Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Объединенные демократы указали белорусской экономике путь в коммунизм

29.05.07, БДГ

Елена Новожилова

Экономическая платформа объединенной демократической коалиции расценивает сегодняшнюю экономическую ситуацию как преддверие системного кризиса.

Как уже сообщали «Белорусские новости», делегаты Конгресса демократических сил, прошедшего в минувшие выходные в Минске, одобрили Экономическую платформу объединенной демкоалиции на переходный период (до трех лет). Документ насыщен спасительными рецептами и многообещающиими декларациями. Впрочем, как утверждают разработчики платформы, "пустых заявлений нет — все просчитано".

Сегодняшнюю экономическую ситуацию демократы рассматривают как преддверие системного кризиса. "Перед нами угроза ослабления национальной валюты, потери денежных сбережений и стремительного роста безработицы", — предрекают они.

Все оттого, поясняет экс-глава Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич, что многомиллиардные российские субсидии в форме льготных цен на энергоносители и исключительно благоприятная в последние годы ценовая ситуация на экспортируемые нефтепродукты, калийные соли, черные металлы и ряд других товаров плюс привилегированные условия их поставки на российский рынок создали иллюзию процветания.

На самом деле, говорит финансист, белорусская экономика, регулируемая командно-административными методами, оставалась чрезвычайно неэффективной, архизатратной, энергоемкой.

Несмотря на льготные цены на газ и нефть, доля предприятий промышленности, работающих на грани банкротства, составляет почти 60%. Только за минувший год совокупный внешний долг увеличился на 1,7 млрд. долларов, составив почти 7 млрд. долларов. Внутренний долг экономики белорусским банкам вырос более чем на 57%, составив 21 трлн. рублей или 9,7 млрд. долларов.

Главным внутренним источником экономического роста в истекшие годы, по словам С.Богданкевича, стала денежно-кредитная экспансия и квазибюджетная деятельность правительства, направленная на широкое перераспределение ресурсов. Через высокие налоги и прямые поборы с предприятий государство концентрирует в бюджете до половины ВВП, что дает ему возможность с помощью субсидий и преференций поддерживать на плаву депрессивные отрасли и производства.

Прирост экономики на 6-11% обеспечивался ежегодным приростом задолженности субъектов хозяйствования перед банками до 60%.

Солидарные с бывшим руководителем Нацбанка эксперты Партии коммунистов Белорусской (ПКБ) указывают на то, что массовое пользование субсидиями и преференциями долгое время ставило белорусских производителей в искусственно более выгодные условия на российском рынке. В свою очередь, российским предприятиям создавались многочисленные препоны в реализации их товаров и услуг в Беларуси.

Однако подписанное в марте двустороннее соглашение о развитии торгово-экономических отношений должно уже в этом году обеспечить свободный доступ российских товаров на белорусскую таможенную территорию. С октября этот документ ограничивает применение субсидий.

Эксперты считают, что от выполнения соглашения белорусской экономике предстоит пережить не меньший стресс, чем от повышения цен на энергоресурсы.

Вместе с тем, отмечает С.Богданкевич, несмотря на тот факт, что в реальности в первом квартале 2007-го цены на российскую нефть оказались на уровне предыдущего года, цены на газ временно увеличены только до 55 долларов, а все другие российские требования будут выполняться лишь в последующем, широкой общественности заявлено, что белорусская экономическая модель достойно преодолела повышение цен на энергоносители и ужесточение торгово-экономических отношений с Россией. То есть преодолела то, что еще не наступило. При этом замалчивается тот факт, что на нынешний год Россия сохранила дотации по газу в сумме около 3 млрд. долларов и по нефти — более 2 млрд. долларов, что перевод Беларуси на мировые цены на энергоносители будет осуществляться постепенно — вплоть до 2011 года.

При этом "Газпром" до 2010 года выплатит 2,5 млрд. долларов за половину "Белтрансгаза", что смягчит ценовой удар. Кроме того, повышена стоимость транзита газа через Беларусь.

Минск обязался взимать пошлины на нефтепродукты по ставкам и в порядке, установленном в России, напоминают эксперты ПКБ, но все доходы при этом перечисляются в белорусский бюджет. Причем за тонну импортируемой нефти Беларусь платит сейчас примерно на 100 долларов меньше ее реальной стоимости.

Но даже такие льготы не спасают. В сравнении с январем-мартом минувшего года произошло более чем двукратное снижение темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства. С начала года почти на треть увеличились запасы нераспроданных товаров. Более чем в 3,5 раза замедлился рост экспорта. Отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 547,5 млн. долларов. В результате Беларусь остро ощущает недостаток валюты. Усилилось давление на курс белорусского рубля. Возникла угроза роста инфляции, подчеркивают эксперты ПКБ.

По их заключению, "реализация даже мягкого, компромиссного варианта перевода союзнических отношений Беларуси и России на рыночную основу убедительно доказывает, что никакого "белорусского экономического чуда" не существует".

Стоило, например, белорусским мясокомбинатам лишиться дешевой польской свинины в качестве сырья, как тут же у предприятий свободных экономических зон исчез всякий смысл экспорта мясопродуктов. На дорогом белорусском сырье он способен принести только убытки. Затоварились нереализованной продукцией плодоовощеконсервные предприятия. В кризисе пребывают традиционные для Беларуси производство и переработка картофеля, льна. А ведь в агропромышленный комплекс в последнее время только государство ежегодно вкладывало по два и более миллиардов долларов. К предприятиям разных форм собственности и даже к Национальному банку присоединены разорившиеся сельхозорганизации. Огромные деньги закапываются в строительство полупустующих агрогородков.

Что же предлагают демократы?

Основной тезис Экономической платформы объединенной демократической коалиции — постепенное сокращение участия государства в экономике, отказ от практики госмонополизма, развитие конкурентной рыночной среды.

Что же касается конкретики, то, ратуя двумя руками за приватизацию, разработчики программы в то же время "запретили ускоренную распродажу государственной собственности в любых формах".

Как пояснил один из авторов платформы, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, "мы против продажи без конкурса, как, например, была продана "Славнефть".

Административная, не вызываемая экономическими причинами, приватизация не нужна.

По мнению Станислава Богданкевича, в условиях, когда в стране отсутствует в необходимых размерах национальный инвестиционный капитал, при ускоренной приватизации флагманы белорусской экономики незамедлительно перейдут в руки иностранного капитала, что "не в наших национальных интересах".

Суть реформирования государственной собственности, полагает он, должна состоять в том, что все госпредприятия подлежат незамедлительному акционированию и переводу на общие условия работы.

При этом, убеждены демократы, государство должно рыночными методами обеспечить сохранение, технологическое и техническое перевооружение флагманов белорусской экономики, прежде всего градообразующих и других крупных предприятий.

Для решения проблемы низкой эффективности экономики демсилы предлагают, в частности, отменить институт "золотой акции", декларирование цен и снять контроль над уровнем рентабельности.

Необходимо, считает экс-руководитель Нацбанка, принять закон о выделении части прибыли госпредприятий их руководству, другим работникам с правом передачи предприятия в аренду с последующим выкупом с учетом стоимости соответствующих акций на фондовом рынке. Тем самым обеспечивалось бы увеличение на рынке национального капитала, уже в силу этого более ответственного перед обществом.

Что касается фондового рынка, то для его развития демократы настаивают на снятии ограничения на свободный оборот акций и других ценных бумаг, а также снижении ставки налога на доходы от операций с корпоративными ценными бумагами с 40% до уровня налога на прибыль.

Как заметил С.Богданкевич, в Беларуси фондовый рынок находится в зачаточном состоянии. Одно из его слабых мест — низкая ликвидность. Следовало бы провести общенациональную кампанию по направлению свободных денежных средств населения преимущественно в ценные бумаги — акции и векселя предприятий, а не в банковские вклады.

Для выхода на новые внешние рынки сбыта и сокращения внешнеторгового дефицита Беларуси, убеждены демократы, необходимо получить статус страны с рыночной экономикой, вступить в ВТО, создать полноценную зону свободной торговли без изъятий и ограничений с Россией, Украиной, Молдовой и Казахстаном. Хорошо бы, считают они, также вступить в Европейскую зону свободной торговли (EFTA), заключить с ЕС договор об участии в программе "Новые соседи", адаптировать стандарты и нормы ЕС в области финансовых рынков, сертификации товаров, торгового законодательства и бухучета.

Была бы их воля, рост зарплаты, пенсий и пособий, авторы платформы обеспечивали бы посредством поощрения занятости и предпринимательской деятельности, реструктуризации предприятий.

Кроме того, утверждают они, для населения нужно установить "реальные социальные стандарты": пенсии — на уровне 50 и более процентов средней зарплаты, расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг — до 15 – 20% дохода семьи, пособия по безработице — выше прожиточного минимума.

Незамедлительно необходимо восстановить льготы и привилегии участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Более того, в принятой программе демократы выступили за адресную помощь из бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере до 30 долларов в случае, если эти платежи превышают 20% расходов семьи. Предоставили бы денежные компенсации инвалидам, многодетным семьям в размере до 30 долларов в месяц на лекарства.

Ветераны войны стали бы получать все лекарства и медицинские услуги за счет государства.

Отвечая на вопрос "Белорусских новостей", какова степень популизма в этих заявлениях, Ярослав Романчук заявил, что "все подтверждено расчетами".

"Беларуси нужна честная система помощи нуждающимся. А это значит, что помощь должна быть в денежной форме", — развил он свое заявление, добавив, что предлагаемый в платформе алгоритм выплат избавит белорусов от "культуры иждивенчества".

ПКБ, со своей стороны, напоминает, что за январь-март средняя начисленная зарплата снизилась в Беларуси с 312 до 307 долларов. Для сравнения, средняя зарплата в России составила в марте 484 доллара — в 1,6 раза больше.

В Беларуси происходит хроническое обесценивание рабочей силы. Если в 1997 году удельный вес оплаты труда в ВВП составлял 44,8%, то в 2000 году — 33,4%, а в 2006-м — всего 31%.

Увлекшись престижными стройками, власть практически перестала возводить объекты здравоохранения, обращают внимание на проблему эксперты ПКБ. Даже в таком крупном городе, как Орша, нет родильного дома.

Вопреки Конституции, обострились проблемы доступности и эффективности медицинского обслуживания. Жители небольших деревень его фактически не получают. Да и в городах более-менее качественное лечение можно получить в основном за плату в разных ее формах. Обучение в государственных учебных заведениях все шире становится платным, что снижает его доступность. Жилищный вопрос демократы предлагают решить ограничением цены за 1 кв. метр социального жилья уровнем среднемесячной заработной платы в стране.

Вот такие, не лишенные вопросов ответы предложили белорусские демсилы на сегодняшние экономические вызовы, призвав руководство страны отказаться от архаичных административно-командных методов и традиционной тактики "закручивания гаек".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ