедовым готовности Ашхабада следовать подписанным ранее соглашениям (смысл которых в том, что до 2028 г главным импортером туркменского газа является Россия) будут сохранены договоренности сентября 2006 г., по которым Россия является получателем всего экспортного объема туркменского газа в 2006-2010 гг. – по 50 млрд. куб. м ежегодно. В результате этой сделки закупочная цена на туркменский газ поднялась с $44 за тысячу куб. м в начале прошлого года до $100.

Однако ценовая проблема остается. Туркмению вполне закономерно не устраивает тот факт, что Газпром продает ее газ Украине по $100 за тысячу куб. м, а российский направляет в Европу почти по $300. Если не сейчас, то в дальнейшем Ашхабад, безусловно, будет ставить вопрос об установлении "справедливой цены" на свой газ. Уже в дни визита туркменского президента в Москву издание РБК daily привело мнение источника, близкого к переговорам по газу: "Ашхабад считает, что транзитная зависимость от России лишает его прибыли. По сути, они ставят нам ультиматум: либо мы покупаем их газ по ценам, близким к европейским, либо помогаем продавать его в Европу. В противном случае они строят альтернативные пути транспортировки". Появилась даже версия о том, что переговоры рано или поздно закончатся созданием СП вроде "РосУкрЭнерго", но уже по поставкам туркменского газа в Европу, и его цена будет существенно выше сегодняшней.

Понятна и уклончивость туркменского президента по поводу проблемы "транскаспийского коридора". Г. Бердымухаммедов заявил, что упомянутый В. Путиным вариант трубы вокруг Каспия (по территории Казахстана и РФ) его заинтересовал. Однако, по его словам, проекту еще придется пройти проверку туркменских экспертов. Таким образом, не подвергая сомнению прежние договоренности, президент Туркмении сознательно уклонился от окончательного ответа на важнейший для России вопрос о путях транспортировки туркменского газа в будущем.

В российских СМИ высказываются надежды, что в ходе намеченного на май ответного визита президента В. Путина в Ашхабад в эпопее с Транскаспийским энергетическим коридором будет, наконец, поставлена точка. Однако не все так просто. За день до визита Г. Берды¬мухаммедова в Москву, находясь в США, министр иностранных дел Туркменистана Р. Мередов заявил, что Туркмения не против транспортировки своего газа в Азербайджан, откуда должен стартовать в Европу газопровод Nabucco в обход России. Поэтому туркменские власти выслушивают предложения, никому ничего не гарантируя. Это типичная для наших среднеазиатских соседей "многовекторная" политика в ее в туркменском исполнении.

Не будем забывать, что в спорах с Россией о цене газа возможность сооружения газопроводов, альтернативных российским, и самостоятельный выход на европейский газовый рынок являются главным козырем Ашхабада. Другой козырь – выход на рынок Китая.

До сих пор эти перспективы ввиду отсутствия действующих нероссийских транспортных коридоров выглядят гипотетическими. У Москвы есть (пока) такой стратегический ресурс, как время – время для выработки ясной, продуманной политики в отношении не только Туркменистана, но и других стран Центральной Азии. Напомним, что Туркмения ставит вопрос о повышении цены на газ не первой. Всерьез такую возможность рассматривает другой продавец газа Газпрому - Казахстан (до $160 за тысячу куб. м). Поэтому выдвижение Москвой новых трубопроводных инициатив более чем своевременно. Осталось довести дело до конца – до практического результата.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ