Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
09.05.2007. Gazeta.kz
Акрам Асроров
4 мая произошло событие, которое, на первый взгляд, кажется рядовым.
Казахстанский министр энергетики и минеральных ресурсов Бахтыкожа Измухамбетов заявил, что "в ближайшее время мы ожидаем встречу Нурсултана Абишевича с президентами Туркменистана и Российской Федерации.
И при этой встрече будут обсуждены более подробно главные вопросы нашего предстоящего сотрудничества".
Как передал "Интерфакс-Казахстан" со ссылкой на информированный источник в казахстанских дипломатических кругах, саммит назначен на вторую декаду мая в Ашхабаде, а с инициативой проведения трехстороннего саммита выступила туркменская сторона.
Через день после данного сообщения, в СМИ появилось еще одно известие, которое подтверждает не только возможность вышеупомянутого саммита, но и то значение, которое стороны ему придают.
Официальный представитель МИД РК Ержан Ашикбаев на пресс-брифинге в Астане еще раз подтвердил, что российский президент Владимир Путин посетит с официальным визитом Казахстан 10 мая.
Мозаика, как говорится, сложилась, и цвета подошли друг к другу. Путин и Назарбаев после того, как обсудят вопросы казахстанско-российского сотрудничества, намерены посетить Ашхабад с тем, чтобы продолжить сами в трехстороннем формате.
Что собираются обсуждать президенты
Вопрос, как обычно, упирается в энергетические вопросы.
Россия выступает в роли страны, обеспечивающей большую часть экспорта на внешние рынки казахстанской нефти и туркменского газа. Однако владелец единственной на сегодня газотранспортной системы "Средняя Азия-Центр", российский газовый монополист "Газпром" уже сталкивается с проблемой расширения мощности трубы. Через территорию России транзитом идет порядка 51 миллиона тонн казахстанской нефти, большая часть экспорта. Сейчас возникли трудности с трубопроводом Атырау-Самара, до сих пор не нашла решения проблема с расширением КТК, имеющим для Казахстана принципиальное значение.
Казахстан в своей стратегии поставок энергоресурсов на мировой рынок придерживается политики диверсификации экспорта по направлениям, выгодным для страны. Чем дольше Россия тянет с вопросом расширения КТК, тем настойчивее Астана лоббирует вопрос строительства Транскаспийского трубопровода.
Сейчас сложилась ситуация, когда, имея трубу Атасу-Алашанькоу, и выход, через Баку на другие маршруты альтернативного экспорта, Казахстан все активнее проводит самостоятельную политику диверсификации поставок нефти. Это не может не вызывать озабоченность в Москве, теряющей контроль над большой трубой из Каспийского региона.
Туркменистан пока не имеет такого выбора маршрутов поставок природного газа, какой имеет Казахстан. Однако свято место пусто не бывает. При ограниченной пропускной способности САЦ, по которой невозможно наращивать объемы экспорта до бесконечности, возникает тот же Китай со своими проектами переориентации части экспорта в Поднебесную.
Китайские аппетиты
Китайская государственная нефтегазовая корпорация CNPC планирует начать в августе-сентябре 2008 года строительство китайской части газопровода, по которому туркменский газ будет поставляться в Гуанчжоу (юг КНР), заявил в начале апреля глава НИИ трубопроводного транспорта при CNPC Сюэ Чжэнькуй на нефтяном форум в Пекине.
Планируемая протяженность нового газопровода - 6,5 тысяч километров, что более чем вдвое превышает протяженность действующего магистрального газопровода "Запад-Восток".
Ожидается, что инвестиции в этот проект составят 10,35 миллиарда долларов. "Иностранные инвестиции в строительство данного газопровода не потребуются, так как центральное правительство КНР предоставит для него достаточные средства", - подчеркнул Сюэ Чжэнькуй.
Руководитель НИИ также отметил, что Китай будет получать по данному газопроводу углеводородное сырье из стран Средней Азии, а собственные нефтегазовые ресурсы в СУАР "оставит в наследство будущим поколениям".
В апреле 2006 года Туркменистан и Китай заключили соглашение, в соответствии с которым Китай будет покупать у Ашхабада ежегодно 30 миллиардов кубометров газа.
В соответствии с соглашением, CNPC должна провести разведку и наладить добычу газа на туркменской территории на правом берегу Амударьи, к концу 2008 года построить газопровод на китайскую территорию и с 2009 года начать получать газ.
В начале мая казахстанский министр энергетики и минеральных ресурсов Измухамбетов заявил, что Казахстан заинтересован в прокладке газопровода из Туркменистана в Китай через свою территорию. Это было объявлено во время визита казахстанского премьера Карима Масимова в Туркменистан 2 мая. Причем, одним из вариантов маршрута предусматривает прокладку трубы через территорию Узбекистана, юг Казахстана на Китай.
В принципе, Россия была бы не против, если за основу газопровода взяли уже имеющуюся ветку трубопровода Бухара-Урал, подконтрольную российскому "Газпрому". Однако, судя по апрельским 2006 года китайско-туркменским договоренностям, предполагается на территории Узбекистана и Казахстана построить новый газопровод и обойтись без включения в систему транспортировки ветки Бухара-Урал. Этот вопрос, по всей видимости, очень волнует Россию, не желающую потерять часть экспортного газового потока, который обеспечивает "Газпром" необходимыми объемами газа для экспорта в Европу.
Есть ли козыри у Москвы?
Инициатором трехстороннего саммита выступает Турменистан, в частности, президент Гурбангулы Бердымухаммедов. Ашхабаду есть что сказать Москве. Во-первых, определиться, на какие объемы прироста туркменского газового экспорта может рассчитывать Ашхабад. Проблема максимального расширения трубы САЦ волнует Туркменистан, ибо там должны точно знать, из каких источников будут исполняться обязательства Ашхабада перед Китаем. Во-вторых, Туркменистан хочет дать ясно понять, что за спиной Москвы Ашхабад и Астана не затевают никаких игр, способных снизить уровень влияния России в вопросе поставок энергоресурсов.
Постараемся рассуждать логически. Итак, заинтересованность в разведке, добыче и освоении углеводородных месторождений в Туркменистане публично выразили Казахстан через госкомпанию "КазМунайГаз" и американская "Шеврон" через вице-президента компании Гая Холлингстоуна. Причем, обе стороны еще не определились с точками приложения своих инвестиционных ресурсов, но добились принципиального согласия Ашхабада по сотрудничеству в ТЭК.
На другой стороне весов долгосрочный контракт "Газпрома" на поставки природного газа по САЦ, и неясные перспективы сотрудничества России с Туркменистаном в сфере разведки и освоения туркменских месторождений. Заметно, что по темпам сотрудничества Россия заметно отстает и от Астаны, и от "Шеврона".
Российский президент вполне может предположить, что в формате тесного сотрудничества между Казахстаном, Туркменистаном и американским "Шевроном" место российскому "Газпрому" не зарезервировано.
Вполне может статься, что Ашхабад хочет разложить за столом переговоров все имеющиеся в его распоряжении карты.
Первое, возможности альтернативной транспортировки природного газа в Китай и место России в этой уже сформировавшейся схеме. Второе, призвать Россию активнее инвестировать деньги в ТЭК Туркменистана с перспективой иметь соответствующую вкладу долю в будущих проектах. Третье, Россия должна четко определиться по вопросу Транскаспийского газопровода, в котором Туркменистан однозначно будет участвовать.
Какие козыри имеются в рукаве Владимира Владимировича перед началом трехсторонней встречи президентов Туркменистана, Казахстана и России, неизвестно.
Но одно можно сказать с уверенностью: для России настало время четко определиться со своей политикой экспорта энергоносителей из центрально-азиатского региона.
Как это произойдет в реальности, мы скоро увидим…
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |