Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
12.06.07 Литер (Казахстан)
Игорь Хен
В Санкт-Петербурге прошел неформальный саммит глав государств – участников СНГВ минувшее воскресенье в северной столице России прошел неформальный саммит глав стран СНГ. На первый взгляд ничего особенного не произошло – беззубость и отсутствие интеграционной потенции у Содружества Независимых Государств уже несколько лет становится главным рефреном подобных саммитов. Однако позавчера все было несколько по-другому. Прошедший саммит в городе трех революций, может быть, нового прорыва или переворота в ближайшем будущем не принесет, но некоторые инициативы и перемены можно вполне назвать революционными. Хотя бы в нешироких рамках Содружества.
Раз в год и палка стреляет.
В сущности, стагнация в развитии СНГ не должна восприниматься как некая трагедия, и уж тем более она не должна стать главной причиной для ликвидации данной организации. По большому счету, достижения и реализации новых интеграционных идей можно и должно добиваться посредством других организаций на евразийском пространстве и пространстве бывшего СССР. Речь ведь идет не о том, чтобы СНГ за какой-то небольшой отрезок времени стала доминирующей организацией в регионе, причем доминирующей на всех абсолютно фронтах. Речь идет о том, чтобы Содружество реализовало заданные именно ему задачи, а спектр их достаточно узок. Для того Казахстан и участвует параллельно в нескольких проектах, что все они, по большому счету, из разных категорий, и делать ставку на один из них – заведомо провальный шаг.
Думается, что СНГ какую-то часть, причем немалую, своего предназначения реализовала и продолжает реализовывать. В последние годы сам смысл его существования был направлен не на какое-то соединение, а, напротив, на правильное, безболезненное разрушение (или разделение – как хотите). Для того чтобы интеграция на пространстве бывшего Союза стала проходить более динамично и продуктивно, нужно было максимально аккуратно укрепить суверенность бывших независимых республик, то есть идеально завершить разрушение СССР. Ведь для того, чтобы построить новый дом, нужно уничтожить старый. СНГ для этого потребовалось полтора десятка лет. И сегодня мы имеем в наличии новую ровную площадку для диалога и сотрудничества.
Естественно, расчистив виртуальную площадку, мы нуждаемся в СНГ все меньше и меньше. Однако роль данной организации все еще остается достаточно значимой для стран Содружества. Председательствующий в СНГ в этом году Нурсултан Назарбаев всегда настаивал на важности Содружества, но при этом не питал иллюзий относительно его реальных возможностей. Вот и на этот раз он, не сильно сгущая краски, но и не витая в облаках, призвал лидеров государств к прагматичности и выдвинул новый проект реализации интеграционных идей по системе "один год – одна тематика". То есть президент Казахстана дал понять, что раз в год и палка стреляет, но при этом эту палку нужно зарядить общими усилиями. Следующий саммит пройдет в Душанбе 5–6 октября, и главной его темой будут проблемы миграции. Сегодня данный вопрос волнует государственных мужей Содружества гораздо больше, чем разделение углеводородных запасов или развитие транзитно-транспортной инфраструктуры. Видимо, потому, что данная проблема касается абсолютно всех. Интересен тот факт, что некоторые страны СНГ явно опасаются того, что при полном завершении интеграционных процессов на пространстве бывшего СССР они останутся не у дел и им придется, оперируя футбольными терминами, "играть на лидеров". Президент Казахстана, выступая на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, проходящем параллельно с саммитом, поспешил успокоить недоверчивых:
"Не нужно бояться, что появится группа государств, которая будет опережать в своем развитии другие страны. Мировая история, напротив, демонстрирует, что в любом интеграционном объединении есть лидеры, ведущие за собой остальные страны. Следовательно, идея разноскоростной и многоуровневой интеграции позволяет наиболее адекватно учесть и национальные интересы, и интересы Евразийского региона в целом". Впрочем, при нынешнем состоянии СНГ, а самое главное – в бардаке отношений между странами СНГ, это может прозвучать как глас вопиющего в пустыне. Остается надеяться, что не прозвучало.
Южане – в дюжине
Саммит в Санкт-Петербурге стал уникальным еще и потому, что впервые за много лет он прошел при участии глав всех двенадцати стран – участников Содружества. Безусловно, на это повлиял еще и тот факт, что в день проведения саммита, до его начала, в северной столице нашего соседа прошел XI Петербургский международный экономический форум "Конкурентоспособная Евразия – пространство доверия", который сегодня при возрастающей инвестиционной активности России является сверхактуальным и важным для многих стран, включая и страны СНГ. Но, несмотря на это, собрание всех двенадцати лидеров стало почти аверченковской "дюжиной ножей" в спину всем скептикам относительно будущего СНГ.
На сегодняшний день мы можем с точностью говорить о том, что Содружество входит в пору политической зрелости, после которой логично и правильно наступит его закат. В работе саммита на этот раз поучаствовали уже почти традиционно оппозиционно настроенные к Москве Украина и Грузия. Но, самое главное, впервые за много лет на саммит приехал президент Туркменистана – сравнительно недавно избранный Гурбангулы Бердымухаммедов. Что, впрочем, неудивительно: после недавней плодотворной трехсторонней встречи с участием президентов России и Казахстана новоявленный Туркменбаши никуда от союзничества с Россией уже не денется. Ведь сегодня уже ни для кого не секрет, что вокруг (или посредством?) Прикаспийского газопровода создался достаточно мощный энергетический союз Россия – Казахстан – Туркменистан. Однако если приезд в Санкт-Петербург президента Туркмении носил больше символический характер, то в отношении глав Украины и Грузии этого сказать нельзя никак. Нурсултан Назарбаев, как председатель, обозначил приоритеты и перспективы в работе СНГ и как бы ушел в приятную тень. После этого саммит превратился в ряд двусторонних встреч, особое удовлетворение от которых получили, скажем честно, не все. Слова детской песенки о том, что "друг в беде не бросит, лишнего не просит", стали неактуальными. Потому что многие из нас уже не столько друзья, сколько партнеры. А то и того хуже…
Подпитка не пытка
Абсолютно понятно, что украинский президент Виктор Ющенко прилетел на саммит не только для того, чтобы поучаствовать в работе саммита. СМИ разных государств просто набиты сообщениями о том, что "Виктор Ющенко считает, что в рамках СНГ необходимо решать конкретные социальные, гуманитарные и другие вопросы", что он высказался за системную работу в рамках Содружества, что поддерживает идею того, что каждый год следует посвящать работу саммита СНГ одному вопросу и прочее, и прочее. На самом деле абсолютно ясно, что украинский лидер приехал договариваться с Владимиром Путиным, однако не о ценах на газ. Возможно, он именно на саммите хотел заручиться поддержкой России в глазах мирового сообщества, возможно даже – в ближайшей перспективе подтолкнуть Украину на сближение с Россией. Однако Владимир Путин совсем не тот человек, чтобы вот так просто "задружить" с таким непредсказуемым политиком, как Ющенко, тем паче – учитывая последние события в Украине. При этом украинские аналитики явно надеялись на что-то большее. "Изначально очень сложно было ожидать каких-то реальных результатов и итогов от этого саммита СНГ. Очевидно, что он носил декларативный характер: и для Путина, и для Ющенко он не преследовал никаких стратегических целей", – разочарованно говорит Олег Бондаренко, руководитель Российско-украинского информационного центра. Относительно президента России комментировать ничего не станем, однако тот факт, что Виктор Ющенко привез в Санкт-Петербург 22 проекта, говорит о многом. Не стоит называть питерский саммит "посиделками" только потому, что его результаты никак не отразились (да и не могли отразиться) на российско-украинских отношениях. Потому что, следуя политической логике нашей страны, для начала нужно решить экономические проблемы, а потом уж политические как-нибудь да решатся. Плохо скрываемая Виктором Ющенко антироссийская политика в Украине только усугубит экономические отношения между двумя странами. Тем не менее украинские эксперты большие надежды возлагают на октябрьский официальный саммит в Душанбе, где будет приниматься новая концепция реформы СНГ. Сразу же возникает вопрос: не проще ли Киеву напрямую договариваться с Москвой, ведь предстоящий саммит может принести результаты, которые Украину тоже серьезно расстроят?
Встреча президентов России и Грузии вроде бы дала определенную надежду на то, что двусторонние отношения между этими странами в ближайшем времени могут быть улучшены. В последнее время напряженность в этих отношениях оставалось достаточно высокой, и уже на саммите она немного разрядилась. Михаил Саакашвили фактически получил от Владимира Путина заверение в том, что Москва не станет вмешиваться во внутренние дела Грузии и не станет ставить под сомнение ее территориальную целостность. Также был обсужден целый ряд вопросов, направленных на урегулирование отношений между странами. Но вряд ли можно говорить о том, что эти переговоры тоже стали прорывными. По большому счету, Владимир Путин давно не вмешивается во внутренние дела Грузии. А молчание, как известно, знак согласия, то есть согласия с тем, что территория Грузии целостна. Так что эта встреча вовсе не стала откровением, но лишь еще раз продемонстрировала стагнацию в двусторонних отношениях.
При всей активности лидеров на саммите не покидает чувство, что в большинстве обсуждений и встреч интеграционных идей нет даже и в зародыше. Все они направлены на достижение двусторонних договоренностей, а в процессе работы Содружества (или в имитации данного процесса) участвуют лишь лидеры стран. Это в своем выступлении предсказал Нурсултан Назарбаев во время своего выступления на экономическом форуме. Он выставил напоказ недостатки в работе Содружества: "Слабость, как Содружества, так и других объединений на Евразийском пространстве, по моему мнению, заключается в том, что предпринимаемые нами меры ограничиваются лишь верхним уровнем государств. Но в этом процессе совершенно не задействовались те силы в каждой из наших стран, которые могли бы их реализовать на практике. Любая интеграция должна подпитываться снизу, из реального сектора экономики, а дело политиков – оказывать этому процессу всяческое содействие". Однако пока лишь Россия и Казахстан выдвигают новые интеграционные идеи в рамках Содружества, и только они подходят к работе с необходимой серьезностью, что, естественно, не может не отразиться на международном авторитете организации. Остается надеяться, что после официального саммита в Душанбе хоть что-то в работе СНГ изменится в лучшую сторону.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |