Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.05.2007. Республика (Казахстан)
Александр Бельский
Подписание соглашений о создании Прикаспийского газопровода укрепляет позицию России в энергетическом диалоге с ЕвропойЗавершившееся турне Владимира ПУТИНА по Центральной Азии в очередной раз доказало, что Москва продолжает делать ставку на топливно-энергетические ресурсы этого региона. Достигнутые же в ходе этой поездки договоренности фактически делают Россию стратегическим поставщиком газа и нефти Казахстана и Туркменистана.
Такой вывод позволяют сделать две «эпохальные», как их называют в Кремле, декларации по развитию газотранспортных мощностей в Центральной Азии, подписанные, с одной стороны, Россией, а с другой – «энергетическими» странами региона. Согласно этим документам, Россия, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан договорились, что к сентябрю подпишут договор о строительстве Прикаспийского газопровода по своей территории. Его строительство начнется во второй половине 2008 года, причем пропускная способность к 2010 году может составить 10 млрд. кубометров газа, а затем возрасти до 30 млрд. кубометров в год. Кроме того, стороны договорились расширить до 12 млрд. куб. м в год две старые ветки газопровода Средняя Азия – Центр.
В результате строительства нового газопровода и усовершенствования существующей инфраструктуры поставки газа на границу с Россией могут возрасти до 90 млрд. кубометров. Где именно пройдет новый трубопровод, стороны не разглашают, но, как обозначил Нурсултан НАЗАРБАЕВ, труба пройдет по прибрежным территориям Казахстана, Туркменистана, России, а потом соединится с трубопроводом Средняя Азия – Центр или с веткой Бухара – Урал. При этом каждая страна будет финансировать прокладку трубы по своей территории сама.
Геополитическая победа Кремля
Итоги визита российского президента в Туркменистан и Казахстан прокремлевские комментаторы уже назвали прорывными и историческими. Ведь Владимир Путин, по их словам, сумел добиться важной геополитической победы – Казахстан и Туркмения приняли российские условия транспортировки газа в Европу, отказавшись от строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспия в обход России. Напомним, что ранее Москва заявляла о том, что реализация этого проекта нанесет «прямой ущерб ее интересам», поэтому она будет бороться против него «всеми имеющимися способами».
И надо сказать, беспокоиться Кремлю действительно есть из-за чего – проект Транскаспийского газопровода, который соединит по дну восточный и западный берега Каспия, позволит ежегодно поставлять 30 млрд. кубометров туркменского, казахского и узбекского газа в уже действующую систему Баку – Тбилиси – Эрзурум (БТЭ). Через Турцию, где к системе планируется подключить газопроводы из Ирана и с Ближнего Востока, газ пойдет на Балканы, в Австрию и Венгрию. В итоге эта сеть под названием Nabucco грозит подорвать зависимость ЕС от России.
Хотя Кремль так и не смог предотвратить строительство нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) и газопровода БТЭ в обход территории России, тем не менее, благодаря ряду удачных контрвыпадов, резко уменьшил эффективность этих трубопроводов. Так, объявленное строительство Северо-Балтийского газопровода явно снижает зависимость России от восточноевропейских стран-транзитеров. В то же время недавно достигнутые договоренности о строительстве трансбалканского нефтепровода Бургас – Александруполис выбивают так необходимые для БТД и БТЭ дополнительные объемы нефти и газа.
В итоге, как пишет российская пресса со ссылкой на источники в президентской администрации, в Кремле «демонстративно потирают руки» и громогласно заявляют о том, что подписание соглашений о создании Прикаспийского газопровода очень серьезно укрепляет позицию России в энергетическом диалоге с Европой». Позиция российской стороны в энергодиалоге с ЕС приобретет дополнительные аргументы», – заявил «Интерфаксу» источник в Кремле, пояснив, что у Запада «пропадает аргумент, что Россия не покупает туркменский газ – теперь из Туркмении будут поставляться объемы сверх наших нужд». При этом представитель Кремля не предвидит «негативной реакции на Западе» на подписанные документы, так как полагает, что «в обозримом будущем Транскаспийского газопровода, скорее всего, не будет». «Нет технико-экономического обоснования, юридической основы, в каком направлении тянуть ветку», – отметил он. В то же время в отношении Прикаспийского газопровода он считает, что «фактически можно начать строить завтра», так как «есть инфраструктура, проведены землеотводы, проделаны другие необходимые работы для третьей ветки системы Средняя Азия – Центр».
Экономика уступок
Официально участники соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода всячески пытаются убедить общественность в том, что смысл договоренностей исключительно экономический. «Они означают увеличение поставок энергоресурсов на рынке Европы и мира», – говорит Владимир Путин. Расширение газопроводов – это «чисто прагматический, коммерческий проект», вторит ему президент Казахстана, подчеркивая, что «здесь нет никакой политики».
На первый взгляд, проект действительно выгоден всем его участникам. «Для Туркменистана и Казахстана ключевая тема – это пути экспорта своих углеводородных ресурсов: и газа, и нефти. И если говорить о газопроводах, альтернативой им были газопроводы на Китай, на Иран. Но они сейчас под вопросом, а риски проекта Транскаспийского газопровода, который предполагалось строить по дну Каспийского моря, велики – мы уже больше 10 лет не можем решить статус Каспийского моря, а там еще техногенные, экологические риски, политические риски», – говорит в этой связи один из российских экспертов.
Однако, судя по просочившимся подробностям переговоров Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, выгода сторон состоит из весьма сложных вычислений. Как сообщается в российской прессе, «формула компромисса России и Казахстана такова: в нефтяных вопросах уступает Россия, в газовых – Казахстан».
Речь идет о том, что России придется уступить в споре насчет «Транснефти» – оператора убыточного Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). «Транснефть» категорически против предлагаемого Казахстаном расширения КТК до 40 млн. тонн в год и требует увеличить тарифы на прокачку. Но без расширения КТК повиснет Бургас – Александруполис, да и казахская нефть может найти другие маршруты (Одесса – Броды).
В итоге Москва, судя по всему, пошла на уступки по этому вопросу, а, в свою очередь, Нурсултан Назарбаев заявил, что Казахстан готов транспортировать практически всю нефть на мировые рынки через территорию России, а также сотрудничать в сфере транзита газа и цены этого транзита. Таким образом, российские госмонополии будут вынуждены идти на уменьшение своей маржи в обмен на увеличение объемов поставок газа и нефти и контроль над прокачкой. То есть они вынуждены будут зарабатывать на объемах.
«Ради сохранения в руках «Газпрома» контроля над поставками как из России, так и из Центральной Азии, Кремль, очевидно, согласится платить больше – учитывая еще и то, что цены на газ все равно будут расти. Для России главное – не столько выгода от перепродажи туркменских, казахских и узбекских ресурсов, сколько сохранение в своих руках мощного инструмента политического влияния», – отмечает в этой связи один российский обозреватель.
Восток – дело тонкое
Однако выгоды России не всем кажутся безусловными. Ряд экспертов считает, что теперь Москва столкнется с серьезным внешнеполитическим противодействием со стороны США, которые уже обрушились с резкой критикой в адрес нового трубопровода.
Как заявил министр энергетики США Сэм БРОДМЭН, ничего хорошего для Европы от среднеазиатских соглашений не будет. «Европа должна диверсифицировать источники своего энергетического снабжения, иначе она станет еще более зависимой от России: Европа должна принять во внимание планы России и соответствующим образом уточнить свою реакцию на них», – заявил он, имея в виду необходимость создания новых путей экспорта энергоресурсов в обход России. В свою очередь заместитель официального представителя госдепартамента США Том КЕЙСИ заявил, что администрация Джорджа Буша настаивает на том, чтобы все соглашения в области источников и маршрутов поставок энергоносителей опирались на коммерческие принципы и были свободны от «политических соображений».
Кроме того, Россия на самом деле пока не решила проблем с транзитом совокупных объемов газа конечным потребителям. Большая часть поставок экспортируемого российского газа проходит через Украину, которой, безусловно, выгодно, если еще больший объем газа пойдет через ее территорию. Однако, как пишет «Газета», «в той системе координат, в которой решения принимаются в основном по политическим, а не экономическим соображениям, будущие действия Украины, стремящейся в НАТО и Евросоюз, остаются непредсказуемыми».
Наконец, ряд экспертов считают, что на самом деле Путину не удалось убедить партнеров полностью отказаться от проекта Транскаспийского трубопровода и в лучшем случае ему удалось просто отсрочить его реализацию. Например, как четко дал понять президент Туркменистана, проект все же будет рассматриваться Ашхабадом, потому что «во всем мире идет диверсификация маршрутов распределения газа».
При этом он отметил, что Туркменистан сможет обеспечить всех своих партнеров, с которыми он связан соответствующими договорами. «Не беспокойтесь, достаточно», – сказал он, отвечая на вопрос журналистов, хватит ли у Туркменистана газа на заполнение им Прикаспийского газопровода, а также на реализацию проектов в газовой сфере с Ираном, Афганистаном и Китаем.
Ряд российских экспертов считает, что на самом деле не перестал думать о проекте Транскаспийского трубопровода и Назарбаев. Наглядным примером этого, по их мнению, может служить оговорка, которую он допустил в одной из своих речей на трехстороннем саммите в Туркменистане: «здесь, в городе Туркменбаши, мы подписываем документ по созданию Транскаспийского трубопровода».
Кроме того, хотя Назарбаев, как сказано выше, и согласился на увеличение транзита нефтяных ресурсов Казахстана по российской территории, но при этом дал понять, что оставляет за собой право изменить стратегию в случае срыва договоренностей с российской стороны по увеличению мощности КТК. В этой связи некоторые аналитики считают, что Астана уже держит в уме вариант, при котором и туркменский, и казахский участки Прикаспийского трубопровода в будущем могут стать частью Транскаспийского трубопровода.
Вряд ли в Ашхабаде и Астане забыли обещания США о том, что по Транскаспийскому газопроводу центральноазиатские страны смогут продавать газ в обход России по $250-300. Это предположение дает обозревателям повод для сомнений. Как резюмирует в этой связи известный российский эксперт Владислав ИНОЗЕМЦЕВ, четких решений в Средней Азии все же принято не было, хотя участники саммита и подписали ряд соглашений. «Думаю, что пока Путин лишь красочно и жестко изложил им нашу позицию. Но окончательное решение будет принято, только когда американцы и европейцы изложат свою», – считает он.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |