Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Проблемы и перспективы
19.06.07, http://www.russkie.org
Алексей Власов
Проблема развития и совершенствования сотрудничества в образовательной сфере между странами СНГ постоянно присутствует в повестке дня на саммитах Содружества и двухсторонних переговорах постсоветских лидеров. Однако нельзя констатировать, что за время, прошедшее с момента распада СССР, потенциал взаимодействия в этой сфере был реализован в достаточной степени.
Центробежные тенденции, к сожалению, затронули не только политическую и экономическую сферы, но и механизмы социо-культурного взаимодействия, хотя сама логика развития независимых государств диктовала иной выбор - сохранить единое образовательное пространство как залог повышения конкурентоспособности стран Содружества. Необходимо признать, что факторы «политической целесообразности» возобладали над интеграционной логикой.
Вступление в болонский процесс и движение к общеевропейским стандартам, в какой-то мере, способствуют преодолению кризисных явлений в сфере высшей школы, которые были характерны для всех без исключения постсоветских государств. Однако болонская модель - не панацея от всех проблем, к тому же часто за яркой упаковкой «общих стандартов» скрывается низкое качество образовательных услуг и стремление «казаться», а не «быть».
Создание Шанхайской органнизации сотрудничества предоставило России и странам Центральной Азии возможность по иному взглянуть на процесс эффективного взаимодействия и интеграционных связей не только в сфере безопасности и трансграничных связей, но и в области образовательных, социо-культурных проектов. Приобретенный опыт оказался достаточно позитивным. Почему? Прежде всего потому, что в отличие от интеграционных проектов в рамках СНГ идеология взаимодействия в системе ШОС лишена множества негативных факторов субъективного порядка. Прагматичность в соединении с консенсусным началом формирует пространство доверия и именно это поле вбирает в себя наиболее динамичные и успешные проекты.
Впрочем, об успешности интеграционных проектов в области образования мы можем говорить пока только в будущем времени, но позитивные предпосылки очевидны.
Несколько дней назад в Секретариате ШОС состоялось очередное заседание экспертной рабочей группы государств-членов ШОС по сотрудничеству в области образования. В заседании приняли участие делегации Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и представители Секретариата ШОС. В ходе заседания был обсужден и принят за основу консолидированный проект Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о взаимном признании документов об образовании. Одобрены структура ежегодного доклада министрам образования государств-членов ШОС о сотрудничестве в области образования и окончательный вариант первого номера Информационного бюллетеня о сотрудничестве государств-членов ШОС в области образования.
Очевидно, что на современном этапе деятельности Шанхайской организации вопрос о координации действий в сфере образования между странами-участницами ШОС приобретает особое, исключительно важное значение. Необходимость координации действий РФ, Китая, центрально-азиатских государств в сфере подготовки квалифицированных специалистов во всех областях гуманитарных и естественнонаучных знаний абсолютна очевидна. Продвигаясь в направлении стандартизации системы высшей школы в рамках Болонского процесса страны-участницы ШОС имеют уникальную возможность обогатить формальный набор требований болонской системы содержанием, более соответствующим национальным традициям образовательных моделей Китая, России, Казахстана, других стран. Логика взаимодействия очевидна - не через противопоставление, а через взаимодополнение.
Интересы Китая, одного из ключевых игроков на рынке мировых образовательных услуг, также связаны с возможно более «мягкой» адаптацией собственной образовательной модели через инструменты взаимодействия в рамках ШОС к общеевропейским и мировым стандартам. Традиции китайского образования на протяжении многих столетий развивались в несколько ином ключе, более соответствующем духу, истории и культуре этого народа. Поэтому, включаясь в интеграционные процессы в образовательной сфере и бережно относясь к «образовательному багажу», накопленному за тысячелетия, китайское руководство рассматривает образовательное сотрудничество в рамках ШОС как адаптационный инструмент, позволяющий решить стратегическую задачу с минимальными издержками. Россия, в свою очередь, имеет возможность обратиться к китайскому опыту, формируя сходные цели и задачи. В сущности, в образовательной сфере мы наблюдаем тенденции сходные с форматом экономических связей. Идет «стихийный» процесс взаимодействия российских, китайских, казахстанских вузов. МГУ, РГГУ, ВШЭ выступают в качестве системообразующих элементов в механизме дистанционного образования. Тысячи китайских студентов и аспирантов обучаются в российских вузах. Организована совместная аспирантура МГУ и Пекинского университета, совместная аспирантура Дальневосточного государственного и Хэйлунцзянского университетов. Обычным явлением стало открытие в странах ШОС Славянских Университетов.
Какие практические результаты может дать выстраивание механизма единых образовательных связей в рамках ШОС€ Перспективы подобного взаимодействия можно рассматривать в нескольких направлениях.
1. Формирование «общего рынка» образовательных услуг. Речь идет не только о имиджевых проектах, как например, открытии «Университета ШОС», а о более глубоком интеграционном взаимодействии. Выстраивании динамичной конфигурации взаимопроникновения субъектов высшей школы, как с точки зрения организационной, так и с точки зрения содержательной. Не секрет, что во многих странах ближнего зарубежья с опаской относятся к проникновению российских образовательных структур на национальные образовательные рынки.
Однако, в данном случае, речь должна идти о создании нового, общего образовательного пространства, на основе взаимного доверия и сотрудничества, а не о доминирующей роли какой-либо из стран-участниц ШОСа, идет ли речь о России или Китае.
2. Для создания соответствующей договорно-правовой базы сотрудничества государствами-членами ШОС важную роль должно сыграть Соглашение о взаимном признании эквивалентности документов об образовании и документов об ученых степенях и званиях, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений государств-членов ШОС.
3. Необходимо четко определить задачи и сферу компетенции, создаваемого под эгидой ШОС единого Образовательного Центра. Одной из важнейших задач Образовательного Центра должно стать расширение межгосударственного информационного обмена по вопросам образования, проведение исследований по выявлению образовательных потребностей населения и потребности в кадрах высшей квалификации государств.
4. Одним из принципиальных шагов к реальному взаимодействию образовательных систем стран-участниц ШОС должно стать создание структуры, проводящей постоянный мониторинг системы взаимодействия «высшая школа - рынок труда».
Что же касается Университета ШОС, то трудно что-то добавить к словам Сергея Степашина, который в мае 2007 года заявил: «Необходимость такой организации всем очевидна, но пока нет четкого понимания, как это реализовать на практике». По мнению Сергея Степашина, университет ШОС должен быть «распределенным в пространстве». В странах – участницах ШОС на существующей базе могут быть созданы университетские центры, которые все вместе и составят Международный университет Шанхайской организации сотрудничества.
Впрочем, есть и несколько иные трактовки идеи Университета ШОС - как структуры, готовящей специалистов для работы в проектах Организации на базе одного из московских высших учебных заведений с профилирующей языковой подготовкой.
Еще одна практическая идея - программа формирования в рамках существующих национальных ВУЗов своеобразной диспетчерской площадки по координации усилий групп ВУЗов каждой из стран ШОС в подготовке студентов и переподготовке специалистов для различных секторов экономики.
Таким образом, есть стремление к взаимовыгодному сотрудничеству. Инициатива проявляется не только со стороны управленческих структур, но и вузовской общественности. Есть примеры успешных «прямых» связей между китайскими, российскими, казахстанскими вузами. Нужна системность подходов. Нужна финансовая и организационная помощь со стороны государственных органов. Российские образовательные структуры должны определить степень важности для национальной системы образования выстраивания механизма связей в рамках ШОС. Что мы ходим получить в качестве конечного продукта взаимодействия? От ответа на этот вопрос будет зависеть степень «плотности» интеграционных процессов.
Пока же российское руководство в образовательной сфере придерживается политики «трех векторов». Главный вектор - вхождение в Болонский процесс. Второй - развитие интеграционных проектов на постсоветском пространстве через механизм двухсторонних и многосторонних связей. Наконец, направление образовательной интеграции в рамках ШОС.
«Система образования азиатских стран отличается от других. Есть сильная составляющая, которую важно использовать и в России», - отметил министр образования Фурсенко, обсуждая проблемы международного образовательного сотрудничества. При подобном подходе открытым остается вопрос о смысловых функциях ШОС применительно к системной модернизации образовательной сферы в странах-участницах этой организации. Достаточно обратиться к официальному сайту Шанхайской организации, чтобы понять, в копилку образовательных проектов включаются, в основном, наработки по линии двухсторонних отношений. Этого явно недостаточно.
При наличии политической воли и четкой концепции взаимодействия можно надеяться, что у интеграции в области образования между странами-участницами ШОС большие перспективы. Ведь, в конечном счете, в интересах нашего государства стать системообразующим элементом образовательной модернизации «евразийского сообщества», а , в более прагматичном плане, обеспечить ориентацию политической и экономической элит стран ШОС на получение высшего образования в России как современного и конкурентоспособного.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |