Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
08.06.2007. Общественный рейтинг (Киргизия)
Сыргак Абдылдаев
"У малой страны есть только 2 пути в будущее: либо богатые природные ресурсы, либо интеллект нации. Если нет ни того, ни другого, то этот народ обречен остаться в прошлом…"
Уильям Гладстон (1809–1898), британский государственный деятель
Последние события вокруг судьбы авиабазы "Ганси" ("Манас") попали в центр водоворота кыргызской политики накануне бишкекского саммита стран-участниц ШОС. При этом практически все профи-аналитики отметили тот факт, что это очередная игра кыргызского Белого дома (БД). Формальным поводом для крутых разборок на высшем уровне стало убийство гражданина КР в декабре прошлого года военнослужащим ВВС США. Однако истинная мотивация этой игры новой власти Кыргызстана большинству наблюдателей пока не понятна…
Но очевидно, что переиграть условия соглашения по авиабазе коалиционных сил НАТО – США для Бишкека будет весьма сложно. Как заявил премьер А. Атамбаев на майской пресс-конференции для СМИ, соглашение между США и КР по размещению американского воинского контингента в аэропорту "Манас" практически невозможно расторгнуть. При этом отметил, что "это очень хитрое соглашение".
И, тем не менее, подлинные контуры подоплеки этой высокой интриги просвечиваются весьма отчетливо. После недолгих расчетов для многих профи стало понятно, что местные "геополитики" накануне саммита ШОС пытаются разыграть на ровном месте многоцелевую комбинацию, открыв охоту на нескольких "зайцев". Главные цели кыргызской игры заключаются в нескольких блоках, из которых 2 являются главными.
Первый из набора обычных претензий бедных родственников, с полунастойчивыми требованиями увеличить финансовую дозу за аренду территории и причиняемый (вчера и завтра) ущерб экологии и населению.
Второй блок более солиден, с притязанием на имидж серьезного политика - наряду с предварительным желанием понравиться партнерам-хозяевам ШОС до начала встречи, подготовить (в случае, если в Вашингтоне не клюнут) почву для официального выпада против дальнейшего присутствия штатовских рейнджеров на своей территории.
Для размышлений Вашингтону времени отпущено вполне достаточно (до начала саммита ШОС), чтобы сделать адекватные шаги в сторону повышения договорной цены за пребывание Пентагона в центральном районе конкурс-региона своих и чужих жизненных интересов. Конечная блок-цель этой части игры - извлечь из бишкекского саммита ШОС максимальные дивиденды. Ну и, попутно, продемонстрировать старшим партнерам по СНГ и ШОС, что новая власть в Кыргызстане сидит крепко и, разумеется, надолго…
В принципе, майская внешнеполитическая игра Бишкека 2007 года выглядит схематично точной, если учитывать нынешнее критическое положение США на международной арене и нарастающую волну антиамериканских настроений в мире. Однако желаемое не всегда становится действительным. А для малых стран такие игры в составе команды матерых хищников-тяжеловесов геополитики весьма рискованны для собственной безопасности. Опасность в том, что в геополитике работает один вечный закон сообщающихся сосудов - выигрывая в одном, всегда проигрываешь в другом. Вопрос только в цене этих противоположных последствий.
Несмотря на нынешнее, весьма неустойчивое военно-политическое положение США в Центральной Азии (ЦА), Вашингтон, тем не менее, продолжает держать курс на усиление своего влияния в этом регионе. После ухода из Узбекистана, авиабаза "Ганси" осталась последней опорной точкой на военно-политической карте Пентагона в азиатской части СНГ. А между тем, последние события в политическом мире евразийского пространства определенно наводят на вывод, что интеграционный маховик ШОС набирает обороты, затягивая в свою орбиту новые страны. Естественно, что с этой точки зрения в Вашингтоне прекрасно понимают, какими дальнейшими тяжелыми последствиями и потерями для США могут обернуться процессы усиления позиций Москвы и Пекина в центральноазиатской зоне мировых запасов энергоресурсов. При этом, когда нынешняя администрация Буша-младшего крепко и надолго увязла в иракском тупике, Госдепу США приходиться белкой крутиться в колесе собственной геополитики, разрываясь между Ближним Востоком и ЦА. И вот (!!!) на этом фоне намек на прощальный реверанс "Ганси" со стороны Бишкека для Вашингтона является весьма тревожным сигналом. А тут самый больной вопрос для стратегов Госдепа: этот реверс с "Ганси" в Бишкеке сами придумали или все-таки кто-то из соседей по ШОС подсказал? (Ведь всему миру известно об отсутствии склонности к глубоким умственным упражнениям и излишнее пристрастие жильцов кыргызского политического дома к охоте за длинным $).
Тонкие наблюдения за последними официальными визитами первых лиц Бишкека в РФ, последнее посещение кыргызской территории президентом РК Н. Назарбаевым, Генеральным секретарем ОДКБ Н. Бордюжей, приезд в Кыргызстан министра обороны США Р. Гейтса и, наконец, намечающийся вояж помощника госсекретаря США Р. Баучера указывают на явный признак лихо закручивающейся брутальной игры вокруг последней опорной точки Пентагона в ЦА. Но так ли это?
Для профи-аналитиков давно уже не секрет, что весь набор более или менее политически значимых фигур "островка демократии" был просчитан, как в Кремле, так и в Вашингтоне еще во времена прежней власти и цену кыргызской политике в обоих царствующих дворах знают досконально. А каков интеллектуальный потенциал нынешнего внешнеполитического корпуса - ясно без слов. Достаточно вспомнить Астанинский саммит 2005 года и реактивный визит предшественника Р. Гейтса экс-министра МО США Д. Рамсфелда, после которого официальный Бишкек, получив небольшую арендную надбавку за "Ганси", развернулся на 180 градусов, резко отвернувшись от достигнутых договоренностей.
При этом стоит отметить, что нынешние отношения между РФ и Пекином с одной стороны и США - с другой сегодня весьма напряженны и схожи с периодом "холодной войны" и расхождение геополитических курсов этих держав продолжает усиливаться. Однако на фоне событий последних лет и отношения между официальным Бишкеком и Москвой тоже трудно назвать теплыми, которые больше близки к нулевой температуре, очевидно, что в игре по центральноазиатским интересам риск весьма велик. Особенно, когда игрок-карлик совершенно не пользуется доверием ни одного сильного партнера и, как следствие, отсутствие весомого авторитета. Следовательно, Кыргызстан имеет реальный шанс оказаться жертвой собственной чрезмерной самоуверенности и в итоге борьбы за центральноазиатские дивиденды оказаться на мели. Но это в будущем, а сегодня ясно, что официальный Бишкек уже успел показать себя мелким начинающим игроком, багаж внешнеполитического опыта которого пока заключается в умении технично блефовать и не более.
Поэтому сегодня очевидно, что игра вокруг авиабазы "Ганси" идет со стороны кыргызского БД и является, вероятно, ноу-хау местного производства. Впрочем, при этом необходимо отметить, что нынешняя цена за право США присутствовать в кыргызском доме с оружием в руках слишком низка и остро нуждается в увеличении. Но громкие скандалы последних лет убеждают, что сделка все же состоится, как в старые добрые времена. "Манас" так и остался "Бермудским треугольником" в финансовых отчетах Минфина. До сих пор "висят в воздухе" вопросы о распределении прибылей от аренды территории аэропорта, поставках ГСМ американцам и пр. При этом стоит отметить, что в кыргызской экономике "двойная бухгалтерия" давно уже стала негласно узаконенной нормой. Поэтому для профи-аналитиков без лишних умственных усилий очевиден последующий результат от визита Р. Гейтса. Двойные торги, скорее всего, состоятся и американцы, назло врагам всем, останутся.
Впрочем, важно другое. Дальнейшую ситуацию вокруг военного присутствия в КР просчитывают и наши партнеры по ШОС. Для Москвы и Пекина ясно, что Вашингтон ради сохранения своих позиций в регионе пойдет на уступки по "Ганси" и купит внешнюю политику Бишкека. Ведь, с другой стороны, и местные политики тоже правы. Кыргызстан - бедная страна и любой дополнительный финансовый родник для голодной экономики, как дождь в пустыне. И последние $150 млн., сброшенные Пентагоном, уже большой довесок в госбюджет (и в карманы соответствующих госчиновников), которых сегодня никто из партнеров по ШОС Кыргызстану не предлагает.
Между тем очевидна и другая сторона сложившейся вокруг авиабазы ситуации. Нынешняя крайне непоследовательная позиция Бишкека в вопросе военного присутствия США на своей территории вызывает нарастающее раздражение у хозяев ШОС. Москва уже неоднократно давала понять Бишкеку, что дальнейшее пребывание американцев на территории КР может стать в ближайшей перспективе острым проблемным моментом в российско-кыргызских отношениях. Естественно, что в этом направлении центральноазиатской геополитики Пекин является активным союзником Москвы и, безусловно, учтет ее мнение в расстановке финансовых потоков ШОС. Как это может отразиться на положении Кыргызстана в этой организации - пока сказать трудно. Но понятно, что в любом случае не в лучшую сторону. Поэтому в таких диких условиях собственной бестолковости и отсутствия умения договариваться с противными сторонами рассчитывать на эффективную прагматику руководства страны во внешней политике КР не приходится и 600 млн. сомов, выдернутых из республиканского бюджета, в конечном итоге могут оказаться выброшенными на ветер.
В большой политике всегда были, есть и будут подводные течения, ударную силу которых, с точки зрения негативных последствий, игрокам без крепкого политическо-экономическогого веса точно просчитать практически невозможно. История малых стран, имеющих подобный горький опыт партнерства с великими державами на ринге борьбы глобальных геополитик показывает, что эта категория "карликовых" союзников нередко становится разменной пешкой в шахматной игре ведущих игроков. Поэтому игра на противоречиях великих держав для малых стран сравнима с блужданием слепого на минном поле.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |