Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
Депутат Государственной Думы К.Ф.Затулин получает немало обращений не только от своих избирателей, проживающих в в Орехово-Борисовском избирательном округе № 197 в г.Москве, но и российских соотечественников из других городов России и из-за ее рубежей. По каждому обращению принимаются меры: дается разъяснение, направляется просьба в различные инстанции, которые уполномочены рассмотреть заданный вопрос. В тех случаях, когда проблема затрагивает интересы не только обратившегося, но имеет более общий резонанс, делается депутатский запрос – специальная форма обращения депутата Федерального Собрания России в государственные органы, предусмотренного Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Ниже публикуем текст трех запросов, направленных депутатом К.Ф.Затулиным в июле с.г..
В запросе, направленном первому заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковнику милиции А.А.Чекалину, депутат просит разъяснить каковы сейчас правила и порядок осуществления миграционного учета для граждан Украины, прибывающих в Россию, и обеспечивается ли особый (безрегистрационный в течение 90 дней) порядок их нахождения на территории Российской Федерации.
Запрос Министру обороны А.Э.Сердюкову связан с обращением гражданки России Р.М.Сафроновой, семья которой проживает на территории Грузии в военном городке Вазиани, где раньше дислоцировалась российская военная часть, в которой заявительница и ее муж работали как гражданские специалисты. После вывода российских войск из Грузии Р.М.Сафронова пытается решить вопрос о переезде в Россию, но переписка с военным ведомством не дала результатов. В аналогичной ситуации, по-видимому находятся сотни, если не тысячи, людей. Депутат просит Министра проинформировать, каким образом, в случае вывода российских войск с военных баз, расположенных за границей, решается вопрос жилищного обустройства граждан России, работавших по гражданским специальностям на этих базах и проживавших в военных городках.
Третий запрос – это повторное обращение к руководителю Федеральной миграционной службы России К.О.Ромадановскому с просьбой об оформлении разрешения на временное проживание для А.Л.Подоплеловой, родившейся в России в 1934 году, затем вместе с мужем направленной в Грузию, где она прожила жизнь, где ее застал развал страны СССР. Оставшись вдовой в 1999 году, она перебралась к дочери, живущей в Москве. Оформить регистрацию по месту жительства дочери она не смогла, под разными предлогами в этом отказывали. Год назад она обратилась к К.Ф.Затулину с мольбой о помощи. Тогда обращение в ФМС получило положительный отклик. А.Л.Подоплелова собрала и подала документы на разрешение на временное проживание, после оформления которого можно было обращаться за российским гражданством. Однако при проверке ее документов оказалось, что при временном выезде в Грузию в 2002 году А.Л.Подоплеловой было оформлено административное выдворение, о котором эта пожилая женщина не подозревала. Сейчас ей отказано в возможности временного проживания и она продолжает быть нелегалом у себя на Родине. Депутат просит, учитывая возраст и особые обстоятельства, удовлетворить просьбу заявительницы о легализации в России.
Надо сказать, что похожие судьбы у тысяч русских людей, которые не могут легализовать свое пребывание в России, приехав из бывших союзных республик. Самое обидное то, что, по сути, А.Л.Подоплелова, родившаяся в Брянской области, является по рождению гражданкой России и своего гражданства не утрачивала. Даже по новому жесткому, и за это критикуемому, закону 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» ей должны бы выдать российский паспорт. Действительно, в бытность СССР, все, родившиеся на территории СССР, были гражданами СССР. Гражданство РСФСР, а затем гражданство Российской Федерации регламентировал закон 1991 года, который предусматривал приобретение гражданства в результате признания. Он устанавливал (часть 2 статьи 13), что: «Лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РСФСР по рождению, если родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождении ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Под территорией РСФСР в данном случае понимается территория РСФСР по состоянию на дату их рождения». То есть законом Российской Федерации от 1991 года А.Л.Подоплелова, родившаяся на Брянщине, была признана гражданкой Российской Федерации. Тот же закон гласил, что «проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства» и «никто не может быть лишен своего гражданства». Процедура лишения гражданства – регламентирована законом и предусматривает свободное волеизъявление. Наша заявительница от российского гражданства – не отказывалась, значит, когда А.Л.Подоплелова въезжала в Россию в 1999 году еще с советским паспортом, затем выезжала в 2002 году, к ней, как к гражданке России, не могло быть претензий по нарушению правил пребывания в стране. Ее могли оштрафовать за то, что она не заменила паспорт СССР на российский паспорт, и, получив от нее этот штраф, должны были его выдать, а не устраивать суда с решением о выдворении. По сути, данное решение суда является неконституционным. Поскольку гражданин защищен от выдачи его иностранному государству и не может быть выдворен. И в дальнейшем А.Л.Подоплелова своего российского гражданства не теряла. По ныне действующему закону «О гражданстве РФ» (статья 5) «лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона» (а А.Л.Подоплелова это гражданство имела), и (статья 6) «приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации» (то есть, получив грузинский паспорт (а с ним и грузинское гражданство) в 2003 году, А.Л.Подоплелова российское гражданство – не утратила. Проблема в том, чтобы получить документ, удостоверяющий ее российское гражданство – паспорт гражданина Российской Федерации. В обращении депутата в ФМС речь идет о разрешении на временное проживание для А.Л.Подоплеловой, в нем не оспаривается отношение к ней, как к иностранной гражданке, в надежде, что такой путь решения вопроса будет короче, чем доказывание ее российского гражданства по рождению.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |