Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
22.06.2007. Газета «2000»
Владимир Корнилов
Думаю, все помнят, что творилось в Украине в тот день, когда в британском городке Кардиффе было объявлено о том, кто проводит чемпионат Европы по футболу 2012 года. Если поляки вышли на улицы, дабы отпраздновать это событие, то украинцы вышли на улицы для защиты своих конституционных прав от посягательств собственного президента. Не скажу, что победа польско-украинской заявки осталась незамеченной в нашей стране, но, согласитесь, политические страсти тех дней отодвинули данную, очень важную для всех нас тему, на второй план.
В тот день мне позвонил журналист из польской газеты «Дзенник», который с воодушевлением в голосе спросил: «Будет ли способствовать победа Украины на конкурсе за право проведения Евро-2012 объединению страны и разрешению политического кризиса в ней?» Когда я ответил, что данное радостное событие никак не отразится на текущих политических событиях в Украине, мой польский собеседник, по-моему, был даже несколько ошарашен. Еще бы, видя энтузиазм поляков, празднующих победу на площадях, он представлял, что и у нас дончане кинулись обниматься с львовянами, так же бурно отмечая праздник.
Вы знаете, как болельщик с давним стажем я, безусловно, тоже обрадовался перспективе проведения у нас футбольного чемпионата Европы. И, как 27% населения страны (по данным исследования R&B), тоже планирую посетить некоторые матчи, если этот чемпионат состоится у нас (я сознательно использую слово «если», а не «когда» - чуть ниже объясню, почему). А вот как политолога меня сразу подмывало написать несколько скептических замечаний по поводу той эйфории, которой на первых порах у нас пытались подменить серьезные разговоры об организации грандиозного турнира. Но я посчитал, что в тот период, когда у нас на дворе происходит государственный переворот, как-то не к месту писать о событии, которому, без сомнения, суждено стать переворотом в будущем. Да и к тому же, честно положа руку на сердце, я не хотел выглядеть эдаким ворчуном на фоне победных реляций с футбольного фронта. Я решил подождать, когда же спадут первые радостные эмоции (считаю их вполне оправданными) и все-таки начнется серьезный, конструктивный разговор о возможных политических и экономических рисков для страны.
Не повторим «Евро-2005»
Судя по некоторым заявлениям прошедшей недели и статьям, вышедшим в ряде общественно-политических изданий, этот разговор потихонечку начинается. Меня приятно удивило, что одним из тех, кто в числе первых заговорил о возможных рисках, стал Николай Томенко. Уж кому-кому, а человеку, полностью провалившему «Евровидение-2005» (форуму, по своей значимости и размаху гораздо меньшему, чем чемпионат Европы по футболу), прекрасно известно, чем чревато шапкозакидательское настроение при подготовке подобных мероприятий. Все мы помним, как радостно рапортовали нам о подготовке к песенному конкурсу в Киеве на протяжении нескольких месяцев. И что в итоге вышло? Многочисленных гостей из Европы бросили в палатки на Трухановом острове, поскольку в столице Украины не нашлось даже неприличных гостиниц (я уж не говорю о приличных) для размещения журналистов и зевак. «Свободная пресса», особенно пристально опекаемая в те дни гуманитарным вице-премьером Томенко, совершенно не обратила внимание на то, что творилось на острове в ночь, когда настоящий тропический ливень почти полностью затопил эти палатки. Как и на то, с каким недоумением писали об организации киевского «Евровидения» западные журналисты, попавшие в этот капкан. Вкупе с провалом «музыкантов» из «Грынджол» это был настоящий национальный позор для страны.
Но ведь то было «Евровидение» - пусть и популярный песенный конкурс, но посещаемый от силы несколькими сотнями журналистов и несколькими сотнями фанатов. А на чемпионат Европы поедут десятки и сотни тысяч зрителей! Можно себе представить позор страны, которая по каким-то причинам не сможет организовать этот турнир. Его нельзя будет сравнить ни с чем. Поэтому меня пугает, что дальше отдельных разговоров о возможных проблемах мы еще не пошли, несмотря на то, что времени для начала серьезной дискуссии на общенациональном уровне было более чем предостаточно. Думаю, проблема – в том, что общество, осознав некие выгоды, которые может принести чемпионат Европы, пока еще не осознало, что он таит в себе и скрытые угрозы.
Польша ушла в этом смысле дальше нас. Там дискуссия на уровне различных СМИ уже идет полным ходом. В принципе, разница в общественном мнении относительно чемпионата между Польшей и Украиной небольшая. Так, по данным R&B, 66% украинцев позитивно относятся к идее проведения чемпионата Европы у нас и лишь 6% - негативно. В Польше эти цифры (по данным исследования CBOS) почти такие же: 67% против 4%. Но при этом 60% поляков считают, что одной из главных проблем Польши, связанной с организацией Евро-2012, является плохая инфраструктура в стране и недостаток средств, необходимых для ее реконструкции. Еще 54% считают, что в Польше недостаточно квалифицированных сотрудников для совершения запланированных работ. И это в Польше! Тот, кто был там, думаю, согласится со мной, что если мы сравним развитость инфраструктуры Польши и Украины, то мы посчитаем себя в каменном веке по сравнению с соседями. 62% поляков уверены, что 5 лет, отведенных нашим странам для организации чемпионата, - недостаточный срок для того, чтобы совершить необходимые приготовления. У нас же такие исследования пока не велись. Как не велись и серьезные дискуссии на тему, откуда же брать деньги на все запланированные работы.
В Польше эта тема уже стала предметом широкого обсуждения в СМИ. И помимо оптимистических прогнозов уже стали появляться и абсолютно негативные. Например, онлайн-ресурс «Виртуальна Польска» опубликовал недавно статью под заголовком «Вся правда о Евро-2012», в которой заявляется, что тот, кто пробил идею проведения чемпионата в Польше, «подложил свинью» полякам и нанес им «непоправимый вред». В первую очередь, авторы подобных публикаций (подчеркиваю, пока их – значительное меньшинство) связывают свои оценки с необходимостью значительных бюджетных затрат на организацию турнира.
«А оно как рванет!»
А что мы знаем о бюджете грядущего чемпионата? В недавнем интервью газете «2000» Григорий Суркис вполне резонно указывал на разнобой в оценках затрат, планируемых Николаем Рудьковским на реконструкцию дорог: «Министр транспорта говорит: чтобы провести Евро-2012, нужно вложить в дороги сначала 5, потом 10, 15, 20, а теперь уже 25 миллиардов долларов, может быть, и больше». И это ведь не только в оценках министра транспорта такой разнобой! Какой источник ни возьми, разрыв в оценках затрат, необходимых на проведение чемпионата Европы, колоссален. Мне этот разрыв от миллиарда до десятков миллиардов напоминает анекдот о советских сообщениях по поводу ядерных взрывов: «Почему вы пишете, что сила взрыва составила от 1 до 100 мегатонн? – Да мы сначала думали, что 1 мегатонна, а оно как рванет!»
Сначала я слышал из некоторых «авторитетных» источников сумму 1 млрд. евро (ссылались на бюджет Евро-2004, о котором мы еще вспомним). Затем суммы начали медленно, но уверенно подниматься. В пояснительной записке к принятому недавно закону «О проведении и организации финальной части чемпионата Европы 2012 году по футболу в Украине» говорится, что расходы общенационального бюджета с 2007 по 2012 годы на это составит всего лишь 3 млрд. гривен плюс 0,2 млрд. гривен расходов местного бюджета. В общем-то, пустяки. А если учесть к тому же, что в этой же пояснительной записке планируется поступление в бюджет 1,05 млрд. грн. в виде налогов с предприятий, занимающихся на территории Украины подготовительными работами, то бюджетные расходы на этот серьезный турнир выглядят и вовсе смехотворными – примерно по 80 млн. долларов в год. Вполне подъемная сумма для нашей развивающейся экономики.
Правда, в той же пояснительной записке есть другая цифра: для организационных работ под Евро-2012 планируется привлечение частных инвестиций в размере 20 млрд. грн.! Сумма тоже не колоссальная. Но все же уже возникает закономерный вопрос: а почему, собственно? И кто те люди, которые собираются раскошелиться на такие деньги? Судя по данным, приведенным журналом «Власть денег», сославшимся на Федерацию футбола Украины, государство покроет лишь 18% расходов, необходимых для проведения Евро-2012, 62% расходов покроются за счет частных украинских инвестиций, еще 20% - за счет иностранных инвестиций.
О предварительности всех этих расчетов говорит и тот факт, что чиновники, обнародовав все эти цифры, уже в течение нескольких недель успели озвучить совершенно иные суммы. Так, в журнале «Главред» они признались, что окончательные расчеты появятся не раньше осени этого года. А Иван Федоренко, директор Исполнительной дирекции по подготовке и проведению Евро-2012, заявил, что в данный момент расходы чемпионата планируются на уровне 120 млрд. гривен! Из них, по его мнению, 100 млрд. будет выделено частными инвесторами, а 20 млрд. – из бюджета (заметьте, уже 20, а не 3!). Почему-то мне кажется, что эта цифра еще не окончательная. «Оно еще рванет».
Олигархи – послушные зверьки?
Как видите, у всех госчиновников есть устойчивое мнение о том, что значительную часть расходов на чемпионат возьмут на себя бизнесмены. Это мнение подтверждено Анатолием Кинахом, заявившим: «Затраты на подготовку финальной части европейского первенства 2012 года… возьмет на себя прежде всего частный капитал».
Судя по первой реакции широкой украинской общественности, она тоже свято уверена, что так оно и будет. Помните телесюжеты по украинским новостям в день провозглашения украино-польской победы? Помните, как радостные люди говорили: «Теперь дороги построим, стадионы построим, гостиницы!» Никто из них не задался вопросом, кто, за какие деньги и почему будет строить. А если и задался, то, судя по эйфории и некоторым косвенным комментариям, основная «идея» свелась к пресловутому «Богатые поделятся с бедными».
Насколько я понимаю, именно эта эйфория вынудила самого богатого человека Украины Рината Ахметова не так давно в интервью газете «Донецкие новости» осторожно заявить: «Очень важно четко понять, где начинается и где заканчивается роль правительства, где начинается и где заканчивается роль бизнеса, какую ответственность возьмет на себя бизнес, какую – правительство».
Кто и каким образом собирается разграничивать эти роли и эти доли ответственности, пока никому не понятно. Насколько я понял, правительство и бизнес пока не сели за стол переговоров по поводу условий разделения этой ответственности и условий инвестиций. А поспешные комментарии чиновников о львиной доли ответственности частного бизнеса свидетельствуют о том, что они относятся к олигархам по принципу модной ныне приметы: «Олигархи - удивительно сообразительные зверьки. Стоит лишить свободы одного из них, как другие тут же становятся ласковыми и послушными. И даже более того - достают из норок все свои запасы и приносят хозяину».
Думаю, если кто-то в стране рассчитывает на подобную «покладистость» украинских (а тем более иностранных) инвесторов, то он ошибается. Если кто-то думает, что олигархи вложат миллиарды в инфраструктуру Украины только ради святой идеи Евро-2012, то это тоже – заблуждение. Как бы они ни любили футбол, но инвестировать будут только туда, где им будет светить выгода. И это должно четко осознать украинское общество, включая и властных его представителей. Пока что схемы этой выгоды не предложил никто. Во всяком случае, публично.
Бесплатного сыра не осталось и в мышеловке
На самом деле, такие же иллюзии существовали в Португалии, когда она получила право на проведение чемпионата Европы 2004 года. В первые два года после победы на конкурсе португальцы радостно праздновали и пребывали в эйфории, будучи свято уверены, что местный бизнес (а страна тогда имела некоторый экономический рост) запросто окупит все расходы. Только потому, что бизнесмены любят футбол. И лишь некоторые представители крупного бизнеса били в колокола, трубили о необходимости немедленного государственного вмешательства, требовали себе льгот и преференций за «футбольные» инвестиции.
Расходы у португальцев были несравнимы с теми расходами, которые предстоят нам с поляками. Хотя бы потому, что в небольшой по территории Португалии инфраструктура на конец 90-х была гораздо более развитой, чем у нас сейчас. Но в начале 2002 года выяснилось, что денег у Португалии, которая вошла в общеевропейскую полосу экономического кризиса, катастрофически не хватает, а подготовка к чемпионату Европы находится под угрозой срыва. Маленькая, но гордая страна оказалась на грани национального позора. Только тогда, всего за два с половиной года до чемпионата, когда УЕФА в открытую заявила о том, что начинает рассмотрение вопроса о переносе места проведения турнира, Лиссабон осознал, что делать ставку исключительно на крупный бизнес – это ошибка.
Как вышла из ситуации Португалия, в итоге проведшая один из лучших турниров? Она влезла в небывалые для себя долги, за которые рассчитываться будет еще не одно поколение. Так, в 2003 году внешний долг Португалии составлял 13,1 млрд. долларов, а страна занимала 51-е место в мире по этому показателю. В 2004 году сумма внешнего долга резко выросла до 250,7 млрд. долларов! Маленькая страна переместилась в списке мировых должников сразу на 4-е место! А по соотношению госдолга с ВВП страны Португалия вышла в лидеры вместе с Австралией, опередив такие страны, как США. Как Лиссабон собирается выкарабкиваться из этой долговой ямы, пока не знает никто.
Мы с вами должны осознать одну простую истину: в современном мире бесплатного сыра не осталось даже в мышеловке. Когда нам пишут, что 20% расходов на проведение чемпионата Европы составят частные инвестиции из-за рубежа, то мы должны понимать, что взамен этого Украина что-то должна дать зарубежному инвестору. Конечно, в данном случае речь идет не о стадионах, строительство которых, насколько я понял, действительно целиком собираются оплатить отечественные олигархи. В отличие от Польши, где как раз главная проблема с организацией Евро-2012 заключается в строительстве новых стадионов, в Украине проблема есть лишь с реконструкцией киевского комплекса «Олимпийский», что должно взять на себя государство.
Главной же проблемой (опять-таки в отличие от Польши) у нас, как обычно, являются дороги, точнее их фактически полное отсутствие. Единственная на всю страну трасса европейского качества Киев-Борисполь не может быть показателем. Вкладывать деньги в украинские дороги – дело абсолютно бесперспективное. И это знают все инвесторы. Пример колоссальных затрат на широко разрекламированное строительство «автобана» Киев-Одесса тому яркое подтверждение. Все помнят, сколько лет строили эту дорогу, все знают, что по стоимости она может сравниться с длиннейшими хайвеями Европы. И все в итоге увидели, какой ужас в итоге нам преподнесли под видом «автобана». Кто путешествовал по этой дороге из Киева а Одессу и обратно, подтвердит мои наблюдения: таких ужасных ухабов, по-моему, не было даже до строительства.
И кто же после этого будет инвестировать в полное переоборудование всего украинского бездорожья? С поляками все ясно – значительные затраты по реконструкции тамошних дорог гораздо лучшего качества, чем у нас, уже взял на себя Евросоюз, составной частью которого является Польша. Согласно данным «Главреда», из 26 млрд. долларов, запланированных на переустройство польских дорог, Европа намерена покрыть 19 млрд. Заметьте, там запланировано меньше работ, чем в Украине! Если в общей сложности поляки запланировали строительство и переоборудование 160 км автобанов и 1200 км скоростных шоссе, то в Украине речь официально ведется о строительстве 806 км новых дорог и полной реконструкции 3459 км! Во всяком случае, так заявила Государственная служба автомобильных дорог Украины. Причем я читал материалы широкой общественной дискуссии в Польше по поводу каждого километра из планируемых дорог, я видел различные таблицы, объясняющие, где будет проложена та или иная трасса, сколько на каждый из ее километров потребуется затрат и когда будет закончено строительство каждого участка этой трассы. То есть там есть довольно четкий план не только строительства, но и выделения средств под него. А что мы имеем в Украине? Пока что прикидки министра транспорта, которые справедливо критиковал цитированный выше Суркис, - от 15 до 25 млрд. гривен и полное отсутствие публичности планов строительства трасс и, главное, финансовых или инвестиционных планов.
Известно, что в этом году Рудьковский добился значительного (порядка 1 млрд. долларов!) кредита, выделяемого на реконструкции украинских дорог «Ситибанком». Любопытно, это – уже часть тех зарубежных частных инвестиций, которые планируются под Евро-2012? Если да, то, может быть, тогда стоит честно сказать, что это – вовсе не частные инвестиции. Кто-то поинтересовался, под что дан этот кредит? Под частные обязательства украинских олигархов или под обязательства государства Украина? Всем понятно, что под последнее. То есть долг по этому кредиту будет выплачиваться из нашего бюджета. Как и остальные долги. Это надо трезво осознавать, когда мы говорим о «частных» инвестициях в украинскую инфраструктуру. Хотим мы того или не хотим, но так оно и должно быть: если вся Украина собирается пользоваться будущими дорогами, то платить за это уже сейчас вся Украина и должна. Нам (снова-таки в отличие от поляков) в этом смысле надеяться больше не на кого. Но это тоже должно стать предметом публичного обсуждения, а не стыдливого замалчивания, прикрываемого общими рассуждениями о том, что «построят отели, построят дороги – и заживем!»
Коррупция лечится публичностью
И тут мы подходим к главному. Хочу, чтобы меня правильно поняли: на самом деле, я хочу, чтобы чемпионат Европы по футболу прошел у нас. И как болельщик хочу, и как гражданин Украины, тоже мечтающий ездить в своей стране по европейским дорогам, сидеть на качественных стадионах, заезжать в хорошие гостиницы во Львове, Днепропетровске или Одессе, не платя при этом заоблачные цены. И в этом смысле я тоже считаю, что Евро-2012, если он состоится у нас (думаю, теперь это «если» не надо объяснять?), может стать шансом для здоровых преобразований в стране. Но мы можем лишиться этого шанса, если сейчас будем закрывать глаза на возможные риски нашей страны, связанные с проведением этого турнира. В этой связи я призываю всех, включая и заинтересованные стороны, и вообще представителей общественности, подойти к теме Евро-2012 со здоровым скептицизмом – эдаким «Евро-скептицизмом», - оставив эйфорию и уйдя от бессмысленных надежд на то, что за нас заплатит какой-то олигарх, то ли местный, то ли зарубежный. Рассуждения, которые я привел тут, вызваны желанием объяснить, что любые (и частные, и тем более бюджетные) инвестиции – это общее наше дело. Общественность не только должна знать, какую долю бюджета мы планируем отвести под покрытие растущего госдолга, лишая будущих врачей или учителей повышения зарплат, но и принимать активное участие в обсуждении данного вопроса.
Заметьте, я сознательно избегал рассуждений о возможных политических рисках. А их тоже – выше крыши. Представьте, например, что после сфальсифицированных выборов-2007 (а в их чистоту и прозрачность верится все меньше и меньше) «оранжевые» вновь сформируют очередное правительство Юлии Тимошенко все с теми же организаторами «Евровидения» в составе. Где тогда вновь окажется украинская экономика? Правильно, все в том же 2005 году с его полнейшим развалом и распадом. И где окажутся тысячи болельщиков на Евро-2012? Неправильно, вовсе не на Трухановом острове. Поскольку в отличие от «Евровидения», УЕФА гораздо более жестко мониторит подготовительный процесс. Если в штабе футбольной ассоциации узнают, что для болельщиков готовят не звездные отели, а майданные палатки, то Украина моментально лишится права на проведение турнира. Судя по тому, что Польша уже несколько раз настойчиво заявила о готовности в этом случае взять весь чемпионат на себя в одиночку, следует полагать, этот вариант Европа рассматривает всерьез.
Я сознательно упустил и немало экономических раскладов, говоря лишь о верхушке айсберга (дороги, стадионы и т.д.). А ведь речь идет еще о строительстве гостиниц, о полной реконструкции нескольких аэропортов, о проблеме тренировочных баз (насколько я понял, только «Шахтер» согласился предоставить свою под нужды Евро-2012). Все эти разговоры не будут иметь смысла, если мы не смягчим самую кардинальную проблему нашего народа – коррупцию. Конечно, говорить о том, что мы можем побороть эту язву за пять лет, было бы глупостью. Но если сейчас, «на берегу», не поставить ряд заслонов для коррупции, связанной с «осваиванием» средств, выделяемых на чемпионат, мы и в долги влезем, и турнир не проведем.
Глядя на разброс цифр расходов и на горящие глаза чиновников, озвучивающих эти цифры, я поневоле заражаюсь еще большим «Евро-скептицизмом». Например, чего только стоят последние заявления мэра Львова А. Садового. По всем информлентам прошло такое сообщение: «При подготовке к чемпионату Европы по футболу 2012 г. во Львове модернизируют 15 стадионов… По словам мэра, стадионы модернизируют за средства государственного и городского бюджетов (это десятки миллионов гривен)». Я конечно, жутко извиняюсь, а зачем во Львове для проведения чемпионата Европы нужно 15 стадионов?! Мне казалось, что в каждом городе достаточно по одному стадиону для этого. Или Львов, что, готовится самостоятельно принять весь чемпионат? Не хочется думать ничего плохого, но упоминания при этом о «десятках миллионов гривен» поневоле наталкивают на мысль о том, что их не собираются пускать на подготовку к Евро-2012. Но соблазн, конечно, велик.
Если проблема коррупции не будет смягчена, то кредиты мы все равно получим, с долгами будут потом долго расплачиваться наши дети, а ни европейского футбола, ни европейских дорог мы так и не увидим. Без сомнения, эту проблему нельзя решить методами Ющенко образца все того же 2005 года, когда он заезжал в налоговую администрацию и давал 30 дней на искоренение коррупции или делал еще проще, заявляя: «Мое правительство воровать не будет» (жаль, любимый кум президента Ивченко не вошел в правительство).
Мы должны пойти хотя бы по пути Польши, где уже выражают серьезную обеспокоенность возможным разворовыванием средств. В первую очередь, коррупция лечится публичностью. Именно открытое обсуждение проблем, которые я обрисовал в этой статье, обнародование и обоснование каждой циферки для публики, каждого инвестиционного плана, каждого кредита, объяснение народу, как, под какие гарантии и на сколько лет выделяется этот кредит (а соответственно, как это аукнется на наших детях и внуках) – вот что сейчас необходимо, в первую очередь, для подготовки к Евро-2012. А уже потом – стадионы, гостиницы, дороги… Не наоборот!
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |