Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
28.05-04.06.2007. БР. Белорусы и рынок
Марина Куликова
Депутаты Палаты представителей отменили основные льготы, не дождавшись появления указа об адресной социальной помощиВ среду, 23 мая, многих социальных льгот в Беларуси не стало — после длительных дебатов, громких заявлений и обещаний народные избранники практически единодушно одобрили соответствующий законопроект. Правда, вступит он в силу только в следующем году, к тому времени якобы будет закончена разработка “самого справедливого и дебюрократизированного” механизма адресной социальной помощи, работа над которым еще даже не начиналась.
После такого резонанса в обществе и самых искренних заверений народных избранников в том, что они предпримут все усилия для того, чтобы сохранить ряд льгот, как-то не верилось, что судьба законопроекта решится так легко и быстро.
Если при голосовании в первом чтении “за” отмену льгот было 99 депутатов, а “против” — 2, то уже через минуту (документ рассматривался сразу в двух чтениях) при голосовании за проект закона в целом его противников стало еще меньше — 101 “за” и 1 “против”.
Конечно же, с депутатами была проведена серьезная подготовительная и разъяснительная работа, конечно же, законопроект во многом политический, нежели экономический, и парламент просто обязан был его одобрить. Проверку на лояльность депутаты выдержали с честью. И все же такое единодушие представителей нижней палаты парламента удивило и разочаровало.
Хотя определенные сомнения в том, пройдет или не пройдет законопроект, были даже у представителей высших эшелонов власти. Во всяком случае, представлявший законопроект министр труда и соцзащиты Владимир Потупчик вышел на трибуну во всеоружии: он так и сыпал цифрами статистики, подтверждающими мизерность существующих льгот, их классовую несправедливость и даже вредность: именно из-за них, по версии министра, убыточны ЖКХ и коммунальный транспорт, именно по их причине повышаются тарифы и т. д. и т. п. В качестве самых убедительных примеров чиновник привел такие цифры: льготы составляют лишь 2,3% (примерно 20.000 BYR) в общем бюджете семьи, наиболее обеспеченная категория граждан получает в 1,3 раза больше льгот, чем наименее обеспеченная, горожане — в 1,7 раза больше, чем сельские жители.
“Если на обеспечение всех действующих льгот в прошлом году из госбюджета было потрачено 600 млрд. BYR, то на выплату детских пособий — всего лишь 138 млрд., на демографическую программу — 177 млрд. BYR, а на адресную социальную помощь — всего лишь 4,7 млрд. BYR”, — вещал министр.
Впрочем, депутаты уже и не нуждались в дополнительной “обработке” — решение по проекту закона они, судя по всему, приняли задолго до дня голосования. Прозвучало даже предложение принять документ сразу, без всяких обсуждений и дополнительных “обсасываний”. Но некоторую часть депутатов все же волновало содержание будущего проекта указа об адресной социальной помощи, и это они тщетно пытались выяснить у докладчика.
“Мы все очень уповаем на этот указ и даже его заранее любим, — начала Светлана Гиль. — Но все же интересно, каким будет механизм адресной помощи, каковы ее критерии, успеют ли разработчики внести пункты об этой поддержке в проект бюджета, который уже готовится?”
В. Потупчик ответить на эти вопросы оказался не в состоянии: рабочая группа по разработке указа еще на стадии формирования, поэтому пока ничего конкретного сообщить нельзя. Ожидается, что к его разработке будут привлечены не только чиновники и депутаты, но и представители общественных объединений. Критерий назначения помощи будет один — нуждаемость (сейчас это 60% БПМ на человека, в следующем году — 80%, в 2010-м — 100%).
Леонид Козик попытался продолжить мысль коллеги и все же вытянуть из министра хоть немного полезной информации: “Ну должна же быть уже какая-то концепция этого указа, какие-то подходы! То ли мы пенсии увеличим и стипендии, то ли как-то по-другому защитим эти категории! А то ведь старики-то ничего нам не сделают, а студенты вырастут, придут в Палату представителей и у нас отнимут все что есть!”.
На выручку В. Потупчику пришел председатель Палаты представителей Владимир Коноплев: “Что нам сейчас требовать от министра? — возмутился он. — Что он нам скажет? То же, что и мы сами друг другу!”.
На вопрос Ольги Абрамовой, почему такой резонансный законопроект, несмотря на устную договоренность с президентом о том, что подобные документы должны быть доступны общественности, не был вынесен на широкое обсуждение, министр также ответить не смог.
Большинство выступавших депутатов высказались в поддержку законопроекта и, создалось впечатление, больше в качестве аутотренинга. Александр Свирид решился озвучить опасения многих народных избранников: “Вот мы сейчас примем закон, а не появится ли через некоторое время проект указа, возвращающий все льготы?”.
Пожалуй, это был единственный вопрос, на который министр соцзащиты ответил четко и ясно: нет, “никаких шараханий в этой сфере не будет”.
Нашлись и два депутата, публично выразивших свое резкое несогласие с предложенным законопроектом. Нетрудно догадаться, что это были Ольга Абрамова и Виктор Кучинский.
“Я буду голосовать против этого законопроекта, — высказала свою точку зрения О. Абрамова. — По двум причинам. Во-первых, подобные меры оправданны только как составная часть системных реформ по увеличению конкурентоспособности экономики. Но льготы отменяются (этого никто особенно не скрывает) исключительно с целью экономии бюджетных средств. Во-вторых, принимать этот закон нужно было только после выхода указа об адресной социальной помощи либо одновременно с ним. При этом следовало предусмотреть денежную компенсацию тем категориям граждан, которые не войдут в акт об адресной помощи”.
Виктор Кучинский высказался более эмоционально: “Палата представителей — это не козлы отпущения! Почему перед принятием такого важного в политическом плане законопроекта не был разработан указ об адресной социальной помощи? Зачем вообще нужна эта отмена льгот? Проблемы экономики эта мера не решит, даже если мы их все отменим!.. Мы сегодня принимаем все, что нам предложат! Такого парламента еще не было!”.
Впрочем, эти доводы оказались нивелированными убийственным по силе высказыванием Леонида Глуховского: “Я лично спокоен за судьбу будущего указа и уверен, что там все будет в порядке. Потому что его подпишет человек, которого поддерживает абсолютное большинство населения”.
После принятия законопроекта депутаты выглядели несколько обескураженными, многие признавали, что документ бежит впереди паровоза, — логичнее было бы принимать его уже после выхода указа. Но процедура запущена. На этой неделе законопроект одобрит Совет республики, потом подпишет президент. Цена вопроса — 168-169 млрд. BYR (министр назвал и одну, и вторую цифры) условной экономии и интересы около 6 млн. белорусов, которые лишатся льгот.
Справка “БР”
Что сохранили и что отменили
Выдержка из обоснования необходимости принятия Закона “О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан”
Законопроект предусматривает сохранение основных льгот, гарантий и преимуществ для следующих категорий населения:
- Героев, полных кавалеров орденов Славы, Трудовой Славы, награжденных орденом Отечества трех степеней;
- участников и инвалидов войны и приравненных к ним лиц;
- родителей погибших (умерших) при исполнении служебного долга военнослужащих;
- инвалидов 1-й и 2-й групп;
- граждан при амбулаторном лечении;
- граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, и инвалидов вследствие катастрофы на ЧАЭС;
- несовершеннолетних детей, проживающих в зонах радиоактивного загрязнения.
Вместе с тем законопроект отменяет часть действующих льгот и гарантий:
- изменение условий и порядка предоставления санаторно-курортного лечения и оздоровления;
- ограничение прав на льготы и гарантии для военнослужащих, работников органов внутренних дел, финансовых расследований подразделений по чрезвычайным ситуациям и членов их семей (бесплатное предоставление лекарственных средств, бесплатный проезд в отпуск);
- льготы для бывших узников фашистских концлагерей, других мест принудительного содержания;
- скидка с оплаты стоимости проезда на пассажирском транспорте для учащейся молодежи, ветеранов труда, граждан при исполнении служебных обязанностей;
- ограничение категорий лиц, которым предоставляются льготы по оплате жилищно-коммунальных, медицинских услуг, услуг связи;
- сокращение льгот и гарантий, связанных с катастрофой на ЧАЭС;
- льготы для инвалидов 1-й и 2-й групп, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
Льготы по санаторно-курортному лечению и оздоровлению приведены в соответствие с Указом президента № 542 от 28.08.2006 г.
Льготы по оплате услуг ЖКХ будут предоставляться неработающим пенсионерам из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, а также гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на ЧАЭС, инвалидам 1-й и 2-й групп (за исключением указанных выше), не имеющим трудоспособных членов семьи, проживающим одним либо только с инвалидами 1-й и 2-й групп и (или) неработающими пенсионерами.
Право на бесплатное получение лекарственных средств и право на 50-процентную скидку при оплате стоимости услуг ЖКХ распространяется только на родителей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) в годы ВОВ, военнослужащих, погибших при исполнении воинского и служебного долга на территории других государств, военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, поскольку в данном случае функцию поддержки одиноких родителей должно взять на себя государство.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |