Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
04.06 2007. «Осетинское радио и телевидение»
Тома Гототы
В недавнем интервью ИА «Утро», президент Южной Осетии Эдуард Кокойты подверг критике командира Смешанных миротворческих сил в зоне грузино-осетинского конфликта Марата Кулахметова. По его словам «миротворцы действительно справляются с поставленными задачами не в полном объеме. Их нерешительность все больше усугубляет ситуацию». Как отметил президент, действия командующего миротворческим контингентом не отличаются решительностью и желанием, либо способностью выполнять мандат ССПМ. По мнению главы Южной Осетии – налицо в первую очередь нерешительность командующего, который дает возможность Грузии проводить мероприятия, которые могут привести к очень серьезным последствиям. В то же время Кокойты пояснил, что критика - не повод для вывода миротворцев из Южной Осетии.
Стиль командования Смешанными силами до 2004 года практически всегда устраивал руководства Южной Осетии. После ввода миротворцев в Южную Осетию, голубые российские каски взяли ситуацию в ежовые рукавицы под полный контроль. Практически любой камешек, даже устная тирада, в огород миротворцев, независимо от гражданства нарушителя спокойствия в зоне конфликта, имел незавидные последствия. Через сеть постов российского контингента, рассредоточенных по всей зоне конфликта, и мышь не проскакивала. В принципе не было и речи о слабости руководства ССПМ, которое, в свою очередь, не давало повода для этого.
В 2003 году командующим ССПМ был назначен генерал Набздоров. Решительность, зычный бас, присущий российским генералам, на первый взгляд не оставлял сомнений в том, кто в «зоне ответственности ССПМ» хозяин. Однако, чем дальше в лес, тем сдача позиций миротворческих сил становилась виднее и вызывала, мягко говоря, недоумение населения. После захвата власти режимом Саакашвили, в Грузии дали понять, что настала очередь Южной Осетии сдавать бастион. Особенно, после ликвидации автономии в Аджарии. С 2004 года грузинские штыки замелькали вблизи границ Южной Осетии, а то и в зоне ответственности ССПМ. Уступки командования миротворцев и отсутствие противодействия, для чего у миротворцев есть все полномочия, привели к тому, что в зоне ответственности ССПМ сами миротворцы были поставлены в роль нежеланных и незваных гостей. В результате, население Южной Осетии в очередной раз оказались в кругу боевых действий.
После того, как ситуация в зоне конфликта накалилась до предела и грузинские полицейские, военные, и отпущенные с тюрем зеки, заполонили зону конфликта, командование ССПМ разработало некий план и обсуждало его на всех заседаниях СКК. Суть «плана» заключалась всего лишь в выставлении дополнительных постов в зоне конфликта. То есть, свои ежедневные обязанности, которые предусмотрены мандатом ССПМ (Сочинскими соглашениями!) командование ССПМ изложило в качестве изобретения, выхода из тупикового положения. Все равно что, если бы нападающий футбольной команды, с радостью алхимика, открывшего философский камень, и, получившего золото из навоза, предложил наносить удары по воротам соперника, как единственный и верный способ победить его.
Прибывший же летом 2004 года, представитель пресс-службы Минобороны России полковник Баранов и вовсе долго умилялся «план-схеме» Набздорова, называя его «гениальным». А покидая очередное заседание СКК, перед очередной атакой на Цхинвал с грузинской стороны, «по-отечески», но обреченно бросил на ходу югоосетинским журналистам - «Храни вас бог, ребята». Фактически Набздоров преподнес «план-схему» как нечто, выходящее за рамки полномочий, но способное умиротворить ситуацию. То есть выдал свои естественные полномочия и обязанности за дополнительное нововведение.
Так, бесхарактерность командования ССПМ в 2004 году, и стала безнаказанной мотивацией для грузинской стороны по продолжению кампании давления на миротворцев, оскорбления чести мундира российского офицера, генерала! Нерешительность командования ССПМ привела в 2004 году к гибели наших сограждан, защита которых, самая первая обязанность миротворцев. Важно указать, что грузинские СМИ создали из Набздорова образ врага и организовали целую кампанию по травле генерала, что не мешало ему лить воду на мельницу грузинской стороны и всячески не мешать в агрессии против Южной Осетии. Это была некая дымовая завеса для Южной Осетии. И надо сказать, она умела успех. Точно та же картина вокруг другого генерала, Кулахметова, о котором ниже пойдет речь, и из которого грузинские СМИ тоже создали образ дьявола. Не случайно в интервью газете «Южная Осетия» в 2006 году Кулахметов сказал, что «согласно грузинским СМИ – я наркобарон». Так была пущена очередная дымовая завеса и в Южной Осетии прониклись симпатией к «преследуемому» СМИ, общественностью и народом Грузии генералу Кулахметову.
Эстафету от Набздорова в конце 2004 года принял генерал Кулахметов, про которого народная молва разнесла слух, что он любит грузин, и заставила влюбиться в него все население Южной Осетии. Но за время пребывания генерала Кулахметова на посту командующего ССПМ, в зоне грузино-осетинского конфликта грузинскими военнослужащими было убито более 20 граждан России, осетин по национальности, в том числе были убиты солдаты миротворческого батальона от РСО-А. Но командование ССПМ не слишком омрачила гибель трех осетин, и от показной настойчивости и требований к грузинской стороне о расследовании этого преступления и следа не осталось. С куда большей прытью и настойчивостью командование ССПМ добивалось от грузинской стороны возвращения угоняемых грузинскими полицейскими армейских грузовиков, принадлежащих российскому батальону. Куртинский цирк, с участием политического клоуна Санакоева, целиком и полностью на совести и (без)ответственности генерала Набздорова, который не мешал концентрации грузинских силовиков в этом регионе и отобравший у наших силовиков контроль за объездной дорогой «Паук», через которую снабжается этот балаган и туда вновь перебрасываются подразделения силовиков Грузии. А теперь попустительство Кулахметова приводит к тому, что мы рискуем потерять Знаурское направление. Тем не менее, это не оправдание для югоосетинских силовиков, которые проспали западный «фронт», хотя СМИ РЮО еще в 2004 году предупреждали о возможном обострении ситуации именно на этом направлении. Излишняя законопослушность и трепетное лебезение перед решениями и договоренностями политических органов приводит к тому, что территория Южной Осетии сжимается как шагреневая кожа.
Перефразируя известную поговорку юристов, которая в ходу среди юристов, так и хочется напомнить командующему - если не знаешь, как поступить, поступи по мандату. Однако коль скоро командующий не в состоянии защитить даже военное имущество, которое грузинские полицейские взяли за устойчивое правило угонять, то не поддается никакой логике, как же Кулахметов сохранит спокойствие в зоне конфликта, что является его прямой обязанностью.
Однако нерешительность командующего ССПМ не мешала ему изымать зенитные установки югоосетинской стороны, которые Южная Осетия имеет право размещать там, где ей заблагорассудится во имя защиты граждан республики и национальных интересов.
Мандат ССПМ пестрит-таки запретительными глаголами (пресекать, задерживать, уничтожать, разоружать), которые по факту являются руководством к действию для командования ССПМ. Однако действия командования ССПМ за последние три года свелись к информационной работе и информированию мирового сообщества о нарушениях грузинской стороной подписанных соглашений и договоренностей, и выродились в военное информбюро.
Только за 2005-2006 годы ССПМ распространило через информагентство «РЕС» около 80 сообщений. Из них в 45 сообщениях говорилось о нарушениях грузинской стороной взятых на себя обязательств и подписанных договоренностей, – это незаконные пролеты летательных средств грузинской стороны в зоне конфликта, незаконные ротации грузинского батальона, нападения и задержания офицеров и автотранспорта российского батальона, блокирования Транскама, задержания осетин и др. И хотя Кулахметов в одном из интервью сказалл, что мандатом ССПМ определено и применение оружия, видно, что главным оружием командующего ССПМ стал не ствол, а журналистика. Тем не менее, массированный поток сообщений о злодействах грузинской стороны, не убедил мировое сообщество в виновности Грузии, а ослабил позиции миротворческих сил, исключительно по субъективным причинам.
Попустительство командования и в настоящее время приводит к созданию предпосылок для рецидива событий 2004 года. Учитывая то, что Грузия предпринимает беспрецедентные меры по оснащению своей армии, обучению личного состава, не безосновательны прогнозы о том, что в случае если ситуация 2004 года повторится, это будет более кровопролитная война. В интервью газете «Южная Осетия», обнаруженном на сайте газеты, летом 2006 года, когда ситуация тоже была взрывоопасной, на вопрос почему бы не увеличить контингент российского батальона, чтобы полностью контролировать ситуацию, тем более что мандат ССПМ позволяет увеличить личный состав миротворцев, генерал Кулахметов, улыбаясь, ответил (что он делает уклоняясь от прямого взгляда в глаза собеседнику): «Ну, уж если станет совсем тяжко, то тогда возможно и обратимся к вышестоящему командованию». Что же следует понимать под словом «тяжко», думается, нет нужды комментировать. Но, значит, генерал допускает жертвы среди мирного осетинского населения, что не обязан и не имеет права допускать. Там же отметил, что не хватает личного состава для контроля над ситуацией. Что или кто мешает Кулахметову запросить у вышестоящего начальства увеличения контингента российского батальона? В очередном интервью газете «Южная Осетия» Кулахметов сказал, цитируем: «Если будет соответствующая ситуация, то сопредседатели СКК примут решение. Деваться будет некуда, и мы увеличим контингент». Значит, увеличение контингента зависит и от СКК, которое тоже несет всю полноту ответственности, в случае если действующий контингент в существующем количестве выпустит ситуацию из-под контроля.
Наивно думать, что генерал Кулахметов забыл боевой устав сухопутных войск, обязанности миротворца, мандат ССПМ, который разрешает применение миротворцами оружия в целях невозобновления боевых действий между сторонами. А если знает, но невыполняет, то оценка ему должна даваться, в том числе, военной прокуратурой. Как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.
Как бы ни было, командующий ССПМ генерал Кулахметов – это далеко не воплощение российской армии, российского генералитета, и лучших традиций русского оружия, которое должно сказать свое весомое слово. А у населения Южной Осетии Кулахметов вызывает ассоциации с Юлом Бриннером, бесстрашным и принципиальным главным героем фильма «Великолепная семерка», на которого Марат Минюрович похож как две капли воды. Однако вот сходства характеров генерала и Бриннера, пока обнаружить не удалось.
Однако, по совокупности приведенных фактов ненадлежащего исполнения командующим ССПМ генералом Кулахметовым своих обязанностей, что выразилось, в частности, в гибели более 20 граждан России-Южной Осетии, в постоянных обстрелах грузинской стороной из артиллерийских орудий жилых кварталов Цхинвала (повлекшие за собой ранения мирного населения – женщин, детей, стариков), в перманентных нарушениях прав человека в зоне конфликта исключительно по национальному (как осетина) признаку, в нереагировании на - милитаристские действия Грузии в зоне ответственности ССПМ, блокирования грузинами автотрасс, избиения осетин грузинской полицией, препятствия движению гуманитарных грузов, водную блокаду Цхинвала, - есть все правовые основания для возбуждения уголовного дела в отношении командующего ССПМ Марата Кулахметова генеральной прокуратурой Южной Осетии, и привлечения его к уголовной ответственности.А министерство обороны России, уже после правовой и уголовной экспертизы действий генерала, вправе, естественно, рассмотреть вопрос соответствия Марата Минюровича занимаемому положению, офицерскому званию, чтобы предстоящий юбилей по случаю 15-летия ввода миротворцев в Южную Осетию встретить в полном ощущении роли и значения российских миротворческих сил для народа республики.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |