Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
02.05.2007. Еurasianet.org
Камбиз Арман
Похоже, что власть президента Таджикистана Эмомали Рахмона над страной сейчас сильна как никогда. Но это отнюдь не означает, что его соперники, ныне проживающие в изгнании, оставили мечты о смене режима и проведении в жизнь политических реформ.
В последние недели Рахмон, одержавший победу на президентских выборах в ноябре прошлого года и избранный на третий президентский срок, предпринял некоторые шаги по преобразованию страны и собственного имиджа, заставив некоторых обозревателей высказать опасение, что он готовит почву для установления культа личности. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Во-первых, президент объявил, что принял новое, соответствующее исламским традициям имя, отбросив славянское окончание фамилии "ов". Затем он ввел новые правила поведения для школьников, запретив, среди прочего, ношение миниюбок и головных платков. Он также потребовал, чтобы таджики проявляли больше аскетизма в повседневной жизни.
В своем обращении к нации 30 апреля он упрекал чиновников и население за то, что они не выполняют его указания о запрете проведения "экстравагантных мероприятий".
"Если мы не сделаем этого [не откажемся от всего показного и нарочитого], я издам другой, более жесткий указ", - предупредил Рахмон. Он также добавил, что как законно избранный лидер своей страны, он "имеет право вносить указы на благо прогресса, процветания и престижа государства".
Недавние шаги определенно явились результатом взглядов, нашедших свое отражение в книгах, принадлежащих перу Рахмона. Эти тома, последний из которых вышел из печати в конце 2006 года, содержат романтизированное представление об истории и будущем Таджикистана. В своей рецензии на последнюю из книг – под названием "Таджики в зеркале истории" – национальное информационное агентство Таджикистана "Ховар" отметило: "В этой книге Эмомали Рахмон дает точные и научно обоснованные ответы на вопросы о происхождении арийской цивилизации, таджикской нации и ее месте в мировой истории".
Президентский сайт назвал книгу "духовным подарком главы государства народу Таджикистана". Также надо отметить, что исторические творения президента сегодня используются в таджикских школах в качестве учебников. Тематика и стиль рахмоновских книг навевают сравнения с "Рухнамой" – духовным руководством покойного туркменского деспота Сапармурата Ниязова.
Десять лет тому назад контроль Рахмона над правительством был далеко не таким масштабным. По условиям договора, положившего конец продолжавшейся пять лет гражданской войне в 1997 году, Рахмону пришлось делить власть со своими главными врагами, лидерами Партии исламского возрождения Таджикистана. Однако, с тех пор президент постепенно расширял сферу своего влияния и сумел переиграть своих соперников. [Для получения дополнительной информации см. архив рубрики "Взгляд на Евразию"]. Дело дошло до того, что сегодня ни один политик и ни одна политическая партия не могут бросить серьезного вызова его власти.
Несмотря на представляющуюся на сегодня непобедимость президента в политике, его живущие за пределами Таджикистана оппоненты не оставили надежд на изменения в этой центральноазиатской стране. Эти надежды побудили некоторых из них основать новое политическое движение под названием "Ватандор" (Патриот) под идеалистическим лозунгом: "Новый путь, новая власть, новые идеи, новая жизнь".
"Мы хотим, чтобы Эмомали Рахмон добровольно оставил свой пост и получил пожизненные привилегии экс-президента, - сказал в интервью EurasiaNet лидер движения "Ватандор" Дододжон Атовуллоев. - Мы намерены сформировать правительство национального примирения и провести подлинно демократические выборы с участием множества кандидатов".
Диссидент и журналист Дододжон Атовуллоев, проживающий за границей с 1992 года, убежден, что новое движение готовы поддержать сотни тысяч таджиков – учитывая тот факт, что бедность в стране по-прежнему остается массовым явлением, а правительство Рахмона так пока и не доказало свою способность обеспечить экономический рост.
Как утверждает Атовуллоев, членами "Ватандора" являются несколько экс-премьеров, региональные и религиозные лидеры, представители различных партий и, что самое важное, ряд членов правительства, тесно связанные с Рахмоном. Но "краеугольный камень движения составляют более миллиона таджикских гастарбайтеров, работающих за пределами страны", - говорит он. Деньги, которые они переводят своим родственникам на родине, играют большую роль в таджикской экономике.
Атовуллоев утверждает, что таджики устали быть гастарбайтерами. Ему есть что сообщить предполагаемым легионам недовольных граждан Туркменистана, жаждущим другой жизни, и эта мысль проста: уход Рахмона с поста решил бы множество проблем.
Для некоторых оппозиционных политиков, еще оставшихся в Таджикистане, такой рецепт решения проблем представляется слишком упрощенным. По мнению Мухиддина Кабири, лидера Партии исламского возрождения, жизнь в изгнании мешает руководству "Ватандора" точно определить настроения в обществе. Среди населения царит апатия к политике, оно давно питает отвращение к каким бы то ни было конфликтам. "После гражданской войны стало невозможным собрать таджиков на антиправительственный митинг", - объясняет Кабири. Маловероятно, что сторонняя партия, подобная "Ватандору", способна оказать ощутимое воздействие на политический процесс в стране, утверждает он.
Зампредседателя Социал-демократической партии Таджикистана Шокирджон Хакимов, напротив, высказал мысль, что "Ватандор" может добиться определенных политических результатов, поскольку движение не отягощено ограничениями, с которыми приходится иметь дело оппозиционным партиям внутри страны. Отсутствие таких ограничений может обеспечить "Ватандору" относительную свободу действий в процессе привлечения к себе сторонников. Некоторые наблюдатели также полагают, что если движение сумеет завоевать умы и сердца рабочих мигрантов, оно на самом деле может стать силой, с которой Рахмон не сможет не считаться.
Реакция Душанбе на появление движения "Ватандор" дает основания полагать, что администрация Рахмона не так-то легко отнеслось к этому событию. В официальном заявлении, распространенном через посольство Таджикистана в Москве, Атовуллоева заклеймили как "провокатора и предателя". Его также назвали пособником террористов и человеком, одержимым маниакальной манией величия, а "Ватандор" – плодом воображения Атовуллоева.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |