Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Российская стратегия по установлению энергетического господства в Центральной Азии терпит неудачи.

15.05.2007. Eurasianet

В последнее время власти Узбекистана и Таджикистана предприняли ряд шагов, призванных ослабить энергетические позиции России в этих странах.

Узбекистан неожиданно заявил о своем намерении построить 530-километровый участок газопровода в Китай, подписав в конце апреля соответствующий договор. Пропускная способность этого трубопровода – 30 млрд. кубометров в год, что составляет приблизительно половину от добываемого газа в этой центральноазиатской республике. Если планы подобного строительства осуществятся, то Узбекистан еще больше обострит энергетическое соперничество между Россией и Китаем, и, предположительно, обеспечит себе более высокие доходы вкупе с большей свободой политического маневра. Узбекистан занимает 13-е место по добыче природного газа в мире и третье – после России и Туркменистана – среди стран-производителей газа бывшего СССР. Главным партнером в новом трубопроводном проекте с китайской стороны является национальная нефтяная компания CNPC.

Заявление по поводу планируемого трубопровода было сделано 30 апреля. С китайской стороны его подписал Ма Кай, председатель госкомитета КНР по делам развития и реформ, а с узбекской – вице-премьер Рустам Азимов. В заявлении не уточнялись детали строительства, его стоимость, временные рамки и точный маршрут. У Узбекистана нет общей границы с Китаем, так что пока неясно, какая из трех возможных стран – Казахстан, Кыргызстан или даже Таджикистан – будет выбрана в качестве транзитного коридора.

Самым вероятным кандидатом на эту роль, похоже, является Казахстан, где уже имеется трубопроводная ветка, ведущая к китайскому магистральному трубопроводу "Запад-Восток", по которой нефть через провинцию Синьцзян поступает в восточные районы Китая. Астана явно тоже горит желанием выступить в роли шлюза для экспорта центральноазиатских энергоресурсов в Китай. К примеру, 2 мая казахстанский премьер Карим Масимов подтвердил, что тема новой трубопроводной ветки была одним из вопросов, обсуждавшихся во время его переговоров с туркменским лидером Гурбангулы Бердымухаммедовым в Ашгабате. Согласно договору, заключенному между Китаем и Туркменистаном, Ашгабат должен начать экспортные поставки газа в Китай к 2009 году. Если все пойдет по плану, узбекско-китайский трубопровод серьезно подорвет возможности России по манипулированию рынком центральноазиатского газа. В месяцы, последовавшие за андижанскими событиями 2005 года, узбекские власти предприняли ряд быстрых шагов по укреплению своих экономических и политических связей с Россией. Но в последнее время Ташкент, похоже, разочаровался в идее особых отношений с Москвой. Признаки произошедшего сдвига проявились в 2006 году, когда власти в Ташкенте пригрозили отозвать лицензию на разведку полезных ископаемых, выданную "Газпрому". Ташкент обвинил тогда газовый концерн в невыполнении им своих инвестиционных обязательств. Чиновники "Газпрома" отвечали, что задерживают выполнение своих обязательств по вине узбекских властей, которые не выдают необходимых разрешений. Судя по сообщениям, визит российского премьера Михаила Фрадкова в Ташкент в марте прошлого года не помог "Газпрому" разрешить эту проблему.

В 2006 году "Газпром" закупил у Узбекистана 9 млрд. газа и убедил узбекское правительство продать ему 13 млрд. кубометров газа в 2007 году. Многие годы компания безуспешно пытается уговорить Узбекистан увеличь ежегодные поставки газа до 17-18 млрд. кубометров, хотя в 2006 году "Газпром" согласился платить по 100 долларов за тысячу кубометров вместо прежних 60 долларов.

Китайские компании также сталкиваются с проблемами на энергетическом рынке Узбекистана. Как сообщалось, в начале апреля китайская государственная компания Sinopec вышла из совместного нефтегазового предприятия с "Узбекнефтегазом", предположительно в связи с высокими налогами на нефтедобычу. После подписания соответствующего договора в 2003 году, работы по проекту забуксовали. В 2005 году Ташкент поднял налоги с 12.3 процентов на нефть и 18.5 на природный газ до 32 и 58 процентов соответственно. Хотя впоследствии налоги снизились и составили в 2007 году 20 и 30 процентов соответственно, они все равно считаются непомерно высокими.

Потенциальная преграда на пути реализации плана Ташкента по строительству трубопровода связана с возможностями газодобычи самого Узбекистана. На данный момент общий объем добываемого в Узбекистане газа составляет около 60 млрд. кубометров в год, и большая его часть поступает на внутренний рынок. В 2006 году Узбекистан добыл 62 млрд. кубометров, а экспортировал чуть больше 12 млрд. кубометров, включая 9 млрд. кубометров что закуплены "Газпромом". Остаток был направлен в соседние страны – Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

В настоящее время активные разведочные работы ведутся в акватории Аральского моря, но о новых крупных находках в последнее время не сообщалось. Согласно сообщению, распространенному ИА Press-Uz.info со ссылкой на указ президента, дочернее отделение CNCP предоставит компании "Узбекнефтегаз" буровое оборудование на сумму 209 млн. долларов. 177.6 млн. долларов из общего объема финансирования будет предоставлено "Эскимбанком" КНР в виде займа сроком на 15 лет. Доля "Узбекнефтегаза" в финансировании составит скромную цифру в 31.5 млн. долларов.

Напряженность в российско-таджикских отношениях вызвана проблемой электроэнергии. 26 апреля таджикские власти объявили о расторжении миллиардной сделки, по которой российский алюминиевый концерн, ОАО "РусАл", должен был построить Рогунскую ГЭС. "РусАл" также оказался замешан в спор с таджикскими властями по поводу модернизации крупного алюминиевого завода в г. Турсунзаде близ узбекской границы. Причиной неудовольствия таджикских властей стало подозрение, что политическое давление со стороны Узбекистана заставило "РусАл" свернуть планы по строительству Рогунской ГЭС и модернизации алюминиевого завода. Успешная реализация обоих проектов обеспечила бы Таджикистан дополнительными политическими рычагами в его отношениях с Узбекистаном. Узбекские власти говорят, что расширение таджикского завода нанесет большой вред окружающей среде Узбекистана.

Явно разочаровавшись в перспективах сотрудничества с Россией, в Душанбе, похоже, готовы обратиться за помощью к Ирану. Как сообщает сайт Ferghana.ru, вопрос о содействии Ирана в строительстве завода в Турсунзаде поднимался в ходе переговоров между таджикскими должностными лицами и министром обороны Ирана Мустафой Мухаммедом Наджаром, побывавшем в конце апреля с визитом в Таджикистане. Таджикские власти отметили, что к создаваемому для завершения проекта Рогунской станции международному консорциуму сможет присоединиться любая российская фирма, кроме "РусАла". Интерес к тому, чтобы достроить Рогунскую ГЭС, проявила еще одна государственная российская компания – РАО ЕЭС.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ