Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
16.05.2007. Эксперт Казахстан
Редакционная статья
К 2015 году Казахстан будет добывать примерно 150 млн тонн нефти, что выдвинет его в число крупнейших нефтедобывающих стран мира. Из этого количества около 90%, или 135 млн тонн, будет направляться на экспорт.Нефтяной экспорт - один из самых серьезных источников ресурсов для роста казахстанской экономики, и потому вопрос о перспективах рынков сбыта нефти и маршрутов транспортировки - один из наиболее важных. Можно даже сказать, стратегический вопрос. Нужно заранее продумать, куда будет поставляться нефть и как она будет попадать к потребителям.
Казахстану доступны три направления экспорта энергоносителей. Первое направление на настоящий момент наиболее важное - это нефтепроводы, проходящие по территории России: КТК и Атырау-Самара. Второе - транскаспийские перевозки и экспорт по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Третье - транспортировка в Китай по нефтепроводу Атасу-Алашанькоу.
Несмотря на то что сейчас в экспорте казахстанской нефти доминирует российское направление, каждый из перечисленных маршрутов может быть выбран в качестве приоритетного. Пока что казахстанское руководство не определилось в выборе. Разрабатываются проекты расширения российских нефтепроводов, идет создание нефтегазотранспортной инфраструктуры на Каспии и подготовка к строительству Транскаспийского нефтепровода. До 2015 года и российское, и южнокавказское направления будут иметь большое значение для казахстанского экспорта нефти.
Но этот выбор рано или поздно будет сделан. Экспорт углеводородного сырья тесно связан с политикой и позицией транзитных стран. «Газовые войны» России с Украиной и Белоруссией наглядно показали, что от позиции транзитных стран зависит надежность поставок.
Поэтому Казахстану предстоит сделать выбор между транзитными странами. Или главным партнером в транспортировке углеводородов будет Россия, или же консорциум стран в составе Азербайджана, Грузии и Турции. Этот выбор влечет за собой определенные политические последствия. Если в качестве главного и основного партнера выбирается Россия, тогда Казахстан должен будет следовать российской энергетической политике. Если же в партнеры выбираются южнокавказские страны, то он должен будет поддерживать европейскую энергетическую политику, в рамках которой и создавался южнокавказский маршрут и турецкие политические инициативы по сближению тюркских стран.
Сегодняшнее развитие маршрутов экспорта нефти предопределяет будущее Казахстана на продолжительную перспективу. В зависимости от того, что будет выбрано, зависит и то, каким Казахстан будет в 2030 году, году выполнения стратегии «Казахстан-2030». Будет ли страна союзником России или будет членом блока тюркских стран, объединенных системой трубопроводов. От этого очень многое зависит во внутренней и внешней политике Казахстана. В этом стратегическое значение выбора маршрутов экспорта углеводородного сырья.
Развитие экспортных маршрутов - дело долгое, трудное, сопряженное с разнообразными техническими и политическими сложностями. Строительство новых транспортных комплексов будет еще много раз обсуждаться в самых разных контекстах, начиная от нюансов технологии транспортировки нефти и газа и заканчивая большой политикой на Каспии, Южном Кавказе и в Центральной Азии.
И не нужно упускать из вида ключевое значение этого фактора для Казахстана и его будущего развития. Нефть позволила Казахстану стать страной с бурно растущей экономикой и большими перспективами. Нефть же определит в обозримом будущем состояние казахстанской экономики и лицо страны.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |