Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Туякбаю – 12 мандатов, Байменову – 6

05.07.2007. Политика.kz

Мирас Нурмуханбетов

Политолог Андрей Чеботарев предсказывает итоги выборов

Страна, сама того до конца не понимая, уже живет в состоянии предвыборной лихорадки. Для некоторых наших сограждан она, наверное, пройдет незамеченной, но кое-кто уже с головой ушел в «борьбу за электорат». Но у населения все-таки возникают вопросы на счет «Дня Х» - 18 августа. За прогнозами и комментариями мы обратились к известному в этих делах специалисту.

- Андрей, как, по Вашему мнению, будет проходить борьба за места в Мажилис?

- Безусловно, основная борьба будет вестись за второе место – понятно, что первое место автоматически будет за «Нур Отаном», который получит большинство депутатских мандатов. Поэтому схватка предстоит, по существу, между оппозицией и теми, кто не представлен во власти.

На сегодня уже провели съезды и выдвинули свои партийные списки партии «Ауыл» и «Руханият». Теперь всем ясно, что они уже ни с кем объединяться не будут. То же самое заявил лидер Партии патриотов Гани Касымов. Объединение коммунистов, о котором они так многообещающе заявили в марте этого года после раскола три года назад, уже не состоится и они будут участвовать в выборах сами по себе. Партии «Алга!» и «Атамекен» на сегодня не зарегистрированы, и вряд ли это произойдет в ближайшие дни. А «Халык рухы» необходимо еще собрать достаточное по закону количество членов. Так что они выпадают из борьбы за парламентские места. Таким образом, основными претендентами на «серебро» являются объединенные с недавних пор ОСДП и «Настоящий Ак жол».

- Какие методы, по-вашему, будут использовать партии в предвыборной гонке?

- «Нур Отан» уже использует метод социальной рекламы, проводит различные мероприятия пиаровского характера, вовсю «светится» на телеэкранах. Понятно, что давить на оппозицию будет не сам «Нур Отан», а административный ресурс и, традиционно, силовые структуры.

- Без этого, думаете, не обойдется?

- Наверное, это будет минимизировано. По крайней мере, такой напряженности, которая была в 2004 году, когда реальная оппозиция была более сильной или «Отан» был слабее в том смысле, что не считался такой уж ярко выраженной партией власти, не будет. А теперь президент четко дал всем понять, что «Нур Отан» - это правящая партия, и она будет доминировать в парламенте. И никуда от этого не деться.

- Можно ли рассчитывать на социальные «подарки» со стороны власти? Скажем, на отмену постановления по «праворулькам»…

- Вряд ли по праворульным машинам будет какие-то послабления - Нурсултан Назарбаев уже выразил свое мнение, а по социальному сектору он все уже сказал в своем Послании. Другое дело, что партия «Нур Отан» сама по себе ничего не решает. Если парламентское большинство будет формировать правительство, то они сформируют его так, как скажет президент. И не думаю, что оно претерпит сильные изменения. По крайней мере, думаю, что премьер К.Масимов останется на своем кресле. Что же касается других партий, то сложно сказать, что они будут предпринимать. Наверное, будут практиковаться традиционные формы работы с населением в регионах, а на что-то существенное, в силу имеющихся ресурсов, рассчитывать трудно.

- Вместе с парламентскими выборами в этом году будут проходить и выборы депутатов маслихатов. Каковы Ваши прогнозы на этот счет?

- Если бы выборы в маслихаты проходили как в 2003 году самостоятельно, в отрыве от парламентских, то мы наблюдали бы довольно серьезную борьбу. Тогда и в Алматы, и в областях была довольно серьезная схватка, которую вели сильные политические деятели, лидеры партий и общественных организаций. А теперь главное внимание и основные ресурсы будут направлены на выборы в Мажилис. Поэтому, видимо, маслихаты останутся на откупе у «региональщиков», и здесь может проявить себя партия «Алга!», которая имеет серьезные региональные структуры. Если другие партии и будут выдвигать своих кандидатов в маслихаты, то это будет делаться в поддержку кампании в Мажилис, иначе, как мне кажется, большинство партий не в состоянии потянуть двойные расходы.

- Будут ли использованы в предвыборной борьбе последние скандалы во власти, такие, скажем, как вокруг Рахата Алиева?

- Оппозиции, думаю, не на руку разоблачение действий властей. Народу нужны конкретные вещи, решение актуальных проблем: жилье, образование, здравоохранение. Если оппозиция сумеет сделать определенные шаги в этом направлении, то ее шансы увеличатся, а если будет традиционная агитация за демократию и критика власти, то особого успеха ждать не придется.

- Так в чем же проблемы казахстанской оппозиции? Ведь у нее есть программы социального развития. Была таковая и у кандидата в президенты Жармахана Туякбая, и на последнем съезде ОСДП было объявлено о принятии социально ориентированной экономической программы.

- Проблема оппозиции в том, что она слабо работает с народом, а больший упор делает на глобальные проблемы, которые далеки от чаяний простых людей. Людям важно, чтобы был свет во дворе, чтобы дом был отремонтирован за государственный счет, чтобы у каждого человека была работа.

Да, у каждой партии сегодня имеются хорошие программы, но вопрос в том, насколько они реалистичны. Нужно помнить, что оппозиция будет оппозицией еще долго. Есть понятие «протестный электорат» (кстати, немногочисленный), который протестует по поводу и без повода – это и есть избиратели оппозиции, и за них будут бороться сразу несколько партий.

Но необходимо учитывать тот факт, что народ сам по себе инертен. Он привык жить устоявшейся за последние годы жизнью, и ему не надо каких-то резких движений, нарушения стабильности, как говорится.

С другой стороны, оппозиция часто не может внятно и вразумительно сказать, что она хочет и что может сделать. Тем более, что среди части населения бытует мнение, что нашу оппозицию в основном представляют бывшие чиновники, которые стремятся вернуться во власть. Поэтому часть населения предпочтет отдать голоса за тех, кто уже во власти, нежели тем, кто желает добиться реванша.

- Прогнозы, конечно, дело неблагодарное, но сколько мест, по вашему мнению, может взять оппозиция, в частности социал-демократы, в парламенте? Каков, так сказать, порог, определенный властью, и с чем те же социал-демократы могут согласиться?

- Трудно сказать. ОСДП, я думаю, согласится на 10-12 мест, «Ак жол» - на 5-6 мест. Надо исходить из реалий, но прогнозировать, действительно, трудно…

- Около месяца назад из уст лидеров оппозиции прозвучало слово «бойкот». Это возможно?

- Я думаю, что оппозиция не пойдет на бойкот потому, что совсем терять шансы на парламентскую трибуну она не захочет. Это лучше, чем совсем ничего. Когда в 2004 году еще единая партия «Ак жол» отказывалась от мандата, у нее еще была потенциальная возможность «отыграться» на президентских выборах. Сейчас, разумеется, такой возможности до 2012 года не будет. Памятуя о том, что ОСДП для проведения учредительного съезда дали Дворец Республики и Н.Назарбаев дважды встречался с Ж.Туякбаем, можно допустить, что власть проявила некоторое признание этой партии и она может дать «добро» на прохождение определенного числа социал-демократов в парламент.

Другое дело, кто из двух партий, претендующих на второе место, в большем фаворе у власти. Если власти для имиджа нужна серьезная оппозиция, то, безусловно, второе место будет за социал-демократами. Ну а если нужна ручная, более лояльная оппозиция, то это будет «Ак жол», а ОСДП окажется на третьем месте.

Конечно, все это будет искусственно. Хотя я не исключаю того, что власть, «забронировав» большинство мест в Мажилисе за «Нур Отаном», может просто махнуть рукой и сказать, пусть они там суетятся за остатки мандатов, а мы посмотрим.

- А если (или когда) выяснится, что выборы сфальсифицированы и обнаружено тому масса доказательств, имеет ли право оппозиция вывести своих избирателей на улицы?

- Безусловно! Если будут доказательства, то оппозиция имеет право опротестовать результаты выборов или провести митинги. Другое дело что я думаю, такого «напряга» не будет. Власти в настоящий момент со стороны оппозиции никто не угрожает, как это было, скажем, в 2004-ом со стороны «Ак жола» и блока ДВК и коммунистов. Сегодня у власти больше проблем внутри себя и ей надо произвести разбалансировку сил внутри элиты, для чего эти выборы и проводятся.

- Куда же власть торопится, почему выборы в Мажилис назначены именно на этот год? Да еще и на период летних отпусков…

- Во-первых, как я уже отметил, у власти начались проблемы: в 2006 году убили Алтынбека Сарсенбаева, в этом году случились демарш Рахата Алиева и скандал вокруг его персоны и «Нурбанка». Все это показывает, что власть перестала контролировать ситуацию не только в стране, но и в своих рядах. И это уже доходит до такой степени, что возникает угроза безопасности лично президенту страны. Поэтому глава государства и решил все разделить, создать некую многополюсность.

Это видно и по административной реформе, и потому, что в регионах создаются параллельные структуры управления. И в парламенте теперь будут сидеть в большем количестве депутаты-назначенцы. Ну а лето – это не только пора отпусков, но и пора подготовки к учебному году, к уборочной страде. В такой ситуации определенная часть граждан, в том числе и «протестная», махнув рукой, не пойдет на избирательные участки. А у нас сейчас хоть один человек придет голосовать - и выборы считаются состоявшимися.

Опять-таки власть может организовать те же «карусели», когда одних и тех же людей возят по избирательным участкам, бюджетников могут обязать идти на выборы административными мерами, рабочих предприятий - угрозами увольнения. Я думаю, власть использует все ресурсы.

- Изменился ли электорат с прошлых выборов?

- Что интересно, в народе начинает проявляться подъем гражданского сознания, то, что мы видели в прошлом году в Бакае, Шаныраке, в Караганде или по тому же движению в защиту «праворульных». Даже если взять межнациональные столкновения, в которых проявились социальные моменты, пусть они и негативные, но это все равно является своеобразным показателем, что народ стал выражать свое мнение, готов отстаивать свои права и интересы без направляющей роли той ли иной партии.

Но другое дело, что с точки зрения выборов народ остается аморфен. Нет еще такого уровня культуры, чтобы осознанно отдавать свои голоса. Ну отдал и отдал - для многих это формальность. Некоторые даже идут из-за интереса к электронной системе голосования, в которой еще очень много непонятного. Сдвиг гражданского и, может быть, даже политического самосознания произошел, но не до такой степени.

- Как будут обстоять дела с иностранными наблюдателями? Смогут ли на этот раз они оказать влияние на ход и итоги выборов в плане их прозрачности?

- Мне кажется, что Россия и другие страны СНГ поддержат выборы и их итоги, как это было раньше. Если и будут «неугодные» наблюдатели, то им могут отказать в аккредитации, как это было на президентских выборах.

Запад тоже заинтересован в мониторинге выборов для того, чтобы поторговаться с Казахстаном на предмет его места председателя в ОБСЕ – в этом году этот вопрос будет опять подниматься. Другим интересом стран дальнего зарубежья является желание вывести Казахстан из-под влияния России и качественно увеличить свое присутствие в нашей стране. А все остальное – это средство давления.

Чем выше будет уровень нарушений и фальсификаций на предстоящих выборах, тем больше у Запада будет возможностей торпедировать заявку на председательство в ОБСЕ. Хотя, создается впечатление, что наши власти уже махнули на это рукой. Если бы они действительно хотели получить эту должность, то реформы были бы осуществлены еще в 2006 году. Поэтому я не вижу ничего такого, что могло бы надавить на казахстанские власти в пользу честных выборов.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ