Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.05.07. Экономическая газета
Валентина Вешторт
Отечественная экономика в первом квартале сохранила положительную динамику производственной и инвестиционной деятельности. Негативные тенденции, вызванные ростом цен на энергоносители, правительство обещает переломить.
Темпы экономического роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года замедлились, в результате чего оказались невыполненными 5 параметров прогноза социально-экономического развития из числа важнейших. Ухудшились финансовые результаты деятельности реального сектора, и это, по оценке правительства, первая негативная тенденция. На 1,4 процентных пункта по сравнению с уровнем прошлого года (до 11,9%) снизилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) по экономике в целом, на 7,6% — темпы роста промышленного производства и на 3,9% — рентабельность в промышленности. В отчетном периоде себестоимость выросла на 19,8%. В то время как прирост цен промышленных производителей лишь на 4,9%.
Второй негативной тенденцией правительство называет ухудшение ситуации во внешнеэкономической деятельности. Выражается это в превышении темпов роста импорта (123,7%) над экспортом (103,5%) и, как следствие — формировании отрицательного сальдо (465,6 млн. USD). Главные слагаемые этой проблемы — двукратный рост оплаты поставляемого в республику газа и снижение объемов экспорта нефтепродуктов, вызванное изменениями условий поставок углеводородного сырья в страну. По итогам трех месяцев переработано нефти 92,45% к уровню прошлого года. Это, кстати, повлияло и на показатели промышленного сектора. Поскольку доля нефтеперерабатывающей отрасли достигает 20%, потери в темпах промышленного производства за счет отставания нефтепереработки, по оценке правительственных экспертов, могут составлять 1,5-1,6 процентных пункта. Объем прибыли по концерну «Белнефтехим» снизился на 31,4%.
Превышение темпов роста импорта над экспортом правительственные эксперты также объясняют увеличением объемов инвестиционных товаров (за январь — февраль в 2,1 раза) и промежуточных. Правда, растет и потребительский импорт (+28,4%). По информации экспертов, на этот показатель существенно повлияло увеличение стоимостных объемов импорта легковых автомобилей (+66,2%). В прошлом году доля легковых автомобилей в общем объеме потребительского импорта находилась на уровне 17%, а в этом достигла 23%. Если же рассматривать рынок в целом, то, как свидетельствуют данные статистики, 76,2% товаров, проданных в белорусских магазинах, были отечественными. По продовольственной группе и того больше — 84,8%. В этой ситуации дальнейшее сокращение потребительского импорта едва ли будет комфортным для покупателя…
К сожалению, главный рычаг при решении этих проблем — административный. Правительство считает, что установление ограничивающих показателей по импорту (особенно для негосударственных компаний), повышенных заданий по экспорту можно рассматривать как меру «для устранения негативной тенденции во внешней торговле».
Третья, отмеченная правительством негативная тенденция, — снижение темпов роста производства потребительских, в том числе продовольственных товаров. Причину этого явления правительственные эксперты видят в том, что Россия отказалась от нашего сахара и конфет. По их информации, на складах находится половина годовой потребности республики в сахаре (объем складских запасов на 1 апреля в 10 раз превышал среднемесячный объем производства). При этом в Россию в первом квартале удалось продать лишь 12,8% прошлогоднего объема. Задания, мониторинг со стороны госорганов, создание собственных товаропроводящих сетей (по конфетам) — основные инструменты решения проблемы, предлагаемые правительством.
Пока не в полной мере проявилось «отрицательное влияние» на отечественную экономику необходимости выполнять Соглашение между российским и белорусским правительствами о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества. Однако, судя по тому, что правительство говорит о «минимизации отрицательного влияния», оно ожидаемо. Пример тому пивная отрасль, где условия, прописанные в Соглашении, уже выполнены. Правительственные эксперты говорят о том, что снятие ограничений для импортного пива вынудило всерьез рассматривать вариант продажи государственных пакетов акций пивоваренных компаний известным мировым производителям. По их мнению, таким образом лучше всего решать проблему конкурентоспособности белорусского пива.
Существует угроза и для перерабатывающей промышленности: масложировой, мясной и молочной. Как избежать «отрицательного влияния» на эти отрасли решает специально созданная рабочая группа под руководством замминистра экономики Владимира Адашкевича.
Беспокойство правительства вызывает также необходимость отмены субсидирования отечественных производителей, прописанная в Соглашении. Это означает, что придется полностью пересмотреть «сложившийся порядок оказания государственной поддержки.., заменив действующий заявительный принцип предоставления господдержки на применяемый в России категориальный». В таком случае, уточняют правительственные эксперты, надо будет не только отменять и изменять множество нормативных актов, но и изменить сам механизм предоставления господдержки. При этом они уточняют, что «в целом» господдержка сыграла положительную роль в экономике предприятий. В большинстве случаев все запланированное было выполнено.
Однако может и не стоит «убиваться» из-за ее отмены. Ведь зачастую средства эти расходовались неэффективно. Вместо того, чтобы лишить господдержки не справившееся предприятие, ему корректируют итоговые показатели, оказывают дополнительную поддержку, вынуждены признать правительственные эксперты. По их мнению, предлагаемое Соглашением выделение денежных средств по направлениям «позволит повысить прозрачность механизма государственной поддержки и эффективность вкладываемых средств за счет концентрации их по действительно перспективным направлениям (инновации, новые и высокие технологии и т. п.), а не «распылять» ежегодно на фактически один и тот же перечень предприятий». Но если последним придется несладко, то экономика в целом может только выиграть. По мнению экспертов, появится возможность снизить налоговую нагрузку и упростить налоговую систему. Кстати, сумма предоставленных в I квартале отсрочек и рассрочек (по Указу № 27) составляет 408,3 млрд. Br, из них 61,5% — по налогам и сборам.
Напомним, что в конце прошлой недели правительство отчиталось перед Президентом по итогам социально-экономического развития в первом квартале. Наличие негативных тенденций в экономическом развитии стало причиной проведения вышеупомянутого заседания, поясняла пресс-служба Президента. Глава государства потребовал от правительства ситуацию исправить. В экономике не должно быть места отдельным негативным тенденциям, способным снизить темпы экономического роста, распорядился А.Лукашенко. При этом он не поддержал идею корректировки и даже смены экономического курса, высказываемую некоторыми членами правительства.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |