Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
01.06.2007. «2000»
Владимир Корнилов
Один политический обозреватель солидного иностранного издания, периодически названивающий мне с целью получить комментарии, признался, что недавно получил нагоняй от своего редактора. Произошло это когда он третий раз за две недели принес материал о том, что политический кризис в Украине преодолен. Редактор заявил, что даже он, пытаясь вникнуть в суть описываемых событий, окончательно запутался в том, сколько у нас генпрокуроров, сколько указов нужно для роспуска одного парламента, почему предыдущее «преодоление кризиса» закончилось его обострением и, вообще, что есть такое «Украина». Журналист поплакался мне в жилетку по поводу того, что отныне редактор велел ему упоминать данное слово («Украина» то есть) исключительно в случае, если здесь произойдет что-то «более неординарное, чем разгон парламент, захват прокуратуры или отравление министра». «Читатели утомлены твоей Украиной!» - воскликнул в сердцах редактор.
Я сразу вспомнил классическое для любого журналиста произведение Карла Чапека «Как делается газета». В редакцию одной из газет пришло письмо о том, что кто-то увидел в некоем районе Чехии померанскую славку. После опубликования этого письма газета начинает печатать аналогичные письма из других районов страны чуть ли не трижды на неделю, считая, что данная переписка свидетельствует о небывалом интересе читателей к этой теме. Все обрывается с получением одного письма от какого-то пекаря, который возопил: «Я уже девятый год выписываю вашу газету, но если у вас еще раз напишут о померанской славке, вы потеряете всех подписчиков в нашем округе». Похоже, Украина уже стала эдакой «померанской славкой» для европейского читателя.
Ящик Пандоры
Тем не менее журналист, по-своему трактуя понятие долга, в который раз поинтересовался у меня, значат ли последние решения Верховной Рады и шаги Ющенко, что политический кризис в нашей стране опять окончательно разрешен. Когда мой собеседник услышал в ответ категоричное «нет», он даже крякнул от досады. Видимо, сразу представил гнев редактора, которому вновь приносят статью об очередном начале конца украинского кризиса.
Но западные журналисты – ладно. Им, действительно, не понять логику страны вечно возвращающихся генпрокуроров и ежедневно распускающегося парламента. Меня же поражают отечественные журналисты и политики, твердящие о том, что теперь уж, когда страна взяла «твердый курс» на досрочные выборы, кризис наконец-то преодолен. Господа, окститесь! О чем вы? Даже если предположить, что выборы все-таки состоятся 30 сентября (в чем еще у многих есть сомнения), то можете быть уверены: они приведут к еще большей эскалации напряженности и вызовут еще больший внутриполитический кризис, который на этот раз может стать необратимым для будущего этой страны.
Я спросил одного из таких журналистов, взирающих на идею досрочных выборов через розовые очки, сконструированные агитками Блока Юлии Тимошенко: неужели вы думаете, что все игроки украинской политической сцены, отбросившие сейчас даже видимость соблюдения законности, воюющие на уничтожение, разгоняющие суды, игнорирующие прямые нормы Конституции, после выборов 30 сентября пожмут друг другу руки и согласятся с этого дня жить исключительно по закону? Неужели кто-то может себе представить, что в таких условиях агитационной истерии, которые заведомо предопределили сверхчерную избирательную кампанию, кто-то собирается честно подсчитывать голоса? Неужели кто-то считает, что Банковая, ссылающая глав судей из Киева в Умань за мелкие «прегрешения», будет только вздыхать, глядя на действия судов, которые попытаются аннулировать результаты выборов где-нибудь в Западной Украине? Неужели кто-то наивно полагает, что Блок Юлии Тимошенко, недополучив нужное ему количество процентов, пожмет руку соперникам и скажет: «Мы достойно проиграли – и будем достойно нести ношу парламентской оппозиции ближайшие пять лет»? Журналист, которому я задал эти вопросы, слегка задумался и согласился: да, в такую перспективу верится с трудом.
Можно долго анализировать причины возникновения кризиса-2007 и его последствия. Но если досрочные выборы все же состоятся, можно смело говорить о главном итоге этого противостояния властей: мы открываем жуткий ящик Пандоры, выпуская наружу затхлый дух гетманщины, перемешанный с запахом нафталина. Мы создаем прецедент, когда капризы самодержца и его помпадурши возводятся выше права, выше Конституции, выше воли народа. И какими бы внутренними мотивами, на самом деле, ни руководствовался Виктор Ющенко, открывая сей ящик, он отбрасывает Украину в своем демократическом развитии далеко назад, подальше от народовластия и уж точно подальше от Европы.
Особенности летней рекламы
К чему в итоге могут привести досрочные выборы, если они состоятся осенью 2007 года? Нет, меня, в отличие от многих моих коллег, совершенно не волнует тот факт, что значительная часть избирательной кампании выпадает на лето. Во-первых, не мы первые, не мы последние. В этом году на июнь приходятся парламентские выборы во Франции и Бельгии, очередной референдум в Швейцарии, на июль – парламентские выборы в Турции, референдум в Латвии и так далее.
Во-вторых, нам самим уже не впервой. Если вы помните, значительная часть предвыборной кампании 2004 года приходилась именно на лето. Вспомните, Ющенко дал ей старт, выступив на Певческом поле в День независимости США (то есть 4 июля). Мне к тому же до сих пор отчетливо вспоминаются президентская и губернаторские кампании 1994 года (тоже, кстати, досрочные). Для тех, кто забыл, напомню, что выборы тогда состоялись 26 июня и 10 июля, что вовсе не помешало их демократичности. Я до сих пор считаю, что более демократичных президентских выборов с той поры у нас не было.
Да, конечно, летняя избирательная кампания имеет свою специфику, как любая рекламная кампания товаров сезонного характера. В конце концов, прохладительные напитки, мороженое, кондиционеры очень даже неплохо рекламируются в самую жару. При правильном позиционировании («свежий ветер в затхлой политической атмосфере», «мы остудим горячие головы авантюристов» и т.д.) любая политическая сила может достучаться до своей целевой аудитории. Даже если та в это время будет загорать на югах.
Засуха как политический инструмент
Так что вопрос скорее не в датах и сезонах, а в том, с чем собираются идти на эти выборы основные политические игроки. И начнем в этой связи с самой мощной и самой рейтинговой на данный момент партии. Думаю, не надо быть Нострадамусом, чтобы понять, на что именно собираются делать упор в своей предвыборной кампании «регионалы». Конечно, на очередное «экономическое чудо», совершенное правительством Януковича, на стабилизацию и резкий рост экономики, на выведение страны из кризиса, в который ее загнала бездумная политика правительства Тимошенко, ну и конечно же, на рост зарплат и пенсий. Не случайно третье повышение этого года запланировано аккурат на 1 сентября.
Это, конечно, весомые аргументы, с которыми не поспоришь. Однако об этих планах прекрасно знает оппозиция, давно уже планировавшая свою кампанию на «антирегиональской» риторике. Не секрет, что люди Ющенко и Тимошенко планировали свержение Рады и правительства на весну этого года (о чем неоднократно предупреждала и «2000»). Расчет оппозиции строился на прогнозах тяжелой и холодной зимы, которая должна была подорвать веру в экономические способности команды Януковича. Но природа была на стороне ПР, подарив нам небывало теплую зиму. Судя по нынешнему маю, природа не может быть все время благосклонной к кому-то одному. Тот факт, что засуха угробила некую часть урожая-2007, признан уже многими – и в оппозиции, и в правительстве. Мало того, этот факт уже отразился на мировых ценах на зерно и кукурузу. И уж тем более неминуемо отразится на внутриукраинских ценах.
Думаю, всем понятно, как наша славная оппозиция во главе с президентом собираются воспользоваться результатами засухи во время предвыборной кампании. Конечно же, виновником жары объявят не Солнце и не глобальное потепление, а Януковича. Мы уже видим, как президент в своих речах использует стихийные бедствия или аварии для того, чтобы обвинить политических конкурентов. Так, например, комментируя сход с рельс поезда, он набросился на министра транспорта за то, что тот участвовал в антипрезидентских митингах. Из чего следует полагать, что если бы Рудьковский не ушел в отпуск для участия в коалиционных майданах или принял бы участие в митингах за «Нашу Украину» (как это делал Ехануров в бытность премьер-министром), аварии бы на путях не случилось.
Механизм пиара вокруг неурожая уже запущен. Ющенко уже подался в поля для знакомства с засухой. Эта тема все чаще муссируется и им, и представителями других политических сил (включая, кстати, и коалиционеров, которые недавно с трибуны Рады заявили, что урожая зерна в 2007 году не хватит даже для внутренних потребностей). К чему подобные заявления могут привести? Исключительно к панике на потребительском рынке, ажиотаже и росте цен на основные продукты. Судя по сообщениям с мест, во многих регионах паника уже началась. Если верить «Газете по-киевски», в Жашкове Черкасской области резко взлетели цены на крупы, макароны и сахар, в Кременной Луганской области сахар становится дефицитным товаром. Даже представители киевских властей объявили о намерении солидно поднять цены на хлеб. И хотя потом это заявление было дезавуировано, никто не гарантирует, что в «час Ч» этот вопрос не возникнет вновь.
Вот здесь-то и кроется лежащий на поверхности план, который наверняка попытаются предпринять «оранжевые», дабы ударить по самому больному месту ПР. Учитывая, что вопрос ценообразования на основные продукты питания является прерогативой местных органов власти, «Нашей Украине» и БЮТ, вкупе контролирующих большинство местных Советов, ничего не стоит резко взвинтить цены аккурат к сентябрю. Мы видели, как БЮТ с разной долей успешности отрабатывал данную практику относительно жилищно-коммунальных тарифов зимой этого года. И помним, как игнорировались любые аргументы правительственных чиновников по поводу того, что тарифы, с которыми так яростно боролась Юлия Тимошенко, были зачастую установлены депутатами ее же фракций. Тем не менее пика своей популярности (надеюсь, уже неповторимого) БЮТ достиг именно в тот период.
Посему примите мой прогноз. В случае проведения-таки досрочных выборов 30 сентября целый ряд областей Украины в августе столкнется с ценовой вакханалией на рынке продуктов потребления. И несмотря на широкие полномочия (во всяком случае, формальные) Кабинета министров в этой сфере, усилия правительства по сдерживанию цен столкнутся с саботажем как со стороны местных Советов, так и со стороны губернаторов, полностью контролируемых президентом. К этому надо готовиться всем, в том числе и нам с вами, поскольку заложником данной «стратегии» станут именно рядовые граждане Украины.
Представителям же партий коалиции остается порекомендовать не использовать «голодоморную» риторику и страшилки, касающиеся засухи. Кто-кто сейчас меньше всего заинтересован в разжигании ажиотажа и паники на потребительском рынке, так это именно представители парламентского большинства.
И снова об идеологии
Что же еще сможет противопоставить своим оппонентам Партия регионов? Наивные рассуждения некоторых лиц о том, что на этот раз ПР сможет свести свою «технологию» к повышению зарплат и разговорам об экономических достижениях, особенно не упирая на вопросы идеологии, не выдерживают критики. Конечно, «регионалам» придется приложить немалые усилия с тем, чтобы объяснить своим избирателям, почему за весь минувший год на законодательном уровне не сделано практических шагов в сторону выполнения одной из кардинальных программных задач ПР – придания русскому языку официального статуса. А этот вопрос будут во время всей предвыборной кампании задавать «регионалам» как их сторонники, так и противники.
Ответов об отсутствии конституционного большинства для изменения Основного закона явно будет недостаточно. Так как для поднятия статуса русского языка достаточно было и простого большинства в парламенте. Да, при этом все понимали, что президент задействовал бы свое право вето направо и налево. Но ведь никто не мешал коалиции, как минимум, делать шаги в этом направлении, что сняло бы с нее политическую ответственность за невыполнение предвыборных обещаний. Довольно странным выглядит тот факт, что в Раде зарегистрировано несколько десятков законопроектов, целью которых является защита прав русскоязычных жителей Украины (включая проект закона «О языках», подготовленный Евгением Кушанревым), но ни один из этих проектов не дошел до сессионного зала. Разве не удивительно, что в ходе кризиса, начатого президентом 2 апреля, Рада дошла до момента, когда Адам Мартынюк был вынужден признаться, что у парламента исчерпан список подготовленных законопроектов, но при этом никто ни разу не упомянул о «языковом» пакете документов? Куда ж он делся-то? И кто мешал коалиции воспользоваться шикарным шансом использовать эти проекты хотя бы для отчета перед избирателями: мол, мы сделали все от нас зависящее. Ведь этим она выбивала бы аргументы, которые неминуемо будет использовать в агитации против них оппозиция.
Придется объяснять избирателям и голосование по учениям НАТО в 2007 году, благословленным в итоге парламентом, в том числе и двумя партиями, входящими в коалицию, - ПР и СПУ. Сразу хочу сказать, что я в принципе не вижу ничего плохого в учениях с участием иностранных подразделений. В конце концов, нашей армии есть чему поучиться и у НАТО. Но ведь мы же все понимаем, что в последние годы вопрос сотрудничества с Альянсом стал политическим и что любое подобное учение (равно, как и его срыв) обязательно будет использоваться политиками для собственной пропаганды, ярким подтверждением чему являются прошлогодние феодосийские события. И почему сейчас нельзя было воспользоваться таким же шансом?
Причем любопытен сам механизм протаскивания данного закона через парламент, за что отдельное «спасибо» Морозу. Когда в первых числах апреля он настаивал на его принятии в парламенте, он обосновывал это тем, что в законопроекте идет речь не только об учениях с участием войск НАТО, но и планировавшие на апрель российско-украинские учения ВВС. Апрель минул, совместные учения с российскими летчиками фактически были сорваны. Но об этом Мороз сейчас и не вспомнил. Когда коммунисты воспротивились голосовать за этот закон, спикер заявил, что документ этот уже был поддержан Радой, а, соответственно, подлежит одобрению и сейчас. Такой вот нехитрый способ принятия решений.
В этой связи, конечно же, на потенциальных выборах-2007 легче всего будет вести идеологическую агитацию коммунистам. Они последовательно выдержали линю поведения при голосовании за «идеологические» законы, они не голосовали за учения НАТО. А соответственно, у них развязаны руки для использования всевозможных «Си Бриз» (а это июль-август – разгар избирательной кампании, ежели выборы состоятся 30 сентября) в качестве прекрасной агитационной площадки.
Гораздо тяжелее придется социалистам. Я не раз в своих статьях отмечал кризис идеологического жанра в СПУ. И не думаю, что в этом смысле ситуацию можно выправить за несколько месяцев. Хотя я и не стал бы сбрасывать эту партию со счетов, как это делают некоторые мои коллеги. Во-первых, рейтинги социалистов колеблются в районе 2-2,5 процентов. А при правильной кампании за 2-3 месяца вполне реально нарастить процент-полтора. И нельзя забывать, что рейтинг Мороза значительно превышает рейтинг СПУ. Поэтому социалистам нужно просто грамотно раскручивать своего лидера, а также личностей вокруг него (вроде Цушко) и не уйти при этом в примитивизм кампании Литвина на прошлых выборах (помните это завязывание узелков в телевизионных роликах?)
Не исключено также и блокирование СПУ с другими партиями левого спектра. Ясно, что нет смысла блокироваться с какими-нибудь «Трудовыми союзами». Но кто исключает альянс социалистов и тех же зеленых? Вполне гармоничное сочетание с точки зрения европейской практики. А зеленые, как ни крути, - это полпроцента голосов, так недостающих социалистам. Правда, все эти блокирования имеют смысл при условии сохранения нынешних членов фракции СПУ, приносящих реальные голоса. Например, «ильичевского» директора В. Бойко. Если он не пойдет на выборы с социалистами, те не досчитаются значительного числа голосов Мариуполя. В общем, попадание СПУ в парламент вполне возможно, но только при условии грамотной кампании со стороны самих социалистов.
31 сентября
Однако все эти расклады имеют смысл исключительно при условии проведения в стране честных, демократических и прозрачных выборов. Как я писал выше, у меня есть большие сомнения в возможности проведения таковых в нынешних условиях. Ведь, на самом деле, договоренности о выборах 30 сентября не снимают главных вопросов с повестки дня.
Например, такой скромный вопросик: а согласятся ли все участники предвыборной гонкой с ее итогами в случае поражения? Пусть никого не успокаивают заявления, звучащие из оранжевого лагеря, о том, что все политические силы должны подчиниться волеизъявлению народа и признать результаты досрочных выборов. Но разве не точно то же самое говорили эти же люди в начале апреля, когда клялись в подчинении любому решению Конституционного суда? Не стоит даже сомневаться в том, что в случае, если Юлия Тимошенко почувствует свое поражение на выборах, то мы узнаем много интересного о квартирах какого-нибудь из членов нового ЦИК, о бизнесе его бабушек и необходимости считать в этой связи голоса только в регионах, поддержавших БЮТ.
А кто может сказать, как договоренности о выборах и принятые Радой законы разрешили кризис украинской судебной системы? Точнее, не кризис, а ее летальный исход. Все-таки кто-то скажет, являются ли Станик, Пшеничный или Гавриш судьями КС с точки зрения «высоких договаривающихся сторон»? Признано ли решение КС о невозможности увольнять председателей судов указами президента? Судя по риторике пропрезидентских деятелей, Ющенко по-прежнему стоит на своем. А это значит, на следующий день после 30 сентября мы можем получить указ о введении особого дня для назначения результатов выборов – эдакого 31 сентября. И ни в одном суде этот указ нельзя будет оспорить. Равно как и полученные в ходе «подсчета» результаты.
Да, благодаря минувшей пятнице мы получили более или менее ясную картину в Генпрокуратуре. Как минимум, всем наглядно продемонстрирована «логика» действий президента, уже даже не утруждающего себя юридическими обоснованиями собственных указов. Но разрешило ли это кризис вокруг ГПУ? Ой ли. Назначение официального соглядатая от президента может выглядеть как компромисс. Но скажите, а что делать завтра, когда президент издаст очередной не отягощенный юридическими условностями указ об отстранении Медведько с поста генпрокурора? Или того вновь скосит какая-нибудь болячка в день принятия кардинальных решений, как это стало уже обычаем в среде украинских чиновников всех масштабов? Ведь тогда Шемчук уже с большими основаниями сможет называться и.о. Если он сейчас, как бы после «завершения кризиса», говорит о необходимости возбуждения уголовных дел против «захватчиков ГПУ» (читай, против Цушко), то в дни обострения противостояния от него можно будет ожидать и еще большей ретивости.
Не кажется мне завершенным и «компромисс» по Центризбиркому. Да, конечно, назначение секретарем ЦИК представителя «регионов» выглядит серьезным противовесом назначению на должность главы Центризбиркома «проверенного в боях» Шаповала, отличающегося особой «принципиальностью» в Конституционном суде. Но значение должности главы ЦИК трудно переоценить! Он наделен такими полномочиями, которые могут свести на нет любые благоприятные для нынешней коалиции результаты выборов. Получив заангажированного главу ЦИК, мы даже не представляем еще, какую головную боль мы получили во время предстоящих выборов (не важно, досрочных или срочных). Я уж не говорю о том, что приняв новый механизм досрочного отзыва членов ЦИК и замены их на конъюнктурных людей, мы окончательно превращаем этот орган в заложника сиюминутных раскладов в парламенте и взаимоотношений президента с премьером (вне зависимости от фамилий).
Кроме того, я не понимаю, почему, создав подобный прецедент по ЦИКу, коалиция ограничилась только этим органом. В конце концов, есть еще один орган, который кардинальным образом может повлиять на ход предвыборной агитационной кампании и в котором давно уже не отражены сегодняшние политические расклады. Я имею в виду Нацсовет по телевидению и радиовещанию. Если уж мы так легко пересмотрели состав ЦИКа, то почему нельзя было решить и эту, давно застарелую и, на мой взгляд, более важную задачу?
Украина превращается в Глупов
В общем, да простят меня все западные журналисты и редакторы, но украинский кризис далек от завершения. Я даже боюсь, он еще не достиг своего апогея. Вариантов разрешения его есть несколько, но все они лежат в конституционном поле, что, похоже, неприемлемо для президентской стороны. Та видит выход из кризиса совершенно в иной плоскости. Например, сверхоригинальный сценарий достижения компромисса предложил на одной из последних «Свобод слова» один из лидеров одной из «Пор» Владислав Каськив. Его простой «план» свелся всего к трем пунктам:
1. Введение чрезвычайного положения в трех районах Киева (представляете, колючая проволока на границах столичных районов, КПП, стена между ними, молодежь, пробирающаяся на дискотеки в Дарницкий район, потому что в Печерском уже комендантский час наступил – романтика да и только! Ну совсем в стиле «Поры»!)
2. Арест Цушко (ну хоть не расстрел еще – и на том спасибо).
3. «Диалог» по поводу того, как «делить власть после выборов».
Вы знаете, я, наверное, впервые пожалел, что я не присутствую на той передаче. Потому что мне очень захотелось в этот момент предложить свой встречный план «выхода из кризиса». Он бы у меня состоял из одного пункта. А давайте арестуем Каськива! Я, конечно, представляю лицо самого «пориста» в момент озвучивания подобного «плана». Но в самом деле, если он считает, что вот так вот запросто, без суда и следствия, можно предлагать арест кого бы то ни было в качестве «компромисса», то пусть и пойдет на эту жертву, покажет всем пример самопожертвования во имя великой цели – достижения мира и согласия в обществе.
После 2 апреля я всегда ношу с собой две книжечки. Одна – Конституция Украины, которую на различных дискуссиях я вынужден цитировать политикам, никогда ее не читавшим. А вторая – «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Очень актуальная книга! Всем рекомендую перечитать. И по поводу механизма принятия указов градоначальниками Глупова, и по поводу «правового обоснования» этих указов. И предложение Каськива (до недавних пор – советника президента) по выходу из кризиса мне очень напомнило механизм разрешения споров в Глупове. Там тоже при малейшем кризисе народ выбирал себе страдальцев, особо не утруждая судебными формальностями: «Анархия началась с того, что глуповцы собрались вокруг колокольни и сбросили с раската двух граждан: Степку да Ивашку. Потом…
последовали к реке. Тут утопили еще двух граждан: Порфишку да другого
Ивашку, и, ничего не доспев, разошлись по домам». Ну чем не выход из кризиса! Очень похоже на подходы нынешних «политических элит» Украины.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |