Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Предвыборная ситуация в Казахстане и русские организации республики

Андрей Грозин, зав. отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ. 15.07.2007.

Парламентские выборы в Казахстане состоятся 18 августа. Можно с большим основанием говорить о том, что они не принесут никаких неожиданностей.

Предвыборная гонка не будет интересной, во-первых, из-за меньшего количества участников. Во-вторых, из-за неудачно выбранного сезона проведения выборов, поскольку основная часть избирателей либо в отпусках и на каникулах, либо изначально не собирается принимать участия в голосовании.

Это было сделано, безусловно, намеренно, чтобы автоматически сократить электоральное поле.

Рассчитывать на прорыв политической оппозиции не следует. Различия могут быть только в оценках того, сколько наберут три доминирующие партии: партия власти «Нур Отан», партия «Ак Жол» и Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП).

Безусловным лидером кампании является «партия власти» «Нур Отан». Согласно наиболее умеренным прогнозам, партия получит около 70%. Однако поскольку главой партии стал президент Нурсултан Назарбаев, то 70% для правящей партии может быть признано «несолидным». Поэтому вполне возможно повторение сценария последних президентских выборов, когда Назарбаев «набрал» 91%.

4 июня глава государства Нурсултан Назарбаев возглавил Народно-демократическую партию "Нур Отан". Его первым заместителем стал Бакытжан Жумагулов, двумя другими замами - Кайрат Келимбетов и Сергей Громов. Они сменили на этих постах Александра Павлова и Даригу Назарбаеву.

После этого шага партия "Нур Отан" не сможет не набрать заявленное подавляющее большинство голосов избирателей. Таким образом, на равных конкурировать с "Нур Отаном" за места в парламенте стало делом практически невыполнимым, поскольку решение президента перевело предвыборную борьбу в плоскость противостояния не программ и партийных списков, а лидеров партий с президентом.

Понятно, что на партию власти будет работать административный ресурс. Но это не значит, что в Казахстане сильны протестные настроения, которые могли бы проявить себя на выборах. Казахское общество является калькой российского и в социальном, и в экономическом плане, и по степени вовлеченности в политический процесс. Степень информированности о внутриполитической ситуации еще ниже, чем в России.

Объясняется это массой причин. В Казахстане население меньше охвачено информационным полем. Здесь Казахстан заметно уступает России. Степень отчужденности большей части казахстанцев от политики велика.

После снятия избирательного порога вопрос массового привлечения избирателей на выборы перед властью не стоит. Выборы состоятся в любом случае.

Кроме того, подавляющее большинство одобряет курс президента. Основная причина – зримое улучшение материального благосостояния. Казахстанцы очевидно стали жить лучше своих соседей. Для большинства крупных городов гастарбайтеры из соседних стран не редкость. Население опасается резких перемен, полагая, что смена лидера, появление новых партий и центров сил может нарушить стабильность, что в глазах большинства населения (и казахов, и русских) чревато повторением «киргизского сценария».

Поскольку в основе деятельности "Нур Отан" лежат существующие госпрограммы социально-экономического и политического развития и тезисы, уже озвученные главой государства, партия в ходе кампании будет в очередной раз транслировать общественности слова президента. Тем более что партия сильно к нему привязана, поэтому сделает ставку на традиционные "фишки": экономический рост, политическую и межнациональную стабильность, увеличение расходов на социальные нужды.

В Казахстане происходит явное сращение партии и высшее бюрократии. После снятия ограничения на вступление чиновников в партию наблюдается массовое вхождение высокопоставленных чиновников в «Нур Отан», в партию вступили глава президентской администрации, ряд министров и др.

Все это аргументы в пользу того, что «Нур Отан» победит. Причем специфика избирательной системы Казахстана, особенно в регионах такова, что партии «пририсуют» примерно 10-15%. Если это не учитывать, то реальная поддержка партии «Нур Отан» варьируется в пределах 60-65%.

На преодоление барьера в 7%, необходимого для прохождения в парламент, могут рассчитывать социал-демократы (ОСДП), слившиеся с партией «Настоящий Ак Жол». На это же может рассчитывать и сам «Ак Жол». Обе партии относят к умеренной оппозиции. Она не радикальная, поскольку такая оппозиция в Казахстане не имеет регистрации.

Эти две политические силы будут играть на одном электоральном поле. В какой-то степени им придется поработать над привлечением части голосов от коммунистов. Поэтому придется распылиться на группы «новых бедных», ничего не получивших от реформ, и на крайне малочисленный средний класс. Поэтому ставка будет делаться на широкий охват социальных групп, начиная от проблемы распределения нефтяных доходов и заканчивая проблемой развития государственного (казахского) языка.

Социал-демократы при этом будут опираться на развитую региональную сеть, созданную еще под участие в президентских выборах считавшегося единым кандидатом от оппозиционеров Жармахана Туякбая. Причем ОСДП, в отличие от «Ак Жола», позволяет себе критиковать президента.

У ОСДП есть еще один плюс: незарегистрированная радикально оппозициолнная партия "Алга!" призвала своих членов оказать поддержку ОСДП всеми возможными средствами. Это означает, что электоральную группу ОСДП пополнит электорат партии "Алга!" – преимущественно протестный слой населения, критично относящийся к власти.

Однако c обеими партиями власть, при желании, легко может договориться. «Ак Жол» вообще является карманной оппозицией. Недавние личные встречи Туякбая с президентом также позволяют предположить, что социал-демократы получили некие гарантии.

Если в сумме оппозиция получит 10-15%, это можно будет считать ее большим успехом. Набрать больше вряд ли дадут, так как власть не заинтересована в образовании фракции оппозиционеров. Таким парламентом было бы сложнее управлять.

Таким образом, в результате парламентских выборов произойдет дальнейшее укрепление вертикали власти. Никаких новых конфигураций в элитах после выборов не произойдет. Понятно, что группировка Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой переживает не лучшие времена. Но влияние этой группы стабильно снижается с 2001 года. Одни группы казахской элиты уходят – другие приходят. Эти процессы идут постоянно. Сейчас, например, складывается новая группировка вокруг главы президентской администрации Адильбека Джаксыбекова.

Выборы закрепят созданную ранее управленческую модель. При этом Казахстан предпринимает шаги для придания модели черт, ориентированных на «внешнего потребителя», чтобы иметь более благоприятный образ, чем у соседей. Роль парламента действительно повысится. По крайней мере, премьер и правительство будут формироваться по согласованию с парламентом.

В целом, если учесть, что результат выборов легко прогнозируем, не интересен сам процесс. Фактически отсутствует стимул продвигать политтехнологические интересы и методы работы.

На этом фоне, неказахское население и его организации демонстрируют почти полное равнодушие к предстоящим выборам, поскольку в положении русского и русскоязычного населения эти выборы принципиально ничего изменить не могут.

В 90-е годы прошлого века Казахстан покинули почти 4 млн. неказахов (в основном – русских). Сейчас, в республиканских СМИ вопросы национальной политики в основном освещаются с целью угодить стремлению властей представить Казахстан мировому сообществу в образе своеобразного «островка стабильности», оазиса благополучия и процветания в Центральной Азии.

Однако реальность все чаще говорит об обратном. За последнее время в результате убийств оппозиционных политиков, целенаправленного уничтожения поселения кришнаитов и принятия жестких поправок к закону о религии, столкновений в Шаныраке и Бакае, межэтнических «разборок» в Тенгизе, Карабатане, Шелеке, Казаткоме и Маловодном - стабильный Казахстан, скорее желаемое, чем действительное.

В сфере национальной политики власть в Казахстане руководствуется архаичными подходами, которые контрпродуктивны. Целью такой стратегии является опасная спекуляция этой темой для дезориентации титульного населения, чтобы скрыть от него правду о действительном положении дел в стране. Таким образом, лицемерие в идеологической жизни Казахстана дошло до такой степени, что лукаво подменяются основополагающие принципы оценки прошлой истории и на их основе делаются сомнительные выводы и заявки относительно будущего страны.

В связи с этим следует отметить, что среди экспертных кругов и населения наблюдается достаточно тревожное ожидания относительно сохранения единства в казахстанском обществе.

В славянском движении «Лад», например, говорят о снижении политического статуса русских в Казахстане. К такому выводу они пришли в результате прочтения списков зарегистрированных кандидатов в депутаты Мажилиса. На долю граждан со славянскими фамилиями приходится 13,7 процента. Практически, от одной выборной кампании к другой, количество депутатов, представляющих русскую часть населения, уменьшается примерно на 5-6 процентов.

Этноцентристская политика, проводимая властями, приводит к прогрессирующему снижению статуса славянских меньшинств в Казахстане.

Более того, практически накануне официального начала предвыборной кампании пресс-служба Минобразования Казахстана обнародовала предварительную аналитическую справку о предстоящем переводе казахской письменности на латинскую графику. По подсчетам экспертов, на переучивание людей понадобится 12-15 лет. В случае реализации этих планов русский язык может быть полностью вытеснен из официальной сферы и лишится даже сегодняшнего размытого и неконкретного статуса «языка межнационального общения».

Документ, по сути дела, является обоснованием «необходимости» перехода казахского языка на латиницу, с инициативой которого выступил президент страны в октябре прошлого года.

"Опасения русскоязычного (включая и немалую часть казахов) населения, что русский язык будет вытеснен из Казахстана, носят преувеличенный характер", - говорится в справке. Там же отмечается, что латиница "привнесет новые элементы во взаимоотношения казахского и русского народов". Почему опасения преувеличены, о каких "новых элементах" идет речь, не уточняется.

Сами русские Казахстана отнюдь не считают свои опасения «необоснованными». Агентство «ЛадИнформ», представляющее славянское движение «Лад», распространило сообщение, в котором акцентируются издержки подобной языковой реформы.

Настораживают хотя бы некоторые приводимые цитаты из документа, подготовленного в недрах Минобразования Казахстана. В нем, в частности, безапелляционно говорится: «Кириллица как письменность казахского языка несет на себе печать колониального прошлого Казахстана. Выбор кириллицы не был свободным выбором казахского народа, она была внедрена сверху тоталитарным государством».

«Колониальным прошлым» в Астане, очевидно, считают период нахождения Казахстана в составе СССР. Однако следует напомнить при этом, что до этого «мрачного периода» казахи представляли из себя аморфное объединение полудиких кочевых племен. Племена эти, даже не догадывались о том, что составляют собой «казахстанскую нацию».

«Уже сейчас конституционный статус русского языка в Казахстане существенно снижен, и сфера функционального его применения постоянно сужается», - констатирует ЛадИнформ. С внедрением же латиницы - так же как в Азербайджане, Узбекистане и Туркменистане – количество носителей русского языка в республике сократится до десятков тысяч, а оставшееся население в массе своей окажется полуграмотным».

Россия, в сегодняшней ситуации, конечно же, должна приложить все усилия для того, чтобы граждане Казахстана имели свободный доступ к информации на том языке и том алфавите, который они считают для себя наиболее удобным и привычным.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ