Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
13.06.2007.РИА Выборы
Юлия Хлопина
Директор Института стран СНГ о несостоявшемся назначении Александра Вешнякова.
- Были ли реальные основания говорить о том, что Александр Вешняков может быть назначен на пост председателя исполкома СНГ?
- Во всяком случае, эта идея распространялась. Неделю назад меня спрашивали, как я вообще отношусь к назначению Вешнякова, причем спрашивали как о деле решенном. По принципиальным соображениям я не хочу вмешиваться. Прежде всего, поскольку полагаю, что это дело президента Российской Федерации, кому он больше доверяет и кого он видит лучшим исполнителем в этом качестве. Другое дело, что я бы от души советовал семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. Нужно понимать, что на самом деле положение в Содружестве не таково, чтобы постоянно менять коней на переправе. И тем более, недосогласованный вопрос пытаться провести через достаточно непростую аудиторию глав государств СНГ. Опыт показывает, что самые малозначительные вопросы, не говоря о вопросах кадровых назначений, становятся камнем преткновения в условиях, когда положение Содружества недостаточно стабильно, а страны-участники Содружества имеют разнонаправленные интересы.
В случае с новым назначением нам приходится или чрезмерно расходовать свое влияние, в интересах этого назначения, или в чем-то одалживаться. Что в принципе, две стороны одного и того же процесса. В чем-то одалживаться у различных руководителей - я не убежден, что сейчас подходящее время для этого. Я хотел бы быть правильно понят. Я ничего не имею против господина Вешнякова и господина Рушайло. С уважением отношусь к обоим, но считаю, что оба они не на пике своей карьеры, а перешли в другое измерение. В Российской Федерации, а тем более за ее пределами оценивают тот факт, каким образом они перешли, насколько добровольным был этот переход. Назначение на должность в многостороннем органе, если оно будет сочтено почетной ссылкой, а так оно чаще всего и выглядит, занижает авторитет содружества в целом и показывает, что у нас в России относятся к нему «постольку-поскольку».
- Как Вы думаете, почему президент Белоруссии отказался поддержать кандидатуру Вешнякова в качестве председателя исполкома СНГ?
- Безусловно, у Лукашенко больше чем у кого бы то ни было поводов интересоваться фигурой исполнительного секретаря, так как сам исполнительный секретариат в соответствии с уставными документами СНГ находится в Минске. Президент Белоруссии, безусловно, не наивный человек, и если он отказался поддержать эту кандидатуру, то он понимал, что бросает какой-то публичный вызов. Остается только фантазировать на тему, зачем он это сделал именно сейчас и что он рассчитывает с этого получить. А здесь могут быть разные варианты ответа.
- Почему кандидатура Вешнякова так и не была утверждена?
- Здесь трудно судить. Ясно, что этот вопрос или не был до конца согласован – не было дано такого поручения - тогда это плохо, поскольку Россия в этом случае надеялась на то, что кого бы она ни предложила, главы государств не стали бы возражать. Либо такое поручение было дано, но не было выполнено. Тогда это проблема исполнительной дисциплины и президенту нужно разобраться с теми, кто не выполнил его поручение согласовать кандидатуру Вешнякова. Еще возможно, что поручение было дано и было выполнено, но люди, которые его выполнили, дезориентировали и сами себя, и президента РФ, поскольку они не предвидели никаких осложнений с назначением Вешнякова. А осложнения, тем не менее, возникли и приобрели публичный характер. Вот это последнее и самое неприятное, поскольку публично согласовывать данную кандидатуру значит мериться лесом России и Белоруссии. А в данной ситуации это плохой стиль.
- Насколько влиятелен пост председателя исполкома СНГ сегодня?
- Это во многом зависит от человека, который находится на этом посту. Одно дело, когда это человек, который пользуется полным и безграничным доверием руководства России. Так вот, если этот человек пользуется полным доверием, обладает фактической возможностью действовать, не озираясь на Россию, то это влиятельный пост. Если же он сам с трудом попадает к президенту, если он сам был только что лишен каких-то званий и чинов в связи с какой-то неполной доверенностью между ним и руководством России, то в таком случае ему очень сложно утвердиться на своем посту. Его постоянно будут «взвешивать» правители разных государств, входящих в СНГ. Они умеют это делать, они опытные люди. Никакого в этом плане приобретения его назначение, особенно на первых порах, не будет иметь. А что будет потом, сейчас загадывать трудно.
Во всяком случае, есть, конечно, положительный момент в том, что на смену Рушайло идет Вешняков, потому что Вешняков адекватный человек. Это не Аяцков, который, на мой взгляд, проштрафился перед назначением послом в Белоруссии. Это и не Бородин, который, вообще говоря, спасался в государственном секретариате союзного государства от всяких коррупционных скандалов. Этот человек продолжит линию, которая была поднята Рушайло на определенный уровень, а именно мониторинг выборов в тех странах СНГ, где вообще выбирают. Ведь страны СНГ делятся на те, где выбирают, где делают вид, что выбирают, и где даже не делают вид, что выбирают. Так вот в тех странах, где выбирают, роль мониторинга, наблюдателей от СНГ становится все более высокой, и заслуга в этом принадлежит Рушайло. Но я убежден, что Вешняков продолжил бы эту линию, имея такой большой опыт работы в ЦИК.
- Есть ли другие кандидаты на пост председателя исполкома СНГ?
- Сейчас речь идет не о достоинствах и недостатках Вешнякова. Конечно, кандидаты есть, и на его месте мог бы быть другой. Вешняков, естественно, не является всем понятным претендентом на этот пост, он не работал прежде в структурах СНГ и так далее. Это не значит, что его невозможно назначить, и он плохо будет исполнять свои обязанности. И то и другое возможно. Но никакого внутреннего конкурса на занятие этой должности не объявлялось. Собственно говоря, о том, что президент собирается поменять Рушайло, стало окончательно понятно только из слухов о назначении Вешнякова. Было ясно, что президент не близок с Рушайло. Именно потому, что в свое время он удалил Рушайло с других постов. Но ясно также, что президент не близок и с Вешняковым, так как он тоже удалил его с предыдущего места работы, хотя тот совсем не рвался уходить из ЦИК. Что можно сказать по этому поводу? Ситуация, на мой взгляд, не фатальная, это не катастрофа. Пока с обратной стороны шитья выставили на обозрение СНГ и всему миру узелки наших взаимоотношений внутри Содружества, в частности между Россией и Белоруссией.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |