Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
19.06.2007, http://www.ferghana.ru
Виктор Дубовицкий (Душанбе)
Форум, прошедший на днях в столице Таджикистана, - первая в регионе Средней Азии попытка собрать вместе тысячи выпускников российских вузов, окончивших их в разные годы и работающих ныне в независимых государствах. «Мы - соотечественники по образованию, а не по прописке, – обратился к участникам Форума выпускников российских вузов Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Таджикистан Рамазан Абдулатипов.- Мы объединены чувством единой Родины. Мы не просто из СССР, а из единого гуманитарного и научного пространства, и наша цель - обеспечить связь времен, обеспечить развитие всех форм нашего сотрудничества».
Независимость - не автаркия
Можно с уверенностью сказать, что главным лейтмотивом в выступлениях участников Форума была благодарность некогда единой стране, давшей им образование, вызывающее в настоящее время зависть сегодняшних выпускников многих вузов в независимых государствах. По мнению выпускника аспирантуры Института философии АН СССР, академика АН Республики Таджикистан Мусо Динаршоева, ни о какой современной науке в Таджикистане без помощи России речи не могло быть: великие достижения таджикско-персидской культуры, связанные с именами Фирдоуси, Ал-Хорезми, Омара Хайяма и Туси, к концу XIX века, когда регион попал в геополитическую сферу влияния России, уже не оказывали благотворного влияния на культуру его народов, за пять последних веков раздавленных волнами жесточайших нашествий. Огромная помощь русской, а затем и советской системы образования и науки буквально реанимировали национальные культуры народов Средней Азии. Имена Н.П.Остроумова, А.А.Семенова, В.В.Бартольда, Н.А.Наливкина, М.С.Андреева и сотен других забытых, к нашему стыду, сподвижников русской культуры, образования и науки, достойны быть вписанными в историю народов региона.
По общему мнению участников Форума, огромные преимущества Таджикистану дает не прекращавшаяся принадлежность его ученых советов по защите диссертаций к Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России. Из стран СНГ такие отношения с российским ВАКом сохранились после 1991 года только у Таджикистана и Белоруссии. Ученые Таджикистана получают после защиты российский диплом кандидата или доктора наук, безоговорочно признаваемый во всем мире.
«Независимость - не автаркия!»- эта мысль стала лейтмотивом в оценке необходимости связей между выпускниками российских вузов. Их альма матер до настоящего времени являются мощными связующими звеньями целых поколений интеллектуалов в десятках странах мира. Только в Таджикистане трудятся тысячи питомцев МГУ имени М.В.Ломоносова, Ленинградского и Новосибирского университетов, других крупных, известных во всем мире учебных заведений. По словам выпускника Ленинградского университета, экс-министра иностранных дел Таджикистана Талбака Назарова, бывшего в 1980-х годах ректором Таджикского госуниверситета, в те годы в вузы России на обучение по 70 специальностям ежегодно отправлялось по 500-600 человек.
Уроки японского
«Учеба каждого из нас начиналась со школы: во многом благодаря тому, что мы, таджики, получили среднее образование на русском языке, мы затем получили возможность обучаться в российских вузах!» С этими словами заведующего кафедрой Международных отношений Российско-Таджикского (славянского) университета (РТСУ) Джуры Латифова нельзя не согласиться: сейчас этот университет - маленький русскоязычный островок в стране, восполняющий дефицит специалистов со знанием русского языка в Таджикистане. С выездом из страны в последние пятнадцать лет огромного числа русского и русскоязычного населения уровень знания русского языка в Таджикистане катастрофически ухудшается. Сам за себя говорит такой факт: группе из сорока абитуриентов, отправлявшихся на обучение за пределы Таджикистана, был предложен диктант на русском языке из 38 слов, каждое из которых состояло из трех-четырех слогов. Только семеро из абитуриентов получили оценку «удовлетворительно», а в некоторых работах на 38 слов проверяющие насчитали 50 ошибок.
Министерство образования республики, прилагающее огромные усилия для получения квот на обучение в вузах стран СНГ, с тревогой констатирует в последние годы факты возвращения недоучившихся студентов из Кыргызстана и Казахстана. Причина одна - неудовлетворительное знание русского языка, становящееся непреодолимым барьером в получении вузовского диплома. Трудности восприятия учебника и научных монографий на русском языке отмечаются и у аспирантов.
Тяжелые последствия такого положения дел великолепно понимают выпускники российских вузов и аспирантур. Поэтому наиболее перспективными направлениями работы своего «братства по образованию» они считают повышение квалификации учителей русского языка, а также восстановление системы стажировок специалистов разного профиля в учебных заведениях России.
Подчеркивая значение русского языка для современной науки, воспитанник Института философии РАН, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии АН Республики Таджикистан Махмадали Музаффар указал на то, что в мировой литературе объем переводов на русский язык находится на втором месте, а это означает, что ученые и специалисты из Таджикистана, владеющие русским языком на достаточном уровне, свободно могут работать в своей области на мировом уровне. «Через русский язык таджики приобщались и будут приобщаться к мировой культуре до конца своей жизни. Наше поколение вряд ли дождется прямых переводов с японского языка на таджикский, и единственный выход - поддерживать знание русского языка!», - подчеркнул М.Музаффар.
Ответом на опасения и тревоги участников Форума в этой области прозвучали слова Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Таджикистане Рамазана Абдулатипова об объявлении Года русского языка в Таджикистане. Это, конечно же, послужит повышению его статуса в стране, поднимет уровень интереса к нему, а также создаст условия для освоения различными слоями населения.
Посол указал на то, что в данной области - непочатый край работы. В частности, в Таджикистане, где конституционно русскому языку придан статус «языка межнационального общения», до сих пор не существует правовой расшифровки этого понятия. Вместе с тем вызывает сомнение то, что русский (да и любой другой) язык можно изучить, занимаясь им два часа в неделю. Именно столько часов выделено на его изучение в средних школах Таджикистана. «Не надо заблуждаться в том, что знание русского языка здесь, в Таджикистане, нужно России. Оно нужно, прежде всего, Республике Таджикистан, - подчеркнул посол. - Интеграция страны в мировое сообщество, формируемое единое гуманитарное пространство стран СНГ, предполагает наличие единого информационного носителя, которым и является русский язык».
Пожелания, цели и задачи
В своем обращении участники Форума подчеркнули, что он «стал возможен благодаря поступательному развитию отношений между Россией и Таджикистаном, возрождению великого духовного потенциала наших народов. Совместное творчество выпускников российских вузов Таджикистана призвано стать важнейшим консолидирующим элементом создания единого гуманитарного пространства стран СНГ, живым организмом, связывающим все страны и народы».
Участники Форума призвали всех своих однокашников вспомнить великое студенческое братство прежних лет и способствовать консолидации творческих усилий выпускников российских вузов, независимо от места их проживания и сферы нынешней деятельности: мы остались друзьями, и наши страны – Таджикистан и Россия – сотрудничают во всех областях.
В своем обращении к президенту Республики Таджикистан Э.Рахмону и президенту Российской Федерации В.Путину участники Форума просят руководителей государств содействовать организации и проведению форумов выпускников российских вузов Таджикистана на регулярной основе, а также проработать вопрос о проведении аналогичного форума в Москве для тех таджикских выпускников, которые постоянно проживают в России; шире использовать потенциал выпускников российских вузов в целях дальнейшего культурного, научно-технического и делового сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией; расширить возможности приема на обучение, стажировку и повышение квалификации в образовательных учреждениях России граждан Таджикистана на льготной основе; содействовать созданию и деятельности Российского центра науки и культуры в Республике Таджикистан, а также созданию в Республике Таджикистан клубов любителей русского языка; оказывать помощь выпускникам российских вузов Таджикистана в направлении им литературы, периодических изданий, аудио- и видеоматериалов для развития знаний, полученных в российских вузах, для поддержания знаний русского языка и культуры России; проводить работу, направленную на установление прямых научных контактов между таджикскими и российскими вузами на основе подписания между ними соглашений о сотрудничестве.
На такой конструктивной ноте окончился первый Форум выпускников российских вузов Таджикистана, с плодотворной работой участников которого связываются большие надежды как в Таджикистане, так и в России.
Об авторе: Виктор Дубовицкий - доктор исторических наук, эксперт ИА «Фергана.Ру», Душанбе, Таджикистан.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |