Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
04.06.2007. Третий путь
Андрей Суздальцев
Если вам нечем ответить своему оппоненту, не все потеряно: вы можете сказать ему, что вы о нем думаете (Элберт Грин Хаббард )За весну, если не считать короткого диалога на похоронах Б. Ельцина, долгожданный для официального Минска саммит между президентами России и Беларуси так и не состоялся. В принципе, встреча лидеров двух стран и не могла быть организована, так союзная риторика главы белорусского государства к июню 2007 года оказалась полностью идентична посткризисным заявлениям А. Лукашенко, прозвучавшим в марте текущего года. В итоге А. Лукашенко вошел в лето, демонстрируя Москве обиды и готовность к «совместному» «исправлению ошибок», принесших Беларуси ощутимый экономический ущерб со стороны партнера по строительству Союзного Государства.
Весна 2007 года войдет в новейшую историю Беларуси, как время упущенных возможностей. Обратимся к предыдущей прогностической статье «Письмо из Москвы. Задание на весну» от 12 марта 2007 г. (http://politoboz.com/node/107). В марте мы говорили о том, что главное задание А. Лукашенко на март - май состоит в необходимости организовать полноценный саммит с президентом России В. Путиным.
Стоит признать, что до двадцатых чисел апреля ни одно из публичных выступлений А. Лукашенко не обходилось без комплиментов в сторону В. Путина. Попутно белорусский президент уверял белорусскую общественность в том, что российско – белорусский саммит состоится буквально на днях. Глава белорусского государства решительно добивался свидания с В. Путиным.
Однако после похорон Б. Ельцина и выступления с ежегодным посланием белорусскому парламенту, где белорусский президент сделал попытку убедить депутатов в том, что уже подготовлена повестка дня российско – белорусской встречи на высшем уровне, А. Лукашенко закрыл тему встречи с В. Путиным. Видимо вопрос перезрел. В мае белорусский президент вылетел в Баку и принял на белорусской земле президента Ирана.
Часть I. За сладкое приходится горько расплачиваться.
(Леонардо да Винчи)
Пока белорусские власти были увлечены перспективами иранской нефтедобычи и просчитывали схемы доставки нефти с берегов Персидского залива в Беларусь, российские власти 18 мая 2007 года объявили о начале строительства нового, обходящего территорию РБ, нефтепровода БТС – 2.
Необходимо правильно выставить акценты: начало стройки нового нефтепровода, о которой старательно умалчивают белорусские государственные СМИ, является публичной пощечиной А. Лукашенко от партнера по Союзному Государству.
Но ведь другого ответа со стороны Москвы и быть не могло – у Беларуси появились новые и очень перспективные стратегические партнеры, которым вполне по силам снабжать республику дешевыми нефтью и газом.
Возник исторический момент, когда Москва может себе позволить приступить к диверсификации транзита в страны Центральной Европы. Видимо, к концу 2008 года, к моменту начала заполнения БТС-2 нефтью, Тегеран, если он к тому моменту оправится от возможных ударов с воздуха и моря, будет уже в силах обеспечить нефтью НПЗ в Мозыре и Новополоцке. Через Вентспилс, Клайпеду, Одессу, национальный аэропорт «Минск – II», Астрахань для зачетных схем с российскими нефтяными кампаниями и т.д.
К сожалению, белорусский политический класс еще не осознал политическое значение начала сооружения нового, обходящего территорию Беларуси, российского нефтепровода, мощность которого уже на первой очереди (50 млн. тонн в год) полностью замещает (за вычетом потребностей белорусских НПЗ) экспортные возможности нефтепровода «Дружба».
Между прочим, было бы наивно рассчитывать, что, построив БТС-2, «Транснефть» не откажется от эксплуатации «Дружбы». Точно такие же надежды питали в Риге во время строительства первого БТС. Но на деле, как только нефтепровод, обходящий балтийские порты был построен, о ветке на Вентспилс мгновенно забыли.
К сожалению, белорусский политический класс еще не осознал политическое значение начала сооружения нового, обходящего территорию Беларуси, российского нефтепровода, мощность которого уже на первой очереди (50 млн. тонн в год) полностью замещает (за вычетом потребностей белорусских НПЗ) экспортные возможности нефтепровода «Дружба». Между тем, даже поверхностный перечень экономических и политических последствий начала стройки ошеломляет.
Во–первых, БТС–2 означает не просто провал всей многолетней российской стратегии А. Лукашенко, но и демонстрирует начало демонтажа российско – белорусской экономической интеграции. Дело в том, что в мировой истории интеграции еще не было примеров строительства коммуникаций, обходящих территорию партнера по интеграционному проекту.
Во-вторых, стоит напомнить, что эмоциональный настрой российских нефтяных «генералов», активно лоббировавших БТС-2 в российском Совете Минстров, в определенной степени был обеспечен вызовом 7 января в Гомельский суд генерального директора «Транснефти» Семена Вайнштока (слухи приписывают столь выдающуюся по продуманности идею В. Семашко). В Москве быстро оценили глобальность запросов белорусской правящей группировки. Ведь с тем же успехом можно привлекать к ответственности в белорусских судах А. Миллера, Г. Грефа, российских политиков и других представителей российской элиты. В итоге, российский истэблишмент должным образом «оценил» юридический задор Минска, согласованно поддержав стройку БТС – 2.
В-третьих, политическое значение БТС – 2 трудно переоценить. Приступив к строительству обходных путей, Россия не только продемонстрировала, что транзитный статус Беларуси не является безусловным и обеспечивается исключительно Россией, но и фактически поставила перед белорусским политическим классом ультиматум – или договариваетесь с Москвой на рыночных условиях или Москва начинает выстраивать против Вас собственный «санитарный кордон». Обходные коммуникации являются основой любого «санитарного кордона».
Стоит напомнить, что на постсоветском пространстве существует международная структура (ГУАМ), которая фактически и создана для того, чтобы обеспечить создание обходных путей вокруг России, чем и обеспечить антироссийский «санитарный кордон». Россия не против ответить тем же.
Между прочим, поездка в начале мая белорусского президента в Баку с четко выраженным нефтяным интересом в антироссийском обрамлении позволяет говорить о том, что Минск вполне вписывается в критерии ГУАМа. Минск пытается обойти Москву, Россия уже начала обходить Беларусь. В этой «гонке» вряд ли кто рискнет сделать ставку на белорусские власти.
В-четвертых, автор этих строк по мере своих скромных сил, начиная с января текущего года неоднократно писал, что начало строительства БТС-2 окажется для белорусского президента политической могилой уже не в Москве, где он давно в положении славянского Ким Чен Ира, а непосредственно в Минске. Имея серьезные основания считать, что данные статьи власть вообще не читает, автор, тем не менее, имел наивность полагать, что власти Беларуси все-таки отдают себе отчет в опасности для ее политического имиджа появление альтернативной энергокоммуникации, демонстративно, у самой белорусской границы круто уходящей на север. Фактически, это политический приговор для официального Минска.
Нельзя сказать, что белорусские власти проигнорировали угрозу. Была некая ситуация в Москве, где в конце апреля проскочила не замеченная российскими властями небольшая конференция, призванная провозгласить непреходящую ценность транзитного статуса Беларуси. Однако высшее руководство Беларуси, видимо на уровне инстинктов ощущая, что в основе транзитного статуса лежит самое ценное – доверие, демонстративно отстранилась от проблемы.
Это не первый случай, когда белорусские власти избирают тактику уклонения, отхода, замалчивания серьезных и стратегических проблем. Так осенью прошлого года Минск фактически проваливал все попытки российского руководства решить проблему белорусского нефтяного реэкспорта. Завершилось вся эта история сначала нефтяным кризисом января 2007 года, затем появлением БТС-2. Как говорят в народе: «Жадность – верный путь к нищете».
Часть II. О чтоб тебя! Убыток за убытком! (Вильям Шекспир)
Итак, пришло лето, а вместе с летом и задолжность за поставленный с января 2007 года российский природный газ. К концу июня долг рискует вырасти до 600 млн. USD. По традиции развитого бюрократизма, что, между прочим, отличает авторитарные и тоталитарные общества, белорусские власти обязали ведомства деньги изыскать и к 23 июля газовую задолжность погасить.
В ответ негативной экономической динамике белорусские власти упорно противопоставляют очередные планы революционных сокращений энергоемкости, роста использования древесной стружки, зимовки крупнорогатых скотов без отопления, добычи нефти в болотах Венесуэлы и иранской пыли, невиданного прироста иноземных инвестиций, переноса в Минск столицы китайского бизнеса и прочего абсурда, постоянно рождаемого в дыму камланий вокруг белорусского президента и старательно повторяемых с белорусского телеэкрана.
Между прочим, в феврале текущего года в том же стиле административного восторга, белорусскими властями было принято решение нарастить экспорт и закончить 2007 год с положительным сальдо внешней торговли в 500 млн. USD. Но пока ежедневно сальдо проваливается на 10 млн. USD и рискует к концу года уйти в минус на 3,5 млрд. USD – почти 10% ВВП страны. Впереди второе полугодие, когда, если Москва в очередной раз не пойдет на встречу, придется оплачивать уже 100% стоимости газа по цене соглашения от 31 декабря 2006 г. С Нового 2008 года цена на газ снова ощутимо подрастет.
С января 2008 года изменится и расклад экспортной пошлины на российскую нефть и белорусскую нефтехимию ожидает очередной стресс. Негативные последствия для белорусской экономики становятся неотвратимыми.
В ответ негативной экономической динамике белорусские власти упорно противопоставляют очередные планы революционных сокращений энергоемкости, роста использования древесной стружки, зимовки крупнорогатых скотов без отопления, добычи нефти в болотах Венесуэлы и иранской пыли, невиданного прироста иноземных инвестиций, переноса в Минск столицы китайского бизнеса и прочего абсурда, постоянно рождаемого в дыму камланий вокруг белорусского президента и старательно повторяемых с белорусского телеэкрана.
Между тем, по предварительным данным, белорусы планируют добывать на иранском месторождении Джофеир 1,5 млн. тонн нефти в год (в РБ добывают 1,8 млн. тонн своей белорусской нефти). В Венесуэле планируется выкачать около 2 млн. тонн к 2009 году. РФ ежегодно поставляет в РБ 21 млн. тонн нефти.
Часть III. Как кто-то сказал, аппетит приходит во время беды. (Виктор Степанович Черномырдин, Коммерсант-daily, 05.09.98 )
В один день с открытием работ по БТС-2 в Минске после тягостных и выматывающих переговоров было подписано соглашение о создании совместного российско- белорусского газотранспортного предприятия на базе «Белтрансгаза». Основа для получения первой оплаты в 625 млн. USD за 12,5% акций «Белтрансгаза» создана, с чем можно поздравить белорусского президента, озабоченного в последнее время исключительно финансовыми вопросами.
Без сомнений, резкое сокращение валютных поступлений от экспорта нефтепродуктов и реэкспорта российской нефти вызвало череду разборок в среде высшего руководства Беларуси и по традиции белорусского государственного администрирования очередные аресты и посадки представителей государственного директората не заставили себя ждать. Арест гендиректора государственного концерна «Белнефтехим» А. Боровского был вполне закономерен.
Год от года срок занятия должности директора белорусского государственного концерна неуклонно сужается и уже достиг 12 – 18 месяцев. Затем обычно следует арест и конфискация независимо от виновности должностного лица. Видимо, так и надо…
С другой стороны, а на что могли рассчитывать все эти господа Боровские? Неужели они не понимали на кого работают? Неужели до сих пор директорат и частный привилегированный бизнес до сих пор надеялся отсидеться в сторонке, рассчитывая уклониться от пополнения своими деньгами бездонных финансовых закромов белорусской власти и не попасть в тесные и крепко спаянные ряды сидельцев бесчисленных белорусских тюрем и зон? Если это так, то А. Лукашенко делает поистине благое дело, освобождая бизнес-ландшафт Беларуси от прикормленной буржуазии и наивных чванливых директоров госпредприятий – реликтов советской поры. Видимо, власть решила, что пришло время эти сословия ликвидировать. В добрый путь…
Повод для поголовного «раскулачивания» известен. А.Лукашенко в мае текущего года понял: ждать от Москвы нечего, времена идут суровые, пора «аккумулировать» финансовые ресурсы. С этой цель белорусские должностные лица, включая президента, всю весну кочевали из страны в страну, просят помощи у Китая, Венесуэлы, Омана, Ирана… В принципе, другого выхода у белорусского президента нет. В ближайшие полгода власть в республике ему придется выкупать.
Часть IV. По-настоящему война никому не нужна, но многим нужна ненависть. (Макс Фриш)
Появление в начале апреля в Минске нового министра обороны России возродила в белорусском руководстве надежды на использование фактора ПРО в качестве инструмента давления на российское руководство. В целом на апрель пришлась наибольшая активность белорусских властей по созданию в Москве атмосферы незаменимости белорусского плацдарма. На белорусском экране замелькали депутаты ГосДумы Рогозин, Алкснис, аналитик Белковский, активно разделяющих мнение белорусской стороны, что позволило Белорусскому телевидению заявить: «Российские эксперты в Москве говорят, что России стоит обратиться к созданию единой системы противодействия противоракетной обороны с единственным союзником». О готовности Беларуси немедленно приступить к организации отпора со стороны Запада весь март и апрель твердил и сам А. Лукашенко.
Однако, несмотря на мнение «российских экспертов», Москва явно не стремится включать Беларусь в планы ассиметричного ответа третьему району ПРО США в Чехии и Польше.
Автор этих строк не является сторонником широко распространенной в российском экспертном сообществе точки зрения о провокационном характере размещения ПРО в Чехии и Польше, рассчитанного в большей степени на втягивание России в гонку вооружений, чем на создание реальной угрозы российскому ракетно-ядерному потенциалу. Действительно, в случае ухода российских баллистических ракет в сторону северо-американского континенты, европейские противоракеты за ними просто не угонятся. В этом плане противоракеты в Польше бесполезны. Однако не все траектории идут через Северный полюс. Часть ракет должна проходить северо-западную часть Европы и здесь у противоракет третьего района ПРО имеется шанс. Стоит напомнить, что современная противоракета не имеет боеголовки и является кинетическим оружием. Пока…
Однако даже в случае появления задачи создать противовес десяти американским пусковым комплексам в Польше, эту проблему проще решить, разместив ракетные комплексы «Искандер» (оптимальные для данного варианта) в Калининградской области. Попутно, можно прикрыть ракетным «зонтиком» солидную часть Балтики (объявленная дальность «Искандера» - 280 км).
Тема «белорусского плацдарма» мертва. Тем более, Беларусь в мае отказалась поддержать Москву в моратории ДОВСЕ. Тем не менее, белорусские государственные СМИ неустанно фиксируют все перипетии сложной дискуссии по вопросам ПРО между Москвой и Вашингтоном, явно рассчитывая, что российское руководство обязательно обратится к Минску за поддержкой в расширяющемся противостоянии. Тогда у А. Лукашенко начнется «звездный час»… Военное мародерство – старейшая традиция лимитрофов.
Часть V. Предатели предают прежде всего себя самих. (Платон)
Визит в белорусскую столицу красноярского губернатора А. Хлопонина оказался для белорусского президента своеобразным тестом. Однако результаты тестирования для официального Минска оказались неутешительными. Видимо белорусские власти безнадежны…
В настоящее время А. Лукашенко не имеет на руках варианты реальных инициатив или хотя бы что-то вроде плана нормализации союзных отношений. Он по-прежнему твердит об «ошибке», допущенной Россией в январе 2007 года по отношению к Минску и требует возврата системы дотирования формата декабря 2006 года. А. Лукашенко прекрасно понимает, что без льгот и преференций со стороны Москвы ему не удержать власть.
Одновременно, А. Лукашенко заранее отметает даже намеки на возможные компромиссы, устраивающие как Минск, так и Москву, сознательно загоняя все встречные претензии России в русло угрозы белорусскому суверенитету. В данном случае, вывод российско – белорусских отношений на рыночные условия, на чем настаивает Москва, усилиями белорусского президента мгновенно объявляется в инструментом инкорпорации Беларуси в состав России. Естественно, что в таком формате компромиссы невозможны, как и сам диалог.
Попытки А. Лукашенко объяснить все его маневры на мировой арене, включая активный диалог с Брюсселем и Вашингтоном, а также странами ГУАМа и носящие по преимуществу антироссийский характер, правом Беларуси на самостоятельную и независимую внешнюю политику, в принципе не должны вызывать у Москвы какого-то неприятия, но при двух условиях. Во-первых, сомнительно, чтобы российский истэблишмент сохранил доверие к «единственному союзнику», «верному» военно-стратегическому союзу с РФ и претендующему на роль стратегического плацдарма против американских ПРО, но на самом деле проводящему свою особую антироссийскую политику за спиной Москвы, чему косвенных свидетельств с каждым днем все больше. Во-вторых, претензии А. Лукашенко на сохранение «союзных» экономических отношений с Москвой при вполне раскованной и вовсе не «союзной» международной политике оказываются, мягко говоря, необоснованными.
В целом, А. Лукашенко не может уяснить простую истину – Минск не Москва. То, что может себе позволить российское руководство на мировой арене, является политикой постоянного члена СБ ООН и члена G8. Никто не запрещает Минску рваться на мировую арену с собственными интересами, но если он их противопоставляет российским, то и содержать себя Минск должен абсолютно сам и по мировым ценам. В ином варианте удел А. Лукашенко на российском политическом поле известен – предатель.
Часть VI. Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра. (Платон)
В сложившихся условиях, летний кризис в отношениях между Москвой и Минском, спровоцированный проблемами белорусской экономики, вынужденной входить во второе полугодие 2007 в резко усложнившихся условиях, на первый взгляд реален, как никогда. Действительно, стремительно нарастающий вал финансовых проблем настолько высок, что у белорусского президента формально нет иного выхода, как попытаться решить их политическими методами в диалоге с В. Путиным. Однако результат почти известен и он скорее всего негативен для А. Лукашенко. Кризис неизбежен?
Однако, высказанное предположение было бы, наверное, правильным для апреля текущего года, но не сейчас, в начале июня. Дело в том, что в начале июня А. Лукашенко оказался вне союзных соглашений. Он прошел «точку возврата» в момент белорусско – иранского саммита, но глава белорусского государства пока до конца не осознал значение всего того, что он успел наворотить.
Внимательное наблюдение за верхушкой белорусской власти и анализ ее деятельности, как на внешней, так и внутренней арене, позволяет предположить, что А. Лукашенко может избрать альтернативный сценарий – собрать правдой и неправдой финансовые ресурсы, ликвидировать в июле газовую задолжность и обеспечить ввод белорусской экономики в осеннее – зимний период. Тактически, это был бы верный шаг, но не реформированная белорусская экономика может надорваться на следующем этапе – входе в новое ценовое поле 2008 года. Ведь снова собрать финансовый резерв с раскулаченной белорусской экономики А. Лукашенко может не успеть.
В случае, если А. Лукашенко решится идти вперед без Москвы, то в ближайшие 4-8 недель белорусский президент должен выдвинуть новую экономическую политику (НЭП) для Беларуси, обеспечивающую исторически мгновенное вхождение страны в рыночный формат отношений с ее основным экономическим партнером. В принципе, об этом уже не раз говорил Я. Романчук (ОГП).
Стоит добавить, что белорусский президент должен предложить абсолютно реальную программу, а не набор глубокомысленных словечек, требующих миллиарды вложений. В противном случае, право А. Лукашенко на управление страной может быть поставлена под сомнение уже к декабрю 2007 года. Если белорусский президент осознает, что ему для принятия решений остается считанное количество дней, то НЭП должен стать его основным заданием на лето. Иначе осенью придется думать о кризисном планировании.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |