Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Исключение из правил ЕС. Чем грозит Беларуси потеря торговых преференций?

21.06.2007. БДГ

Эмма Равич

21 июня, вступает в силу решение Еврокомиссии об исключении Беларуси из Общей системы преференций Евросоюза, дающей послабление при уплате таможенных пошлин на товары, экспортируемые в страны ЕС. Соответствующая норма была принята 20 декабря 2006 года на основании обращения Международной организации труда (МОТ), расследование которой показало, что в Беларуси нарушаются права независимых профсоюзов. Но она предполагала отсрочку «наказания» сроком на 6 месяцев для исправления, прежде всего на законодательном уровне, сложившейся ситуации. Однако эти полгода ушли не столько на анализ и улучшение положения профсоюзов, сколько на обсуждение самого факта – Беларусь лишилась торговых преференций. По этому поводу были сделаны самые разные официальные и неофициальные заявления.

 Пожалуй, самым нелепым из них был характерный для белорусских функционеров порыв ввести симметричные меры против товаров, импортируемых Беларусью из стран Объединенной Европы. Дело в том, что Общая (генеральная) система преференций (ОСП) ответных мер не предполагает. Принцип преференциального режима, предложенный в 1964 году на первой Конференции ООН по торговле и развитию и одобренный в 1968 году, заключается в предоставлении развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран, в первую очередь посредством снижения или ликвидации для них таможенных пошлин. При этом льготы вводятся исключительно в одностороннем порядке и вводящие их государства не требуют взаимных уступок. Сейчас ОСП распространяется на продукцию около 170 стран и территорий.

В зависимости от того, насколько чувствительным для европейских рынков (местных производителей, уровня занятости и пр.) является выход на них игроков из развивающихся стран, устанавливаются различные тарифные льготы – от полного снятия таможенной пошлины до ее снижения всего на несколько процентов по отношению к базовой ставке. Кроме того, если уровень присутствия какого-либо наименования продукции из страны-бенефициара в течение трех лет превышает 15% европейского рынка (в отношении текстиля – 12,5%), то преференции по данной группе товаров могут быть сняты. Иногда это сопровождается введением антидемпинговых мер. Таким образом, не вполне верно утверждать, что преференции являлись бесконечным стимулом к выходу белорусских производителей на европейские рынки.

Тем не менее, лишение торговых преференций отразится на рентабельности значительной части белорусских предприятий. По данным Министерства статистики и анализа, в январе-апреле белорусский экспорт в страны Евросоюза составил 2,76 млрд. долларов. И поскольку сальдо внешней торговли стремительно уходит в минус (за четыре месяца оно составило – 1,16 млрд. долларов, а сальдо внешней торговли потребительскими товарами достигло -256 млн. долларов), экспорт придется наращивать. По оценкам экспертов, отмена торговых льгот затронет 66% товарной номенклатуры белорусского экспорта в ЕС, на которую приходится 30% выручки. По некоторым прогнозам, потери составят от 300 до 400 млн. евро в год.

С другой стороны, необоснованны и предположения о том, что лишение торговых преференций ударит по основным статьям белорусского экспорта. Дело в том, что бюджетообразующие отрасли, в первую очередь нефтехимия, поставляют свою продукцию в Европу по нулевой ставке таможенных пошлин. Таким образом, отмена преференций не отразится на деятельности «Беларуськалия», который в 2007 году планирует поставить в Европу более 1,5 млн. тонн хлористого калия. Проблемы с экспортом, возникшие у белорусских НПЗ (за январь-апрель экспорт нефтепродуктов снизился на 205,1 млн. долларов), связаны с изменением правил игры Россией, но не с отменой преференций Евросоюзом. Кроме того, по некоторым статьям экспортируемых продуктов преференции не применялись в принципе, например в отношении металлов номенклатуры ЕОУС.

Производители, продажи которых после отмены преференций на европейских рынках снизят рентабельность, вероятно, изменят географию поставок, но уйти с европейского рынка не рискнут. Так, очень чувствительной отмена преференций будет для предприятий легкой промышленности. Предприятия концерна «Беллегпром», экспорт которых в ЕС в январе-апреле составил около 14 млн. долларов – 30% экспорта концерна в страны дальнего зарубежья, – смогут переориентировать эту продукцию на набирающий обороты российский рынок. Туда будет перенаправлена часть товаров, но большинство поставщиков попытаются, несмотря на снижение рентабельности, сохранить свое место на рынке ЕС. В противном случае повторно выйти на него в условиях активизации китайских игроков и местных производителей будет еще дороже.

Еврокомиссия подчеркивает, что исключение Беларуси из ОСП носит временный характер. Вести дальнейшие переговоры согласны и в МОТ. В последнее время этот процесс особенно активизировался. 14-16 мая белорусская делегация провела переговоры с МОТ в Женеве, где стороны обсуждали новое белорусское законодательство о профсоюзах. Но больших результатов это не дало: и времени было немного, и принимать «чужие» правила игры в Беларуси не любят.

Но любопытно другое: ровно семь лет назад Беларусь уже обсуждала вопрос о лишении ее торговых преференций. Правда, тогда в роли борца за справедливость выступала Америка. Президент США Билл Клинтон принял соответствующее решение за необеспечение прав белорусских рабочих. США в географическом плане не столь удобный торговый партнер, как ЕС. На тот момент экспорт в США составлял около 80 млн. долларов, или 1,3% белорусского экспорта. Такие цифры Беларусь не озаботили, требование о соблюдении прав трудящихся – тем более. Видимо, и на этот раз справимся…

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ