Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Как сообщалось, в конце мая депутат Государственной Думы К.Ф.Затулин внес поправку в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», снимающую ограничение по сроку действия упрощенного порядка приобретения российского гражданства для тех, кто приехал в Россию из бывших союзных республик и получил разрешение на временное проживание. В действующем законе эта возможность существует до 1 января 2008 года.
13 июля К.Ф.Затулин внес еще одну поправку в этот закон, которая корректирует часть 4 статьи 14 об упрощенном порядке приобретения гражданства. Принятие поправки позволит приобретать гражданство тем бывшим гражданам СССР, которые приехали в Россию и постоянно проживали по состоянию на 1 июля 2002 года. При этом доказательством постоянного проживания будет служить не только наличие регистрации по месту пребывания (как это предусмотрено в действующем законе), но и решение суда, устанавливающее факт постоянного проживания
А.Докучаева
Разговоры о том, что закон «О гражданстве Российской Федерации» от 2002 года нуждается в изменениях, не стихают с момента его принятия. Поправки в закон вносились 11 ноября 2003 года, 2 ноября 2004 года, 3 января 2006 года. Но «узкие места» остаются. В первую очередь это касается прав на российское гражданство российских соотечественников, бывших граждан СССР, которых застал развал страны за рубежами РСФСР. Многие из них за это время приехали в Россию, но до сих пор не смогли оформить российское гражданство. Очень часто – не по своему желанию или небрежности, а из-за того, что не смогли пробить бюрократическую стену, чтобы собрать требуемые документы.
Закон увязывает право на прошение о гражданстве для тех кто уже находился в России на момент вступления в силу закона о гражданстве, 1 июля 2002 года, с наличием регистрации по месту проживания (постоянной прописки). Именно это требование содержит часть 4 статьи 14 об упрощенном порядке приобретения гражданства. Но хорошо известно, что получить «регистрацию по месту проживания» очень непросто.
Еще в 1998 году Конституционный Суд РФ своим с Постановлением РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713" разъяснил, что: «Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства». Таким образом, Конституционный суд подтвердил уведомительный характер «регистрации», но на практике – это сложная процедура получения разрешения на эту самую «регистрацию». Поэтому, многие соотечественники, приехавшие еще в 90-х годах, регистрации по месту проживания не имеют. Даже те, кто докали в суде факт своего постоянного проживания по состоянию на 1 июля 2002 года, не могут воспользоваться правом на упрощенный порядок получения гражданства. Поскольку в части 4 статьи 14, регламентирующей условия упрощенного порядка приобретения гражданства лицом, проживавшим на территории России по состоянию на 1 июля 2002, его право на приобретение гражданства увязано с наличием регистрации по месту проживания.
Действующий закон связывает право приобретения в общем порядке гражданства Российской Федерации иностранным гражданином с его постоянным проживанием в Российской Федерации. Это требование зафиксировано в статье 13, определяющей прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке. В то же время упрощенный порядок связан с более жестким требованием - наличием постоянной прописки. Предлагаемая поправка приводит норму части 4 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» об упрощенном порядке принятия российского гражданства для бывших граждан СССР, проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002, к единообразной трактовке и единообразному правоприменению в рамках Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». В таблице можно сравнить ныне действующую редакцию и ту, что предлагается депутатом.
Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке | |
Действующая редакция части 4 |
Предлагаемая редакция части 4 с учетом двух поправок, внесенных К.Ф.Затулиным |
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 января 2008 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. |
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и постоянно проживающие в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации. |
Если будут приняты обе поправки К.Ф.Затулина, то тогда еще десятки тысяч наших соотечественников смогут легализоваться в России.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |